Международный туризм как отрасль устойчивого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

Изучив географию международного туристического спроса, мы выяснили, что туризм развивается в большинстве цивилизованных стран. О факторах, вызвавших такое стремительное развитие туристической деятельности, хорошо известно. Вопрос в другом: а как туризм влияет на социально-экономическое развитие отдельных стран и регионов, какую пользу можно извлечь из активизации этого вида человеческой деятельности, как на местах извлечь максимальную пользу из туристов, которые приезжают на курорты и тратят деньги?

Работа содержит 1 файл

Международный туризм как отрасль устойчивого развития.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

 

Организация парковой зоны в  них за счет красоты дикой природы  могла бы послужить дополнительным условием для их развития.

 

Рано или поздно Россия встанет перед необходимостью интеграции в систему международного железнодорожного транспорта.

 

Трансконтинентальные экспрессы  будут пересекать территорию малоосвоенных  районов Сибири и Дальнего Востока. Железнодорожное полотно и его  окрестности - в известной степени  фасад страны.

 

Поэтому власти встанут перед  необходимостью обустройства просматриваемой  вдоль полотна железной дороги полосы.

 

У России остро стоит проблема развития малых и средних городов.

 

Многие из них приходят в упадок, теряя население. Вместе с 216 тем, ряд малых и средних  городов - участники нашей древней  истории и обладают культурно-историческими  памятниками. Не вызывает сомнения, например, что древнерусские города Золотого кольца могут получать дополнительные импульсы за счет развития туризма.

 

Однако здесь необходимо отметить одну особенность - это недостаточная  восприимчивость к инновациям. Далеко не все города и территории в России имеют соответствующий уровень  деловой культуры и восприимчивы к нововведениям. Передовые тенденции  в основном более активно воспринимаются в крупных городах и областных  центрах. Вместе с тем, в России много  городов с четкими признаками общей депрессии. Как отмечает ГА Аванесова:.

 

«Предпринимательство в  сфере услуг здесь носит эпизодический  характер, так как для развития активного сервиса не существует объективных социально-экономических  предпосылок. Жители пользуются либо теми видами услуг, которые остались от советского периода, либо заняты самообслуживанием - возделывают приусадебные участки, содержат личное подсобное хозяйство, отвозят на базар мелкие партии сельскохозяйственной продукции» [1]. Понятно, что развитие международного туризма в таких  местах затруднено. Безусловно, имеются  перспективы за счет туризма развивать  горные районы России (Алтай, Северный Кавказ и др.).

 

3.1.2. Туризм как фактор  развития сельских районов

 

Аграрный туризм может  выступать как фактор развития сельских районов. Он является традиционной составной  частью сферы агроэкономики. Аграрный туризм определял во многом занятость  местного населения и формировал определенную долю прибыли хозяйств. Начиная с 1970-х годов агротуризм выделяется в мировой практике в  отдельную отрасль.

 

Предприимчивые европейцы  развивают аграрный туризм в сочетании  с гастрономическими турами и  демонстрацией своих винодельческих традиций. К специфике аграрного  туризма следует отнести развитие такой подотрасли, как производство дичи на промышленной основе с доращиванием в вольерах и выпуском на охотничьи  угодья.

 

Известно, что подобная практика была широко развита в бывшей Югославии, а также в Канаде, Австрии. Имеются  такие перспективы и у России, многие туристы посещают нашу страну с целью охоты.

 

Надо отметить, что охота  может стать дополнительной статьей  заказников. Аграрный туризм хорошо сочетается и с рыбалкой.

 

Одной из разновидностей агротуризма  является отдых на фермах.

 

Известна подобная практика в Словении. Здесь существует даже «Ассоциация туристических ферм», которая объединяет 230 фермерских хозяйств, используемых для целей туризма. И если сертификация качества гостиниц происходит в соответствии со звездами, то качество услуг туристических  ферм оценивается по «яблокам». Базовый  набор услуг оказывают фермы, имеющие ранг в одно яблоко, а  наиболее комфортабельный отдых  предлагается на фермах со статусом четыре «яблока».

 

3.1.3. Туризм как фактор  развития приграничных районов

 

Понятие «приграничный район  » подразумевает, что входящая в  него территория испытывает существенное влияние государственной границы.

 

Одним из факторов развития международного туризма в приграничных районах выступает известный  в экономике эффект «ценовой дискриминации», когда за один и тот же товар  в разных местах предлагают разную цену. Так, жители приграничных районов  Австрии, где цены на товары и услуги значительно выше, чем в соседней Словакии, часто совершают шоп-туры в Братиславу. Другой пример - Калининградская  область России, а также Дальний  Восток.

 

Приграничная торговля в  этих районах во многом способствует развитию туризма, что в свою очередь  оказывает существенное влияние  на развитие местной инфраструктуры.

 

Для того чтобы реализовать  преимущества своего геополитического положения на стыке стран Скандинавии  и Российской Федерации, в Мурманской области намечается создать свободные  туристические зоны на Кольском полуострове: четыре туристические деревни в  Кандалакшском районе, одну - в Кировске; одну - на северо-западе в Борисоглебске [52].

 

Другим важным фактором развития туризма в приграничных районах  является наличие здесь уникальных туристских ресурсов, исследовать которые  можно, лишь совершив путешествие из приграничной области соседней страны. Так, как уже отмечалось, из Мурманска  практикуются туры по Северной Норвегии. Следует отметить, что развитие туризма  в приграничных районах является объектом региональной политики стран  Европейского Сообщества.

 

О возрастании влияния  туристических потоков на развитие приграничных районов России свидетельствует  также тот факт, что, согласно статистическим данным, значительная часть поездок  осуществляется в пределах соседних с Россией стран. Так, в 200 2г. по числу  граждан, пересекших с различными целями, в том числе и туристскими, государственную границу России, лидировали приграничные государства: Финляндия (1-е место), Польша (2-е), Литва (5-е), Китай (6-е), Эстония (7-е) [61]. Таким  образом, в первой десятке стран-лидеров  по международному миграционному обмену с Россией пять - это страны, имеющие  с ней общую границу.

 

3.1.4. Туризм как фактор  развития районов нового освоения

 

К районам нового освоения, «пионерным», отсталым (слаборазвитым) относят территории, которые имеют, как правило, значительный природно-ресурсный  потенциал, но в которых в силу их отдаленности отраслевая и территориальная  структура хозяйства только складывает- 218 ся. Учитывая наличие девственной, нетронутой природы в этих районах  важным фактором их современного развития может стать популярный сегодня  экологический туризм, поступления  от которого могут быть направлены на развитие местной инфраструктуры. Один угандийский фермер, говоря о  недавнем буме туризма, связанного с  показом горилл в близлежащем  заповеднике, так отметил его  выгоды: «Мы никогда не думали, что  такие твари, как эти обезьяны, могут стать источником денег... теперь они платят за наши школы» [58].

 

Вместе с тем, развитие экотуризма в девственных местах, особо охраняемых природных территориях, таит в себе опасности, связанные  с загрязнением окружающей среды. Важным фактором решения экологических  проблем в зонах массового  экотуризма является приватизация заповедников и национальных парков. Плата, поступающая  от посещений туристов, может быть направлена на цели охраны окружающей природной среды. Такая практика уже широко используется в ряде стран (Галапагосский национальный парк, Эквадор; национальные парки Коста-Рики) [58].

 

Еще одним способом соединения преимуществ массового экотуризма с интересами охраны окружающей среды  стало использование в национальных парках и заповедниках нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, других экологобезопасных технологий. Так, в национальном парке Мануэля  Антонио в Коста- Рике используется солнечная энергия, вместо дорог  спроектированы подвесные мостики, а гостей просят повторно пользоваться простынями и полотенцами [58].

 

Отсталые, слаборазвитые  районы имеются и в России, в  частности на Алтае. В свое время  отсюда происходил массовый отток жителей, и некоторые села совсем потеряли население. В настоящее время  возможность реализации туристических  проектов может восстановить здесь  экономическую активность. Характерный  пример - проектируемый туристический  комплекс «Бирюзовая Катунь».

