Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:37, реферат
Совокупность знаний, используемых в профессиональной музейной практике и отраженных в специальной литературе, обобщающей проблемы музейного дела, обозначается в наше время как «музеология» («музееведение»). Этот термин закрепился во многих языках, хотя он появился только во второй половине XIX века. Существовавший ранее термин «музеография» относился ко всем сочинениям, касавшимся музеев, а позднее (с середины XX в.) – преимущественно к описаниям музеев. Некоторое время термины «музеология» и «музеография» сосуществовали, что создавало большие неудобства.
1. Введение
2. Предмет исследования музееведения
3. Ключевые понятия музееведения
4. Метод музееведения
Современная проблематика музееведения отражает достигнутый уровень разработки основных аспектов музейного предмета, музея, музейного дела, и для ее характеристики можно выделить следующие направления.
А. Проблемы, относящиеся к музейным предметам как источникам информации, документальным культурно-историческим ценностям
Музееведение исследует характер того особого отношения человека к действительности, выражением которого является осознание музейной ценности предметов объективного мира;
- осуществляет специфические исследования природы и общества, направленные на выбор явлений и процессов, документируемых музеем, на выявление и отбор предметов музейного значения, входящих в круг профильных интересов музеев и являющихся культурно-историческими ценностями;
- изучает музейные предметы с целью выявления всего комплекса семантических и других свойств, представляющих интерес для различных областей знаний;
- исследует музейные предметы для раскрытия информации, научного определения и классификации как потенциальных первоисточников и музейных средств;
- исследует музейные предметы для определения режимов хранения, методов консервации и реставрации;
- исследует коммуникативные (в том числе и экспрессивные) возможности музейных предметов при использовании их в образовательной и воспитательной деятельности музеев, и, прежде всего в экспозициях и выставках.
Таким образом, изучая памятники-подлинники, представляющие интерес в качестве первоисточников для многих наук, музееведение имеет вместе с тем свой угол зрения на эти объекты, рассматривает их как музейные предметы. Одновременно музееведение многими нитями связано с профильными дисциплинами, в частности историческое музееведение – со всем комплексом исторических наук, в том числе и со вспомогательными и специальными дисциплинами.
Б. Проблемы, относящиеся к музею как институту, функциональной специфике его деятельности, музейному делу
Музееведение исследует происхождение и историю музеев, их место в жизни различных общественных систем, классификацию, типологию музеев, историю музейного дела;
- исследует внутреннюю организацию музеев, взаимосвязь этой организации с развитием социальных функций музеев, развитием профильных наук;
- изучает специфику деятельности музеев, проявляющуюся:
а) в документировании явлений, процессов в природе и обществе, связанном с выявлением и первичной оценкой памятников-подлинников, относящихся к отжившим и живым, действующим системам;
б) в создании коллекций музейных предметов, их внутримузейном научном документировании и хранении;
в) в многообразных формах образовательно-воспитательной, научно-просветительной деятельности, прежде всего через экспозиционно-выставочные формы работы; с этой функцией связано также изучение проблем музейной педагогики, психолого-педагогических проблем восприятия музейной формы коммуникации;
- изучает закономерности развития музейного дела, проблемы его организации и управления;
- изучает музейную сеть, процесс ее формирования и развития, вопросы прогнозирования сети;
- изучает собственно музееведение как специальную дисциплину, ее сущностные характеристики и место в системе наук.