Обзорная экскурсия по городу Тюмени

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:21, научная работа

Описание работы

Наша область раскинулась на необъятных просторах Западно-Сибирской равнины. Ее протяженность с севера на юг - 2100 км, а с запада на восток - 1400 км. Если сравнивать площадь Тюменской области с самыми крупными европейскими державами, то получится что Тюменская область – это более чем две с половиной Франции. Или три Испании. Или около пяти Италии. Или почти шесть Великобритании

Работа содержит 1 файл

Обзорная экскурсия по г.Тюмени.doc

— 243.50 Кб (Скачать)

       17 июля на площади похоронили латышских стрелков, которые отбили захваченные белыми разъезды Подъем и Кармак на железной дороге.

       В августе 1919 г. на месте братской могилы красноармейцев была поставлена деревянная колонна с краснозвездной шапкой-буденовкой наверху. В 1927 г. ее сменил деревянный обелиск. К сорокалетию Октябрьской революции в 1957 г. по рисунку Е.А. Герасимова из крашенного гипса была отлита скульптурная группа - вооруженные рабочий и крестьянин, и поставлена на пьедестал не на месте могилы, а у самого тротуара, где она стоит до сих пор. В 1967 г., уже к 50-летию октябрьской революции, эту же скульптурную группу отлили из чугуна на заводе строительных машин и поставили на пьедестал.

       В 1984 г. к 400-летию города была произведена реконструкция памятника, а точнее его фундамента. Специалисты - строители СМП-280 - сделали новый фундамент памятника. Он весит 17 тонн. Пьедестал облицован доставленным с Западной Украины камнем - лабрадоритом.

       После повторного установления советской  власти в Тюмени в августе 1919 г. сад на площади получил имя Карла Маркса. В середине 30-х гг. сад стал называться Пионерским. Тюменцы помнят, что еще в середине 50-х гг. сад пионеров был огорожен от улицы Республики невысоким забором. В саду росло море сирени. Во второй половине 60-х гг. сад реконструировали, примерно в таком виде он дошел до наших дней. В середине 60-х гг. на краю площади встал четырехэтажный корпус университета. 

Памятник  учащимся школ города Тюмени не вернувшимся  с войны 

       Открыт  в июне 1991 г. Памятник "Прощание" (так называют его тюменцы) - произведение скульптора Н.В. Распопова и архитектора Б.А. Жученко.

       Памятник  сооружен по инициативе выпускников  школ г. Тюмени 1941 – 1945 гг. и их учителя П.Ю. Хайновского. Ежегодно 22 июня, в день начала войны, оставшиеся в живых выпускники 40-х гг. собираются у памятника своим сверстникам, имена которых написаны на мраморных пилонах около памятника. 

Затюменка 

       Название  этого района появилось в начале 17 в., когда сюда переселились первые тюменские ямщики, жившие до того в тюменской крепости. Чтобы переселиться на другой берег Тюменки ямщикам пришлось писать на имя самого царя прошение и отправлять его в далекую Москву.

       Из  Москвы от князя Всея России Бориса Федоровича пришла грамота городскому голове Безобразову: "... и как тебе сия наша грамота придет, и за Тюменкою рекою будет ямщикам жити можно, и от города недалече, и от воинских людей жити бесстрашно, и ты тюменским ямским охотникам вели под дворы земли дать, смотря по тамошнему делу, где пригоже..."

       Итак, с лета 1605 г. в Затюменке появилось ямщицкое поселение, названное Ямской слободой. Такие слободы были во многих городах России. В них жили государственные ямщики.

       Ямщикам, - поселившимся в Затюменке было предписано "Жить тихо и смирно. А корчмы и зерни и душегубства по дворам у себя не держать. И самим им... зернью и карты не играть и корчемного пития не попускать и не красть и людей до смерти не побивать и татей и разбойников и всяких лихих людей приходу и приезду к себе не держать и татинную и разбойную рухлядь не промышлять и иными никакими воровствами не воровать и с воры не водиться, из Тюмени из ямской слободы никуда не побежати".

       Ямская  гоньба, превращенная из крестьянской повинности в государеву службу была основным видом транспорта в 17 в. На всех дорогах русского государства были построены станы, получившие тюркское название - Ям. Здесь проезжающие меняли лошадей. Ямщики составляли особую общину, связанную круговой порукой, и службу свою несли по паям. На каждый пай ямщики обязаны были держать для гоньбы по три лошади с санями зимой, с седлами и телегами летом. В условиях Сибири грузы возили на расстояние 25 верст, меняя возчиков и лошадей. В предместьях Тюмени первая пряжка была в Велижанах.

       Тяжел был труд ямщиков. В любую погоду взяли они грузы, по всем дорогам от Тюмени раздавался звон колокольчиков, неслись раздольные и тоскливые песни ямщиков. Дороги были скверные, грязь, болота губили массу лошадей.

       А.П. Чехов проезжая в мае 1890 г. до Томска через Тюмень писал, что он не ехал, а буквально полоскался в грязи.

       В целях сохранения государевой поклажи ямщикам назначалось самое высокое жалование. Они являлись одним из самых богатых категорий населения в крае.

       Для учета пряжек вводится практика зарубок (щербинок) на кедровых пластинках. Отсюда и название села. Также щербаками называли одноконных извозщиков, которые каждую пряжку метили щербинкой. Это слово зафиксировано в "Толковом словаре" Даля (с.656).

       Для перевозки государевой поклажи  требовались особо честные люди •и поэтому складывается практика перевозки грузов "по дружкам" (по своим людям). Но в этом промысле побеждал сильнейший. Тем, кому удавалось на кулаках сбить прежних возщиков, те и везли грузы по своей линии дружков. Государство в эти разборки не вмешивалось ввиду имевших место грабежей государевой поклажи.

       А.П. Чехов отмечал: "От Тюмени до Томска ни почтовые, ни вольные ямщики не помнят, чтобы у проезжающего украли что-нибудь. Когда идешь на станцию, вещи оставляешь во дворе, на вопрос не украдут ли отвечают улыбкой. Мне кажется, потеряй я свои деньги на станции или в повозке, нашедший их вольный ямщик непременно возвратил бы их мне". Проведение в Сибирь железной дороги, развитие пароходства на реках подрывало ямскую службу ив 19 в. количество ямщиков стало сокращаться. Утратили свое первоначальное значение ямские слободы - от них осталось только историческое название.

       Ранней  весной 1826 г. через Затюменку провезли в сибирскую ссылку первых декабристов. По распоряжению Николая! их везли быстро, практически без остановки. На ямских станциях уже стояли готовые тройки, ссыльных быстро пересаживали и гнали коней дальше. Так было и в Тюмени. Всего через Затюменку в Тюмень проехало около сотни участников декабрьского восстания 1825 г. в Санкт-Петербурге. После смерти Николая в 1855 г. они возвращались уже без охраны, не спеша через Тюмень и ямщицкую Затюменку.

       В годы войны Затюменка приняла у себя 4 эвакуированных госпиталя. В первые месяцы войны в Тюмени осело эвакуированное из Таллина военно-пехотное училище, расквартировали его Затюменке. Из него и еще двух военных училищ постепенно сформировалось высшее военнонженерное военно-пехотное училище им. А.И. Прошлякова. Расквартировали его в Затюменке, осенью 1998 г. ставшее Тюменским филиалом Московского военного университета. 

Улица Луначарского 

       Бывшая  Никольская. В 19 в. на ул. Луначарского в доме № 8 находился окружной суд, а в доме № 18, разрушенном в 1994 г. (в 1999 г.-восстанавливается) - приказ о ссыльных. Это было единственное в России заведение, ведавшее учетом и распределением сосланных в Сибирь людей. Работал приказ с 1822 г. по 1904 г. сначала в Тобольске, а в 1870 г. переведен в Тюмень. Пока арестанты, пришедшие или привезенные из европейской России, сидели в Тюменской пересыльной тюрьме. В приказе оформляли на них дела. Ежегодно через Тюмень проходило до 15 тыс. ссыльных.

       В 1910 г. в Затюменке купец Шадрин построил крупное промышленное предприятие: водяную мельницу на Бабарынке. 80 лет получали отсюда тюменцы муку для хлеба.

       Для застройки и благоустройства  Затюменки в последние годы 19 в. – начале 20 в. многое сделала семья Колокольниковых. Здесь они имели один из жилых домов (Луначарского, 10), на свои деньги построили здание "Частной школы Колокольниковых". Этот двухэтажный дом из красного кирпича (Луначарского, 14) сохранился до наших дней, в нем долго располагалась школа № 22, теперь там реальная вечерняя общеобразовательная школа № 2.

       На  свои средства Колокольниковы купили проект известного петербургского архитектора Олтаржевского и построили здание частного коммерческого училища (ныне архитектурно-строительная академия). Место под этим зданием ранее было занято двухэтажной гостиницей тюменского купца Железнова. Колокольниковы купили ее и разобрали. Училище строилось под присмотром городского архитектора Чакина в 1910 - 1913 гг.

       После установления советской власти в  здании коммерческого училища расположился "Дом Советов". Затем здесь разместили первый ВУЗ Тюмени - агропедагогический институт (позже преобразованный в педагогический, а в 1973 г. в Университет). 

Троицкий монастырь 

       Это четвертый по счету монастырь  в Сибири. Расположен в живописнейшем месте - напротив острога, с трех сторон омываемом водами Туры, Тюменки и Бабарынки. Мужской монастырь в Тюмени был основан в начале 17 в. Наиболее вероятная дата его открытия – 1616 г. До начала 18в. монастырь называли Спасо-Преображенским.

       Все постройки в монастыре были деревянные и к началу 18 в. пришли в негодность. В таком состоянии и застал тюменский монастырь новый сибирский митрополит Филофей Лещинский. Он лично ходатайствовал перед Петром I о разрешении строительства каменного монастыря. Согласие было получено и в 1708 г. начались работы. Собор сооружали тобольские и украинкие строители под руководством мастера Матвея Максимова. Сложный силуэт напоминает архитектуру украинских церквей. Украинские же мастера выполнили иконостас. Монастырь стал преображаться. В 1715 г. собор был освящен. В 1717 г. завершилось строительство церкви Сорока Мучеников. Здание этой церкви не сохранилось, в начале 20 в. берег стал интенсивно осыпаться и монахи не смогли уберечь храм от разрушения.

       В комплекс монастыря, помимо Троицкого  собора, входит уникальная по своей  архитектуре церковь Петра и  Павла. Это единственная в Сибири крестообразная, надвратная церковь.

       В 1923 г. монастырь был закрыт и передан под краеведческий музей, а в 1929 г. в нем разместился Водоканал, воинская часть, склады.

       В 1996 г. монастырь был передан Тобольско-Тюменской Епархии, кроме церкви Петра и Павла, в которой до 2003 г. размещался филиал Тюменского областного краеведческого музея.                   В 2004 г. весь монастырь целиком передан во владение Епархии.

       Говоря  о Троицком монастыре нельзя не сказать о Филофее Лещинском. Родился в 1650 г. в городе Кролевец польской Малороссии. Учился в Киевской духовной семинарии, но известным имя Филофея стало на Сибирской земле. В истории Сибири было много митрополитов Сибирских и Тобольских, но только двое носили высокий титул - сродни патриаршескому Тобольский и всея Руси. И не случайно одним из них был Филофей. С его именем связано несколько событий, которые впервые произошли на Сибирской земле, а именно - открытие первой церковной школы, открытие первого театра. Во время пребывания Филофея в Сибири было построено около трехсот церквей, в разных ее уголках. А самым любимым детищем, по признанию самого Ф. Лещинского стал тюменский монастырь. Здесь он прожил  11 лет, сюда он возвращался после миссионерских экспедиций.

       Когда в 1702 г. Филофей проезжал через Тюмень, то увидел удивительно прекрасное место. На высоком, обрывистом берегу Туры стояла обитель - в запустении, упадке, разрухе. Деревянная церковь обветшала, забор покосился. Уже тогда родилась у филофея мечта отстроить здесь каменный монастырь. В 1709 г. святитель тяжело заболел, принял схимну с именем Феодора и удалился на покой в Спасо-Преображенский монастырь, где начиналось строительство Троицкого собора. Он сам руководил работами по возведению древнейшего на сегодняшний день каменного здания Тюмени, сам распределял размещение престолов, сам заказывал иконостас.

       Стремясь  вернуться в дорогой его сердцу Киев, и не имея такой возможности, Филофей создал в Тюмени "живое напоминание" о своей далекой родине. В Троицком соборе Филофей отразил "любимые черты" Софии Киевской и новгородских церквей. И все же аналога Троицкого собора нет нигде, он уникален. В архитектуре Троицкого собора соединились, гармонично слились черты древнерусские, западноевропейские и украинские. Храм расписывали малороссийские монахи. После отказа от тобольской кафедры, добровольного отказа от власти Филофей Лещинский — схимонах Феодор мечтал вернуться в Киевскую Лавру, чтобы провести в молитве и уединении остаток жизни. Но судьбе было угодно изменить его планы. В 1711 г. новый тобольский губернатор И.П. Гагарин предложил старцу "просвещать иноверцев светом христовым".

       Уже в июне 1712 г. миссия отправилась из Тобольска вниз по Иртышу, чтобы каждый день на протяжении 15 лет крестить, строить церкви и часовни для новокрещенных. Всего за годы миссионерства Филофей окрестил около сорока тысяч человек - вогулов, остяков, бурят, татар, самоедов.

       Скончался Филофей 31 мая 1727 г. (в 76 лет) в своей келье, в любимом, им обустроенном тюменском монастыре. Здесь же он был похоронен - возле западного входа в Троицкий монастырь "дабы мимопроходящие попирали мой прах ногами" - как Филофей писал в своем завещании.

       В настоящее время Троицкий собор  передан Тобольске - Тюменской епархии. Активно реконструируются Троицкий собор и Церковь Петра и  Павла, идут строительные работы во дворе  монастыря, установлен памятный крест  на месте захоронения Ф. Лещинского.

       Сегодня, почти столетие спустя, Тюмень выглядит иначе. Во многом изменились ее своеобразно-живописная панорама, архитектурный облик, характер, но чем быстрее бег времени и отдаленнее "портрет" старого города, с его не торопливым, размеренным ритмом, своей поэтикой, тем сильнее желание узнать, каким он был в прошлые эпохи, что мы и попытались сегодня. 

Информация о работе Обзорная экскурсия по городу Тюмени