Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:58, реферат
Рассматриваются объективные и субъективные причины и мотивы, побуждающие потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей.
Всероссийское народное туристское общество (ВНТО)
ВНТО - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей, указанных в уставе.
Одна из первоочередных задач ВНТО - восстановление и развитие туристского пространства России.
Исключение миллионов людей России из туристского движения - один из многих показателей снижения уровня жизни, сокращения потребительского комплекса.
Корпоративный путь в развитии туризма изначально ставит Россию в подчиненное положение к транснациональным корпорациям, занимающим на туристском рынке подавляющие позиции. Российские туроператоры не могут составить им конкуренцию и в лучшем случае становятся их агентами. ВНТО не выступает против мирового туристского рынка, оно отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности.
Цели Общества:
- расширение народно-патриотических инициатив средствами туризма;
- содействие воспитанию граждан страны средствами туриз-ма и приобщению их к истории Родины, ее культуре и т. д.;
- реализация программы развития туризма в России;
- расширение сферы социального туризма, в основе которо-го - доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность трудящихся, слабо защи-щенных слоев населения;
- продвижение законодательной базы народного туризма -подготовка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Госдумы проектов законов, регулирующих туристскую дея-тельность в стране;
- формирование единой методологии народного туризма, реализуемого посредством программ краеведения и обучения, практических проектов по освоению туристского пространства России, возрождению туристских маршрутов, созданию новых рабочих мест;
- учреждение и развитие героико-патриотической и историко-культурной экспедиции "Россия - Родина моя";
- участие в совершенствовании планирования, региональной политики, технологии индустрии туризма, а также в формировании телекоммуникационных сетей, возрождении туристских маршрутов, создании новых рабочих мест;
- формирование сети учреждений профессиональной подготовки и трудоустройства специалистов туризма на многоуровневой основе и передача функций образования и обучения специалистов и персонала туризма специализированным учебным заведениям туризма;
- использование средств государственного и внебюджетного страхования для организации отдыха и туризма школьников, трудящихся, ветеранов труда, слабо защищенных слоев населения;
- проведение исследований и разработок новых туристских и образовательных технологий;
- осуществление рекламной, издательской и иной информационной деятельности и России и за ее пределами;
- создание целевых фондов поддержки небольших альтернативных программ;
- проведение благотворительных мероприятий.
Структуру Общества образуют его региональные (местные) отделения, а также научные, образовательные, творческие, производственные и иные организации и фонды, входящие в его состав.
Руководство Обществом осуществляют: совет, ревизионные комиссии, исполнительная дирекция, секретариат, дирекция региональных программ, дирекция социальных программ и другие структурные образования.
В рамках ВНТО действует система профессиональных ассоциаций (гильдии экскурсоводов, краеведов, ассоциации музеев, туристских клубов), которые заключают коллективные договоры с ассоциацией туроператоров на формирование туристского продукта и условия его распространения на рынке, а также договоры с ассоциациями потребителей (детскими фондами, клубами молодежи, ветеранов, студенческими ассоциациями) на абонементное обслуживание в режиме социального партнерства. ВНТО представляет скидки и гарантии участникам договоров и ассоциаций.
Российская гостиничная ассоциация (РГА)
РГА - общественная некоммерческая организация, объединяющая предприятия, занимающиеся гостиничным бизнесом. Учредителями РГА являются ГАО "Москва", РАТА, АО "Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга" и др.
РГА является членом ВТО и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса (IH & RA).
Основные цели РГА:
- содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, гостиничных предприятий, рынка гостиничных услуг, активному продвижению их на внутреннем и международном рынках;
- установление и поддержание корпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов;
- участие в разработке и реализации национальных и международных программ и проектов в гостиничной сфере. Основными задачами РГА признаны:
- защита интересов национальных производителей гостиничных услуг;
- представление интересов российского гостиничного бизнеса и членов Ассоциации в органах представительской власти РФ, в других, в том числе региональных, органах государственной власти, в национальных и международных организациях, связанных с гостиничной индустрией и развитием международной туристской деятельности;
- противодействие монополизму в гостиничной деятельности, поддержка предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в гостиничном бизнесе;
- рекламно-информационная, издательская, конгрессная и выставочная деятельность, реализация совместных программ и проектов, способствующих повышению конкурентоспособности и продвижению гостиничных услуг;
- содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации.
В РГА входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и др.
Ассоциация гостиниц и туристских организаций "Мостуротель"
Ассоциация создана в апреле 1993 г. в Москве, в число учредителей вошли гостиницы "Россия", "Украина", "Москва", "Белград", "Ленинградская", "Националь", АО "Отель Советский", АО "Мосинтур", АО "Транс-Спутник", ВАО "Интурист" и Высшая коммерческая школа.
Целями Ассоциации являются: содействие развитию делового сотрудничества с гостиницами, туристскими организациями и предприятиями на территории Москвы, государств, входящих в СНГ, и других зарубежных государств, установление и расширение контактов, укрепление дружественных и культурных связей между народами.