 

3.1.5. Туризм как фактор  развития морских и речных  бассейнов

 

В последние годы одним  из наиболее динамично развивающихся  является рынок речных и морских  круизов. Рост рынка морских круизов  начался с середины 1970-х годов. В последние десятилетия появилось  несколько круизных регионов, расположенных  недалеко от развитых государств: Средиземноморье  и Балтийское моря, Северная Европа, острова южной части Тихого океана, Аляска, Мексика, Гавайи, Карибский  бассейн. На передовые рубежи в развитии морского круизного бизнеса пытаются выйти страны Юго-Восточной Азии. Предполагается, что в начале XXI в. морские круизы будут одним из наиболее популярных видов туризма  со значительными рынками в США, Великобритании и других странах.

 

Надо отметить, что в  мировой транспортной системе речной транспорт в настоящее время  является самым слабым звеном. В  этой связи речные круизы могли бы существенным образом оживить работу речного транспорта. Речные круизы становятся популярным видом путешествий. Наиболее широкое распространение  получили речные круизы в Западной Европе, в основном по рекам Рейну, Дунаю, Сене, Эльбе, Роне, Мозель и др. [26].

 

Речные круизы популярны  в Германии, Великобритании, Австрии  и других европейских странах, поскольку  имеют в программе знакомство туристов с провинциальной жизнью многих стран. Так обстоит дело, например, во Франции. Речные круизы организуются не только в Европе, но и на других континентах: в Африке - по Нилу, в  Северной Америке - по Миссисипи, в Южной  Америке - по Амазонке, в Азии - по рекам  Янцзы, Меконг, Амур. Морские и речные круизы совершенствуют туристическую  инфраструктуру в морских и речных бассейнах, дают толчок развитию старых небольших портов, способствуют формированию новых туристических маршрутов.

 

3.1.6. Туризм как фактор  экономической интеграции и глобализации

 

Интеграционные процессы наиболее далеко зашли в Европе.

 

Экономическая интеграция стран - важный фактор, повышающий конкурентоспособность  и стабильность макроэкономического  региона. Как правило, интеграция провозглашает  принцип свободного перемещения  через национальные границы товаров, капитала, рабочей силы. Снимая протекционистские  барьеры, интеграция таким образом  снижает издержки, повышая конкурентоспособность  товаров и услуг данного региона.

 

Безусловно, социально-экономическую  интеграцию и международный туризм можно рассматривать как взаимосвязанные  и взаимодополняемые явления. Мощные туристические потоки рекреантов позволяют  приспособиться к условиям проживания в другой стране; поездки в рамках образовательного туризма позволяют  молодежи утвердиться на более прогрессивных  позициях за рубежом.

 

Правила, которые принимаются  в рамках международной туристической  деятельности, впоследствии становятся частью интеграционных процессов. 14 июня 1985г. в городе Шенген ряд европейских  стран подписали соглашение о  поэтапной отмене контроля на общих  границах, основной целью которого стало облегчение перемещения граждан  через общие границы стран- участниц. До конца 1990-х годов «шенгенское  соглашение» шло параллельно  с процессом экономической интеграции. Однако затем страны-члены ЕС приняли  их за основные для себя, так как  большинство стран и так стали  членами Шенгенского Союза. Говоря о воздействии международного туризма  на развитие пространственных процессов, нельзя не отметить такой феномен, как  глобализация.

 

Глобализация сегодня  становится явлением, под знаком которого будет происходить эволюция человечества в XXI в. Объективный процесс построения мира как единого пространства протекал по- разному. Сегодня глобальная трансформация  мира приобрела активный характер. А последствия ее непредсказуемы. Некоторые исследователи определяют глобализацию как ряд процессов, приводящих к взаимосвязи обществ  во всех аспектах, - политическом, экономическом, культурном, что изменяет само качество фундаментальных исторических процессов, формирует в них новые движущие силы, новые механизмы и новые  направления.

 

«Агентами» современной  культурной глобализации являются транспортные и коммуникационные корпорации, средства медиа, глобальные сети, а также международный  туризм. Какова же роль международного туризма в процессе глобализации? С одной стороны, международный  туризм может способствовать процессу сохранения культурной идентичности отдельных  регионов и стран, а с другой - он открывает возможности обогащения культур, выступает движущей силой  их вхождения в новое глобальное пространство, несет в туристические  регионы нововведения, созданные  в передовых государствах.

 

Право на туризм - это не только право на отдых, развлечения и  сохранение культурной самобытности. Право на туризм - это, в том числе, право на создание более справедливого  международного политического и  экономического порядка, право на свободу  передвижения и путешествий [8].

