Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:15, доклад
Холмогоры были крупнейшим центром ремесленно-художественной деятельности Поморья. Оборотистые холмогорцы прославились изготовлением сундуков, погребцов и подголовников для хранения бумаг и ценных вещей. Окованные узорчатым железом, обтянутые красной юфтью, расписанные изнутри, они были надежны и нарядны.
Народные промыслы
Холмогоры были крупнейшим центром ремесленно-художественной деятельности Поморья. Оборотистые холмогорцы прославились изготовлением сундуков, погребцов и подголовников для хранения бумаг и ценных вещей. Окованные узорчатым железом, обтянутые красной юфтью, расписанные изнутри, они были надежны и нарядны.
Издревле холмогорцы занимались
резьбой по кости, используя моржовую
и мамонтовую кость. Свои изделия, служившие
для украшений, резчики по кости
продавали на ярмарках, проходивших
в Холмогорах, Архангельске и других
северных городах. Особенно славились
придворные гребенные мастера из
Холмогор братья Семен и Евдоким
Шешенины. Однако наибольшего расцвета
холмогорская резьба по кости достигла
в эпоху царствования Петра I. Косторезные
изделия стали входить в обиход
его приближенных и даже средних
дворян. В петровское время вошли
в быт длинные чубуки и короткие
трубки для курения табака, костяные
кубки, лари, шифоньеры, секретеры и
др. В XIX веке искусство холмогорских
резчиков кости пришло в упадок,
так как изделия не находили рынка
сбыта. Но резчики по кости продолжали
заниматься любимым делом, уже не
рассчитывая на его доходность. В
1930 году в селе Ломоносово была учреждена
косторезная школа, которая начала
готовить будущих мастеров. С этого
времени не прекращается тесная связь
школы и фабрики резьбы по кости.
Следует назвать имена таких
мастеров, как Н.Д. Буторин, Г.Ф. Осипова,
В.А. Просвирнина, М.А. Христофоров, П.П.
Штанг и др. В наше время значение
холмогорской резьбы по кости возросло,
интерес к ней неуклонно
Самобытные черты сольвычегодской школы финифти особенно наглядно проявились в художественных приемах росписи, основу их декоративного решения составляют графические средства художественной выразительности. По белоснежному фону грунтовой эмали, словно по поверхности бумаги, мастера наносили черной или красновато-коричневой краской предварительный рисунок: очертания разнообразных цветов, стеблей и листьев, а также сюжетные изображения. Эта работа, по-видимому, производилась без специальной разметки, поскольку в свободных, динамичных мазках наброска часто отсутствует симметрия, а в отдельных деталях линии прерывисты и даже не завершены. Все это создает у зрителя впечатление необычайной живости и непосредственности изображения, созданного художником как бы на одном дыхании, несколькими сильными, виртуозными мазками.
Предварительный рисунок заливался смешанной с маслами краской, как при письме акварелью по сырой бумаге. Прозрачный колер растекался порой за границы изображения, в то время как внутри его иногда оставались участки незакрытой поверхности. Хотя красочные пятна порой лишь приблизительно совпадали с линейными очертаниями отдельного мотива, в контексте всей композиции они образовывали вполне «читаемое» изображение. В декоративных росписях по эмали усольские мастера пользовались незначительным числом красок. Их палитра, как правило, ограничивалась пятью-семью цветами. Среди них — прозрачные зеленые, голубые, желтые, лиловые, а также черные и красно-коричневые оттенки. Несмотря на определенную узость палитры, мастерам удавалось создавать многообразные цветосочетания, не повторявшиеся в живописной гамме значительного ряда вещей. Этому способствовал применявшийся иногда усольцами прием разбеливания основных красок, благодаря которому достигалось впечатление сложности цветовой гаммы, изобилующей колористическими нюансами.
В деревнях Каргопольского района Архангельской области издревле занимались гончарным промыслом. Отдыхая от однообразия горшков и кринок, гончары лепили игрушки. Неуклюжие фигурки баб с младенцами, приземистые мужики с бородами-лопатами, кони, птицы, медведи, собаки, герои сказок и былин... Игрушка делается с помощью приема вытягивания из целого куска глины без налепов. Детали обозначаются острой палочкой.
Слава о каргопольской игрушке разошлась далеко. О глиняных мужиках и бабах, сказочных зверях и птицах знают почти все, кто приезжает в Каргополь и, возвращаясь домой, увозят с собой на память частичку Русского Севера и сказочного детства.
Великий Устюг - город в котором развиты народные промыслы – береста, валенки, лапти, лен, резьба по дереву, серебро, пиво и квас. Искусные устюжские мастера бережно сохраняющие, развивающие и обогащающие древние самобытные ремесла и народные промыслы, возникшие на севере России, умеют создавать настоящие произведения искусства, которые, как сувениры, можно приобрести в Великом Устюге.
История Тотьмы – это в первую очередь история солеваренного промысла. В Тотьме с древнейших времен добывали соль. Не случайно и то, что первое наставление по устройству и бурению рассолоподъемных скважин появилось именно здесь. Промышленное же производство соли было организовано в 13-14 веках. Именно соль являлась первичным капиталом для тотемских купцов и окрестных монастырей.
Издавна славилась Тотьма людьми, искусными в ремеслах. До наших дней сохранились прекрасные образцы резьбы по дереву, набивные ткани, вышивки и т.п. До сих пор в селах и деревнях района ткут половики, вышивают, плетут из бересты, дранки, лозы, занимаются резьбой по дереву. Богата тотемская земля своими мастерами, творящими яркое, самобытное искусство – неиссякаемый источник мудрости и красоты. Тотьма входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием.