Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:14, творческая работа
Работа содержит презентацию по дисциплине "Туризм"
Спасское-Лутовиново
Государственный
мемориальный и природный музей-заповедник
И.С.Тургенева
Село Спасское-Лутовиново находится в Мценском районе Орловской области, здесь, в родовом поместье, родился и вырос Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Имение принадлежало его матери, богатой помещице, урождённой Лутовиновой, отец же его был старинного дворянского рода. Иван Тургенев провёл в усадьбе первые годы своей жизни (до 1828 года), и впоследствии регулярно приезжал сюда на каникулы и на отдых.
В мае 1839 года в усадьбе произошёл большой пожар. Однако новое строительство не было затеяно и к уцелевшей части дома были сделаны пристройки. Театр, большой зал, комнаты для гостей и прочее не были восстановлены. Парк также запустел.
В
1850 году Варвара Петровна, мать писателя,
умерла, Ивану Тургеневу, уступившему
брату Николаю все самые
Здесь же он пишет повесть «Постоялый двор» и роман «Два поколения» (не опубликован). В конце 1853 писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское, пишет здесь очерк «О соловьях» и принимает у себя Николая Некрасова. В 1855 здесь за семь недель пишется роман «Рудин». В 1856 Спасское посетил Лев Толстой.
Тогда
же Тургенев начал работу над «Фаустом».
Затем Иван Сергеевич на некоторое
время уехал в Европу. По возвращении
он пишет в Спасском произведения:
«Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы
и дети». Затем Тургенев по большой
части проводит время за границей.
Приезжая сюда он открывает школу
для крестьянских детей и богадельню
для престарелых крестьян. Последний
раз он побывал здесь в 1881 году.
В 1883 он умер во Франции, в городе Буживаль.
Иван
Сергеевич Тургенев, (28 октября
(9 ноября) 1818, Орёл, Российская империя
— 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, Третья
французская республика) — русский писатель,
поэт; член-корреспондент Императорской
Академии наук по Разряду Русского языка
и словесности (1860).
Портрет И.С.Тургенева работы И.Е.Репина, 1874г, холст, масло
Судьба
тургеневской усадьбы после смерти
писателя складывалась драматически.
Книги, портреты, рукописи, семейные ценности
и памятные реликвии разошлись по
наследникам. Многое так и исчезло
безвозвратно. Опустевший дом Тургенева
был уничтожен пожаром 1906 года. Лишь
благодаря предусмотрительности новых
хозяев – Галаховых, заблаговременно
были вывезены и в основном сохранены
старинная библиотека и мемориальные
вещи. В годы гражданской войны
и смуты усадьба оказалась
бесхозной, плохо охранялась. Оставшиеся
помещения ветшали, подвергались расхищению.
Некоторые строения были разобраны.
Зарастали пруды, в худшую сторону
менялся пейзаж. На протяжении ряда
лет поместье Тургенева сдавалось
в аренду – сначала частным
лицам, позднее – сельхозартели,
совхозу и местной школе. Жемчужина
усадьбы – тургеневский парк –
одичал, сильно пострадал от вырубок.
Дореволюционный губернский музей,
номинально опекавший усадьбу, несмотря
на попытки его заведующего П.С.
Ткачевского, оказался бессильным остановить
процесс ее запустения.
Поворотным
событием явилось празднование 100-летия
со дня рождения Тургенева в 1918 году.
В Орле в национализированном
для этой цели доме Галаховых, была
открыта библиотека-музей
Осенью
1921 года советским правительством принят
законодательный акт об охране исторических
усадеб, памятников природы, парков и
садов. Музей И.С. Тургенева в Спасском-
У
истоков создания музея стояли А.
В. Луначарский и В. Я. Брюсов. В
становлении музея-усадьбы в
Главным богатством музея является мемориальный дом И.С. Тургенева с находящейся в нем бесценной коллекцией подлинных тургеневских вещей. Это один из немногих мемориальных музеев, где коллекция почти полностью состоит из подлинных вещей, ранее принадлежавших предкам писателя и ему лично. Эти вещи, окружавшие Тургенева в его Спасском доме, были не только свидетелями творческой работы писателя, но и «участвовали в создании его произведений».
Мемориальный
дом, сгоревший в 1906 году, восстановлен
на прежнем месте и в том
виде, каким застал его Иван Сергеевич
в свой последний приезд на родину,
летом 1881 г. Резные узорчатые веранды,
утопающие в зелени плюща, маленькие
окошки мезонина и крылечки, анфилада
комнат и их внутреннее убранство
– весь облик дома помогает проникнуться
духом тургеневского времени. В
обстановке дома – мебель, являющая
собой лучшие образцы мебели работы
русских и иностранных мастеров
18 – первой половины 19 веков. Некоторые
из этих вещей являются редчайшими
произведениями прикладного искусства.
«Ампирная» мебель удивляет скромностью
и изяществом линий. Светом и теплом
наполняют комнаты блики
Уникальна по своему составу спасско-лутовиновская библиотека, собиравшаяся несколькими поколениями Тургеневых и Лутовиновых.
Спасский дом всегда был гостеприимен. Камердинер писателя Захар Балашов вспоминал: «А вон на той скамейке… частенько в прежнее в прежнее время, когда Иван Сергеевич подолгу в Спасском проживали, сиживали гости: Панаев, Некрасов, Григорович, Полонский, Шеншин – они же Фет… Граф Лев Николаевич тоже бывало, наезжали». Бывали в усадьбе И.С. Аксаков, М.С. Щепкин, А.В. Дружинин и В.П. Боткин… Спасское собирало аристократов духа, представителей русской дворянской «усадебной культуры».
Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».
Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII —начала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.
Каждый
уголок парка связан с памятью о Тургеневе.
Его любимая скамейка стоит на берегу
Большого Спасского пруда; беседка, образованная
кольцом лип, описана в романе «Рудин»;
аллея, посаженная сами писателем во время
ссылки, ведёт к другой такой же беседке
в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин»
Тургенев вспоминает о первых детских
восторгах, которые он испытал здесь, слушая
чтение поэмы М. Хераскова «Россиада».
Восхищение красотой парка звучит на страницах
повестей «Фауст», «Призраки» и многих
других произведений писателя.