Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:17, доклад
В настоящее время трудно переоценить значение туристской индустрии для экономики страны или же отдельного региона. Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей более 10 % валового дохода. А в экономике некоторых стран туризм занимает одно из первых мест по доходности. Однако точно подсчитать экономический эффект от туризма сложно, оказывают влияние многие факторы, наиболее значимые из них: отсутствие или сложность сбора точных статистических данных по туристским потокам, количестве потраченных средств и др.; сложность учета мультипликативного эффекта от туристской деятельности и др
Современные подходы в оценке доходности туризма в экономику городов. 3
Туристская индустрия Санкт-Петербурга в сравнении с туриндустрией Пскова. 6
Заключение. 12
Список литературы. 13
Санкт – Петербургский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов
Специальность: 080507 (0661100) – «Менеджмент организации»
Оценка доходности туристской отрасли для экономики города Пскова в сравнении с Санкт-Петербургом.
Никитина
Екатерина Анатольевна,
Муравьев
Антон Сергеевич.
Санкт-Петербург
2011
Содержание
В настоящее время трудно переоценить значение туристской индустрии для экономики страны или же отдельного региона. Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей более 10 % валового дохода. А в экономике некоторых стран туризм занимает одно из первых мест по доходности. Однако точно подсчитать экономический эффект от туризма сложно, оказывают влияние многие факторы, наиболее значимые из них: отсутствие или сложность сбора точных статистических данных по туристским потокам, количестве потраченных средств и др.; сложность учета мультипликативного эффекта от туристской деятельности и др. Данный эффект от туризма проявляется практически во всех сферах социально-культурной жизни дестинации, к примеру:
Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.
Во
многих зарубежных странах и рядом
международных организаций
В настоящее время стандарты ООН и ВТО предполагают разработку целостной системы показателей статистики туризма, включающей ряд показателей в натуральном и стоимостном выражении. Первые дают количественную характеристику величины и структуры туристских потоков в терминах принятых классификаций спроса и количественную характеристику потенциала сферы производства туристских продуктов на основе классификации предложения. Вторые характеризуют величину и структуру туристского выпуска и валовой добавленной стоимости. Их задача показать место и роль туризма в национальной экономике, а также оценить влияние туризма на экономику. Система также использует показатели занятости в туризме, накопление основного капитала и др.
Экономический эффект от индустрии туризма как для хозяйства страны в целом, так и для отдельно взятого региона, туристского центра, оценивается в настоящее время неоднозначно. На современном этапе в качестве основных показателей экономического эффекта от туристского производства для экономики того или иного региона используют следующие переменные:
В соответствии с выделенными этапами организации статистических исследований туризма в зарубежных странах, можно сделать вывод, что Россия в данный момент находится на первом этапе развития – этапе сбора и анализа преимущественно натуральных показателей. Основными показателями, которые публикуются в статистических сборниках, являются:
Однако основной недостаток существующей системы – отсутствие важнейших показателей международной системы статистической системы отчетности в туризме и методики их расчета:
Несмотря на то, что принятая в зарубежных странах методика подсчета вклада туризма в экономику в РФ находится в стадии формировании, можно выделить следующие методы расчета экономической роли туризма, которые наиболее часто используются в российской практике:
Самый простой и распространенный метод – на основе определения доходов бюджета, именно на основе этого подхода рассчитывался вклад туризма в экономику при разработке программ развития туризма в субъектах РФ, в частности в Санкт-Петербурге. Однако Бостонская консалтинговая группа также провела собственное исследование для разработки программы развития туризма в Санкт-Петербурге на 2005-2010гг. с использованием эффекта мультипликатора.
В данном разделе будет приведена оценка доходности туристской отрасли Пскова в сравнении с Санкт-Петербургом с рассмотрением важнейших туристских статистических показателей для двух городов. Целесообразно сравнивать показатели в процентных показателях, так как абсолютные величины могут быть совершенно несопоставимы для столь разных городов. Стоит обосновать выбор Пскова как объект для сравнения, во-первых, город обладает большим туристским потенциалом, и при умелом управлении, развитии и продвижении может стать одним из первых городов в Российской Федерации по таким показателям как турпоток и доля туризма в ВРП города. Во-вторых, администрация города определила развитие въездного туризма как одно из основных направлений концепции социально-стратегического развития Псковской области, выдвинув лозунг «Туризм — ресурс развития культуры Псковского региона».
С 2005 по 2010 годы туристская индустрия в Санкт-Петербурге развивалась в рамках «Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы». Поставленные в Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра целевые показатели основывались на выбранной городом стратегии «Прорыв» и носили амбициозный характер, как следствие, не все поставленные цели были достигнуты, но выполнение программы принято считать успешной.
Несмотря
на глобальные кризисные явления
в мировой туриндустрии и вынужденные
бюджетные ограничения удалось сохранить
набранный за предыдущие годы темп и обеспечить
прием в 2010 году Санкт-Петербургом 5 млн.
100 тыс. гостей. Прежде всего, это стало
возможным благодаря работе по продвижению
Санкт-Петербурга на международном туристском
рынке. На рисунке 1 можно проследить положительную
динамику въездов туристов за 2005-2010гг.
Рис. 1. Динамика прибытий туристов в Санкт-Петербург за 2005-2010гг.
Доходы индустрии за последний год реализации программы оцениваются в 115 млрд. рублей, что составляет около 10% ВРП Санкт-Петербурга.
Суммарные инвестиции Санкт-Петербурга в развитие туризма в рамках Программы с 2006 по 2010 годы составили 519 млн. рублей, в сравнении, на реализацию новой программы потребуется не менее 900 млрд. рублей.
При этом, оценивая доходы отрасли только за 2010 год можно констатировать следующие цифры: вклад туристов в экономику города (в виде прямых расходов без учета расходов на прибытие в Санкт-Петербург) по экспертным оценкам в этом году составил более 215 млрд. рублей. Таким образом, на каждый вложенный в рамках Программы рубль, экономика города получила свыше 2 400 рублей.
Среди негативных итогов программы следует отметить уменьшение среднего срока пребывания до 2,8 дней по сравнению со значением 2009 года в 3,5 дня. По мнению экспертов, средняя протяженность пребывания является одной из ключевых характеристик, которые влияют на доходность туризма для экономики региона. Именно поэтому одной из важнейших целей новой «Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 гг.», которая была принята 7 июня 2011 года на заседании городского правительства, является увеличение данного показателя до 5 дней к 2016 году. Основная задача программы - повышение социально-экономической эффективности и доходности туристской отрасли, а также широкое внедрение в туристскую сферу инновационных подходов и форм. Согласно программе, к 2016 году предполагается увеличение показателя прибытий туристов до 8,1 млн. человек. Среди других основных стратегических направлений программы Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам А.Б. Чичканов выделил следующие:
Для преодоления фактора сезонности и обеспечения равномерного распределения туристского потока в течение всего года, было принято решение активно развивать событийный и конгрессный туризм. И в настоящее время Санкт - Петербург приобретает новое лицо как центр делового и конгрессного туризма. Город регулярно принимает международные конференции, форумы, съезды и встречи на высшем уровне. Доля бизнесменов во въездном потоке в Санкт-Петербург приближается к 60%, для сравнения в мировом турпотоке эта доля составляет 25-30%. В 2010 году в городе были проведены более 300 конгрессов и конференций, около 100 выставок и ярмарок.5
Также активно развиваются такие направления в туризме как арт-туризм, религиозный, культурно-познавательный, паломнический и семейный туризм. В рамках программы предполагается ряд мер информационной и рекламной поддержки туризма в Петербурге, развитие рынка сопутствующих услуг, мер по обеспечению безопасности пребывания туристов в нашем городе и поддержка российских туристов за рубежом, дальнейшее совершенствование гостиничной инфраструктуры и подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли. Все это должно обеспечить достижение поставленных целей и увеличение вклада и роли туризма в экономику города.