Международный туризм на примере Турции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:28, реферат

Описание работы

Туризм вошел в XXI век как самый стабильно развивающийся сектор экономики, серьезно влияющий на социально - экономическое развитие многих стран мира. Для 38% государств туризм - главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода.
Особенных успехов мировой туризм достиг за последние 30 лет, когда число международных туристов возросло в четыре раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится более 10% мирового валового национального продукта, более 6% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, 12% мировых потребительских расходов.

Работа содержит 1 файл

Международный туризм на примере Турции.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Таблица 2. Международный туризм в регионах мира

 
Основные  страны - туристские центры региона Основные генерирующие страны для регионов  
Африка    
Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд Франция, Германия, Великобритания, Италия, США, Испания, Швейцария, Нидерланды  
Америка    
США, Пуэрто-Рико, Канада, Доминиканская Республика, Мексика, Багамские острова, Аргентина, Бразилия США, Великобритания, Канада, Германия, Мексика, Франция, Япония, Скандинавские страны  
ВАТ    
Китай, Малайзия, Гонконг, Япония, Таиланд, Корея, Сингапур, Австралия Япония, Великобритания, США, Германия, Корея, Таиланд, Австралия, Новая Зеландия  
Европа    
Франция, Австрия, Испания, Великобритания, Италия, Германия, Венгрия, Швейцария Германия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия, Скандинавские страны, США, Бельгия  
Ближний Восток    
Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн Египет, Иордания, США, Германия, Великобритания, Франция  
Южная Азия    
Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Мальдивы, Бангладеш, Иран Великобритания, Индия, США, Германия, Франция, Япония, Италия  
     

Основные  туристские потоки в  мире сосредоточены  внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между  США и Канадой) и региона ВАТ (из Японии в Таиланд). Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой. Это первенство является результатом увеличения предложений перелетов через Атлантику и снижения соответствующих тарифов для большого сегмента рынка. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу.

1.3 Международный туризм  в России

Анализ  современного состояния  туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время  в стране насчитывается  более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн. человек, из них в гостиницах - 16,4 млн. человек.

Объем платных услуг, оказываемых  населению гостиницами  и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд. руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

По  прогнозным оценкам  Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма  в 2007 году в ВВП  нашей страны с  учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Известно, что наша страна насчитывает  огромное количество культурных и природных  достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития. Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает. Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва  и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Это объясняется, прежде всего, возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года.

2. Туризм и мировой  экономический кризис

2.1 Влияние мирового  финансового кризиса  на туризм

Туризм  среди прочих отраслей непроизводственной сферы экономики  в большей степени  подвержен воздействию  внешних факторов. В этом смысле влияние  глобального финансового кризиса на мировую туристскую индустрию не является исключением, и, конечно, большинство специалистов говорят о негативных последствиях нестабильности мировой экономики для дальнейшего развития туристского бизнеса.

Глобально, развитие мирового туризма  в первый раз столкнулось с серьёзными проблемами после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Тогда впервые было зафиксировано сильное падение турпотоков и прибылей. Однако уже на следующий год туризм стал постепенно восстанавливаться и в 2004 был зафиксирован самый значительный его рост: +10%. Тогда в мире за год путешествовало 800 млн. человек, и ежедневно около 7 млн. человек осуществляли международные путешествия.

Финансовый  кризис 2009 года стал вторым испытанием туристического сектора после  катастрофы 2001 года.

Как сообщает Всемирная  туристская организация  большинство регионов мира во второй половине 2008 г. демонстрировали  падение темпов роста  международного туризма. Особенно это касается экзотических стран, дальне магистральных  направлений (Юго-Восточной Азии, Карибского региона) и фешенебельных курортов. При этом туристский рынок вошел в кризис раньше других отраслей. Уже с июня 2008 г. началась стагнация, а на некоторых направлениях наблюдалось снижение турпотока. Мировой турпоток в 2009г. упал на 4,3%. В такой ситуации большинство туроператоров оказались не в состоянии оплатить чартеры и блоки мест в отелях, поскольку в условиях финансового кризиса банки отказывают в кредитах тем сферам экономики, которые являются низко доходными и рисковыми. В связи с эти цены на размещение и авиа перелет росли, а число чартеров сокращалось. Примерно на 40% упал объём авиаперевозок, а убыток авиа сектора достиг рекордных 11 млрд. долл., что привело к банкротству 40 авиакомпаний. Падение спроса на организованный отдых и увеличение затрат туроператоров привело к банкротству некоторых крупных туристических компаний.

Наблюдалось снижение объема делового и корпоративного туризма, который  пострадал от мирового экономического спада  в большей степени, чем путешествия  с целью отдыха и оздоровления. Это объясняется в первую очередь массовыми сокращениями в крупных компаниях.

Перед Новым годом многие туристы были вынуждены  отказаться от запланированных  поездок. На некоторых  направлениях туроператорам  удалось реализовать  только 30 % турпутевок. В целом отмечается, что в зимний период турпоток сократился на 30-40 %, а цены по отношению к зиме прошлого года выросли на 20-30 %. Из-за кризиса сократился объем инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Последствия финансового кризиса в туристском бизнесе наиболее ярко проявились в январе-феврале 2009 г.

Можно говорить о такой  реакции на воздействие  внешних факторов, как изменение  маршрутов и дальности  поездок. Туристы  стали выбирать более  близкие, недорогие  направления, предпочитая маршруты по собственной стране или соседним государствам с использованием более экономичных транспортных средств. Уменьшились также длительность поездок, их частота, расходы во время путешествий, снизилось число пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно вырастет число поездок, бронируемых пакетных туров, в том числе на пляжные курорты. Одновременно выросло число поездок, бронируемых самостоятельно, в основном с размещением у друзей или родственников. Наибольшим спросом стали пользоваться поездки в те страны, валютный курс которых окажется наиболее выигрышным для туристов.

Финансовый  кризис не сильно затронул индивидуальный туризм. Потребители с  высоким уровнем  дохода не откажутся  от путешествий. Риск здесь невелик  из-за прямого бронирования и полетов на регулярных авиарейсах.

Заметны положительные тенденции  на рынке образовательного туризма. Возможность  скомбинировать зарубежную поездку с образованием, изучением языка, повышением квалификации, потребители стали  рассматривать как  выгодную инвестицию для повышения собственного уровня, для успешного трудоустройства, продвижения по карьерной лестнице. Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности, потребители стали отдавать предпочтения именно программам обучения.

Но  не стоит рассматривать  влияние экономического кризиса на деятельность предприятий в  области туризма  только с отрицательной  стороны. Там, где  можно найти минусы, всегда есть и свои плюсы. В чём же они заключаются для туристического бизнеса? Как было замечено экспертами, кризисная ситуация в экономике разорила мелкие, неэффективные и несостоятельные туристические компании, тем самым укрепив положение более прогрессивных предприятий. Для туристов, несомненно, этот факт носит оптимистический характер, они будут подвержены меньшему обману и риску, в целом. К тому же, современный рынок насыщен туристическими предприятиями, но, к сожалению, многие из них предлагают услуги низкого качества, не соответствующие стандартам обслуживания. В свою очередь, предприятиям, выжившим в условиях экономического кризиса, не нужно будет растрачивать свои силы на конкурентную борьбу с мелкими предприятиями. На рынке останутся лишь крупные предприятия, которые будут вынуждены усовершенствовать свой сервис для выживания среди сильнейших.

Информация о работе Международный туризм на примере Турции