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что международный туризм способствует формированию нового типа пространственных связей, снижающих  риск войн, региональных конфликтов, способствующих культурному и техническому обогащению стран и народов.

 

Международный туризм как фактор совершенствования  отраслевой структуры хозяйства

Туризм можно  рассматривать как отрасль хозяйства, активно привлекающую инвестиции. Формы  инвестиционной активности могут быть самые разнообразные. Многообразные  формы инвестиций существуют в гостиничном  комплексе: франчайзинг, лизинг, синдицирование, управление по контракту. Но появляются и новые формы капиталовложений в туристическую инфраструктуру. К новым видам гостиничного бизнеса, например, относятся так называемые вторичные резиденции, полностью  принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом 221 проживания, а  также вторичные резиденции с  общими удобствами, т.е. квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческими  компаниями и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные  и развлекательные комплексы. Такой  вид инвестиций в недвижимость предлагается в США, Франции и Испании, в  основном на горных курортах и на побережье. 
 
Такая форма инвестиций очевидно перспективна и для России, где в силу специфики экономической ситуации одной из наиболее популярных форм вложений свободных средств является покупка недвижимости. При этом состоятельные люди могут сочетать отдых с выгодным вложением капитала, так как известно, что недвижимость «всегда в цене». Более того, администрация многих районов приветствует вложения в туристическую инфраструктуру. И возникает вопрос: «Почему бы не обзавестись домом на Кубанской ривьере или на Черноморском побережье Кавказа?» Конечно, ожидать крупных инвестиций в индустрию туризма было бы наивно. В России не сложился пока благоприятный инвестиционный климат. Вместе с тем, по нашему мнению, эффективными могли бы стать мелкие и средние инвестиционные проекты, в частности, для привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа. В случае небольших объемов вложений инвесторы не рисковали бы капиталом, но в то же время могли бы создать плацдарм для деятельности на емком российском рынке. Такие финансовые вложения могли бы стать дополнительными факторами развития приграничных, приморских, горных районов. Надо сказать, что такие проекты будут поддерживаться администрацией соответствующих районов и областей, заинтересованных в развитии малого и среднего предпринимательства. 
 
Турист, приехавший в ту или иную страну или местность, совершает определенные денежные траты, заказывая экскурсии, бронируя места в гостиницах, покупая сувениры или вещи, и т.д. 
 
Поэтому общеизвестно, что туристическая деятельность оказывает мультипликативный эффект, стимулируя и создавая дополнительные рабочие места в других отраслях экономики, которые в той или иной степени связаны с развитием туризма. 
 
Одной из таких отраслей является транспорт. Растет объем мировых авиаперевозок. Следует ожидать, что в период с 2000 по 2013г. он будет возрастать ежегодно на несколько процентов. С учетом данного прогноза потребуются тысячи новых самолетов общей стоимостью в сотни миллиардов долл. США. 
 
В настоящий момент быстрыми темпами развивается круизный бизнес. 
 
Известно, что в течение ближайших 5 лет вследствие расширения рынка круизов планируется строительство 50 новых круизных лайнеров. Предполагается также строительство прозрачных туристических подводных лодок, предоставляющих обзор объектов подводного мира. Все это будет стимулировать развитие центров судостроения. 
 
Международный туризм во многих случаях может выступать как «отрасль-субститут». В настоящее время индустрия туризма становится более эффективной и выгодной для развития, чем другие существующие на данной территории отрасли хозяйства. Это приводит к изменению экономической специализации территории. 
 
Так, в Зимбабве фермеры, ведущие натуральное хозяйство, признают, что зарабатывают в три раза больше, организуя туристам посещение уголков дикой природы, экологически разумную охоту- сафари и прочие связанные с туризмом мероприятия на своей земле, чем когда они занимаются ресурсоемким скотоводством у себя на ранчо. Другой пример - город Рованиеми на севере Финляндии. В прошлом это был город финских лесорубов и золотоискателей, а сегодня это туристический центр Лапландии. Египетский курорт Хургада возник на месте поселка британских нефтяников- поисковиков. 
 
Андорра, история которой насчитывает около 700 лет» долгое время не могла похвастаться благосостоянием своих граждан. Вплоть до 1950-х годов ведущей отраслью экономики страны было овцеводство. 
 
Андоррский крестьянин-пастух считался одним из самых бедных людей в Европе. Однако, избрав международный туризм в качестве приоритетной отрасли экономики, местные власти добились того, что теперь Андорра - процветающее государство, обеспечивающее благополучие своих граждан и радушно принимающее многочисленных туристов. Аналогичная картина характерна и для Восточной Чехии. 
 
Многие шахтерские городки в горах Крконошах переориентировались В своей специализации на международный туризм. Сейчас здесь построены трамплины, проложены трассы для лыжного спорта. 
 
Существовавшие ранее промышленные объекты часто превращаются в музеи и демонстрируются туристам. В городе Забже, недалеко от Катовице (Польша), расположен этнографический музей-заповедник угледобывающей промышленности, в котором на старой шахте «Королева Луиза» можно ознакомиться с добычей угля в районе Судет и Силезии. Старый город горняков Китцбюэль (Австрия) ныне является престижным международным курортом. В местечке Величко, недалеко от Кракова (Польша), с XIII в. добывали соль. 
 
Работающая до сих пор шахта занесена в список мирового наследия ЮНЕСКО. Три верхних уровня из девяти существующих доступны для посещения. В некоторых камерах находятся скульптуры, сделанные из соли. Здесь также есть высеченный из соли алтарь. В музее, работающем в шахте, можно ознакомиться с историей добычи соли. 
 
Одним из наиболее привлекательных для туристов курортов Германии является курорт Берхтесгаден. Он расположен в уютной долине, которая острым клином вдается в австрийскую территорию и оканчивается озером Кенигсзее. Этот регион называют в Баварии «золотым краем». Основу его богатства составила соль - ее добывают здесь с 121 2г. О роли, которую играла соледобыча в жизни местного населения, красноречиво свидетельствует тот факт, что 223 большое количество окрестных городков, селений и водных потоков получили названия, производные от немецкого слова «Salz» - «соль». Ближайшая гора называется Зальцберг (Соляная), а за горным хребтом в соседней Австрии на реке Зальцбах (Соляной Ручей) стоит Зальцбург - один из известнейших городов Австрии. 
 
Тем, кто приезжает в Берхтенсгаден, обязательно предлагают «фирменную» экскурсию на соляные копи. Желающие собственными глазами смогут увидеть, что значит быть солекопом: облачившись в специальную робу, они соскальзывают по деревянному желобу в шахту, проезжают по темным штольням на вагонетке, переправляются по плоту по подземному озеру... А после экскурсии многие туристы заглядывают в «Берппенке» - любимую пивную солекопов. В Румынии, в городе Тыргу-Окна расположен самый большой подземный санаторий в Европе, размещенный в древней соляной шахте. 
 
В некоторых странах местные жители с удовольствием демонстрируют туристам элементы прошлой и настоящей своей трудовой деятельности. Например, жители Фарерских островов организуют для иностранных туристов посещение овцеводческих ферм, приглашают на морскую рыбалку на океанской шхуне. В странах Южной Европы сельскохозяйственная растениеводческая специализация многих местностей замещалась туристической активностью. Характерным примером является республика Сан-Марино, которая в прошлом имела сельскохозяйственную специализацию, а теперь приоритетной отраслью ее экономики является международный туризм. 
 
Таким образом, промышленная и сельскохозяйственная эксплуатация природных ресурсов частично замещается третичным сектором экономики. Вследствие конверсии военной промышленности по пути развития туризма могут пойти ранее закрытые для посещения районы. Характерный пример - Южный Урал, который долгие годы был «белым пятном» на туристских картах мира, так как здесь на территории Челябинской области находились «закрытые» города. 
 
Сегодня ситуация изменилась. Наряду с Ильменским государственным минералогическим заповедником на территории Южного Урала функционируют престижные горнолыжные курорты «Завьялиха» и «Абзаково». 
 
В крупных городских агломерациях, где городскими властями взят курс на вынос промышленных предприятий за черту города, остающиеся на месте бывших промышленных объектов основные фонды могут перепрофилироваться в сеть малых и средних гостиниц, что помогает решить проблему с размещением туристов. Это может произойти, например, в Москве, где столичной мэрией заявлена инициатива на создание сети малых гостиниц.

Информация о работе Международный туризм как отрасль устойчивого развития