Главные задачи Ассоциации:
- координация совместной деятельности гостиниц и туристских предприятий, организаций, акционерных обществ и фирм по развитию всех видов туризма и организации поездок туристов из СНГ в другие страны;
- обеспечение их взаимодействия для осуществления проектов по развитию индустрии туризма, совместных программ по исследованию туристских рынков, организации рекламных компаний;
- расширение сотрудничества и связей в сфере международного туризма между странами СНГ и зарубежными государствами на основе принципов равноправия и взаимной выгоды;
- обеспечение юридической защиты прав и интересов своих членов в работе с инофирмами, государственными, общественными и частными организациями, а также прав и интересов потребителей туристских услуг.
Создание международных, региональных и национальных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Отдельные страны, регионы, области создают свои туристские организации регионального характера для развития и продвижения туризма в своих регионах. Организации проводят статистические исследования и сбор различной туристской информации, позволяющей проанализировать туристскую отрасль в регионе. И наконец, национальные туристские организации создаются с целью содействия развитию туризма как важного сектора экономики страны.
За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы. Международные туристские связи стали составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма.
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли.
Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при увеличивающихся возможностях предложения гостинично-рес-торанного обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-развлекательные мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций, предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства. В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций.
В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок "чужих".
Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры, контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру, концерн "ТУИ" имеет дочерние компании "Терра райзен" в Австрии и "Амбасадор туре" в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной авиакомпанией - бюро путешествий "Туропа". Концерну принадлежит 40 % акций в компании "Арке райцеп" (Нидерланды) и 46 % во французской "Хорус туре". Оборот "ТУИ" в настоящее время достиг свыше 5 млрд немецких марок.
Второй крупнейший концерн Германии - "НУР-туристик" (оборот свыше 3 млрд немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы "Ибероджет".
Среди других известнейших туроператоров можно назвать: "Америкэн Экспресс", "Карлсон" (США); "Томсон туропе-рейшн", "Оунерс эброад групп", "Айртурс", Туристское агентство Кука (Великобритания); "Нувель Фронтьерз", "Клуб Медиттеран", "Вояж" (Франция); скандинавские компании: "Спайс", "Нордиск"; швейцарские: "Интерхоум", "Куони" и многие другие.
Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя друг другу рыночную конкуренцию.
В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс. жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.
Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения большого числа предприятий.
Примером концентрации производства в туризме является возникновение гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную роль, оно позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов.
Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США. Например, цепи класса люкс: "Hyatt", "Hilt-n", "West Inn", и цепи среднего класса: "H-liday Inn", "Marri-tt", "Sherat-n", "Ramada".
Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как "Ассог" (Франция), "Transth-usc F-rt" (Великобритания), "Club Meditrans" (Франция), "Gi-np S-l" (Испания).
Концентрация производства в туристской индустрии способствовала применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в управление. Сегодня автоматизированные системы используются при бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных билетов, прокате автомобилей и других услуг, необходимых во время путешествия. Использование автоматизированных систем управления привело к снижению себестоимости за счет сокращения административных и управленческих расходов, а также упрощения процедуры бронирования.
За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн прибытий. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных регионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по регионам мира в 1996-1998 гг. представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2.
Динамика развития мирового туризма по регионам в 1996-1998 гг.
Регион | Турприбытия, млн чел. | Изменения в % | Поступления от туризма, млрд долл. США | Изменения в % | ||||||
1996 | 1997 | 1998 | 96/97 | 97/98 | 1996 | 1997 | 1998 | 96/97 | 97/98 | |
Африка | 21,5 | 23,2 | 24,9 | 7,4 | 7,5 | 8,3 | 9,0 | 9,6 | 4,5 | 5,9 |
Америка | 115,4 | 118,5 | 120,2 | 5,4 | 1,4 | 112,7 | 118,8 | 121,2 | 5,8 | 2,1 |
Восточная Азия и Тихоокеанский регион | 87,5 | 88,0 | 86,9 | 1,0 | -1,2 | 81,3 | 76,6 | 73,7 | 1,1 | -3,8 |
Европа | 350,2 | 361,5 | 372,5 | 3,6 | 3,0 | 216,5 | 218,2 | 226,1 | 5,8 | 3,6 |
Ближний Восток | 14,1 | 14,8 | 15,6 | 6,1 | 5,3 | 7,7 | 9,1 | 9,7 | 10,5 | 6,4 |
Южная Азия | 4,3 | 4,8 | 5,1 | 5,1 | 5,0 | 3,9 | 4,3 | 4,4 | 6,5 | 2,8 |
Всего в мире | 594,1 | 610,7 | 625,2 | 3,8 | 2,4 | 435,1 | 435,9 | 444,7 | 1,0 | 2,0 |
Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.
Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском
регионе: международные туристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и политическими проблемами, охватившими некоторые страны.
Нестабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились.
По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от туризма - 6,4 %.
Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка Экспо'98 в Португалии.
Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в регионе.
Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской индустрии можно сделать следующие выводы:
- несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;
- наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов;
- происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских компаний на зарубежные рынки;
- происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме;
- в туризме активно используется компьютерная техника.
В связи с этим можно наметить основные черты развития туризма в предстоящее первое десятилетие XXI века:
- дальнейший рост показателей международной туристской деятельности;
- постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм;
- определяющими факторами туризма станут социодемогра-фические изменения, электронная информация и коммуникационные системы;
- поляризация деятельности туристских операторов, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом;
- одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная и Юго-Восточная Азия. В рамках этого потока будет усиливаться роль международного туристского сектора России как центра транзитного обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы.