Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:08, контрольная работа
Дипломатическое право - это наиболее старая отрасль международного права, это результат дипломатической деятельности субъектов международного права, которая, в свою очередь, в настоящих условиях осуществляется в рамках и на основе дипломатического права.е
Дипломатическое право - это наиболее старая отрасль международного права, это результат дипломатической деятельности субъектов международного права, которая, в свою очередь, в настоящих условиях осуществляется в рамках и на основе дипломатического права.
Западные авторы пытаются доказать, что посольское, или дипломатическое, право возникло еще в догосударственную эпоху (Р. Нумелин, Г. Никольсон и др.). Однако, по существу, эти авторы констатировали только, что в это время складывается определенный обычай, который привел к созданию в период образования государств института неприкосновенности посла. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые находили выражение и в договорах, регулирующих официальные сношения между государствами, отдельными суверенами. Следует специально отметить, что образовывающиеся обычаи определяли режим, прежде всего посла и его действий как временного представителя суверена.
В Древней Греции развитие внешних отношений приводит к появлению особых лиц, которые уполномочиваются для ведения внешних сношений: "вестников" и "старейшин", которых снабжали соответствующими грамотами (дипломами).
В Древнем Риме появляется юридическое понятие святости посольства и договоров. Создаются специальные органы внешних сношений - особая жреческая комиссия - фециалы. Посольства назначаются специальными постановлениями сената. Посольство состояло, как правило, из нескольких послов, причем один из них был главой. Посольства носили временный, целевой характер. Анализируя международно-правовые нормы Рима, Филип-сон приходит к выводу, что помещения послов не пользовались иммунитетом, но вместе с тем они не могли служить убежищем для преступников.
Международные отношения эпохи феодализма так же, как и в древности, не носили всеобъемлющего характера. Дипломатические отношения в основном ограничивались определенными районами (Европа, Ближний Восток и Северная Африка, Средний, Дальний Восток), хотя в это время можно говорить об отдельных связях между дальними районами.
Особенностью дипломатической деятельности того времени являются созданные институты постоянного посольства и так называемая привилегия квартала. Городские кварталы были изъяты из юрисдикции государства пребывания в пользу иностранных послов. Это было главным образом в тех государствах, где местная власть была недостаточно сильна и имели место частые мятежи и смуты (например, в Риме, Мадриде, Лиссабоне, Генуе, Венеции и во Франкфурте-на-Майне).
Однако в течение первой половины XVII в. "привилегия посольского квартала" была отменена по всей Западной Европе, кроме Мадрида (считается отмененной в 1684 г.) и Рима (считается отмененной в 1693 г., когда Людовик XIV формально отказался от этой привилегии).
Мы можем констатировать, что к началу XVIII в. в литературе признается, что право убежища и в помещении представительства не должно предоставляться. К 70-м годам XIX в. в Европе сформулировалась обычная норма, запрещающая предоставлять убежище в помещении дипломатического представительства. Некоторое время это сохранялось только в Испании и очень длительное время в ряде стран Востока, например в Китае.
В
этот же период складывается принцип
полного изъятия
Особенности дипломатического права эпохи феодализма в его эксплуататорских чертах продолжали оставаться характерными и для эпохи капитализма.
Новым
моментом развивающегося дипломатического
права следует считать
К началу XX в. мы можем констатировать сложившееся дипломатическое право эксплуататорского общества, которое в основном охватывало вопросы иммунитета, выделяя личный и представительский, и рангов глав представительств (Венский протокол от 7 марта 1915 г. и Аахенский протокол от 21 ноября 1918 г.).
Следует отметить, что дипломатическое право возникло и развивалось прежде всего как посольское право, т. е. как совокупность норм, определявших положение посла. И только к началу XX в. мы можем говорить о процессе превращения посольского права в дипломатическое, т. е. в совокупность норм все больше и больше регулирующих все официальные сношения государств. Параллельно с возникновением и развитием посольского права возникала и развивалась дипломатическая служба.
Бурное
развитие капитализма, выходящего за национальные
рамки, великие географические открытия
обусловили необходимость поддержания
и развитие разнообразных международных
отношений. Это, в свою очередь, привело
к созданию постоянных консульских
и дипломатических
В середине - конце XIX в. в государствах появляются более или менее разработанные законы и инструкции, касающиеся дипломатической и консульской службы.
Следует
отметить важный фактор, оказывающий
большое влияние на организационные
формы дипломатической и
Другими
словами, нормы и принципы дипломатического
права как отрасли
В конце XIX - начале XX в. наблюдается начало процесса слияния дипломатической и консульской службы. Этот процесс в ряде стран, особенно в 20-х годах XX в. приводит к созданию единой внешнеполитической службы.
Большое влияние на изменение функций дипломатических и консульских представителей на слияние дипломатической и консульской служб оказало возникновение и развитие Советского социалистического государства с новыми внешними функциями, создавшего с самого начала единую дипломатическую службу.
Великая
Октябрьская социалистическая революция,
внешнеполитическая деятельность Советского
государства, образование государств,
провозгласивших
Создались условия, когда важнейшей задачей дипломатии оказалось предотвращение войны.
Мы можем определить современную дипломатическую службу как систему работы дипломатических кадров в ведомстве иностранных дел и зарубежных представительствах, а также в других органах внешних сношений по выполнению задач дипломатии государства или нации в период становления.
Дипломатическим
правом регулируются вопросы официальной
деятельности субъектов международного
права в области внешних
Дипломатическое право - это совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечиваемых субъектами международного права норм, которые выражают волю народа, господствующих классов субъектов международного права, участвующих в международном общении, и регулируют положение и деятельность (статус и функции) официальных органов внешних сношений этих субъектов в целях поддержания и упрочения мира и мирного сосуществования.
Развитие международного права обусловило развитие в его рамках его отрасли - дипломатического права.
Источниками дипломатического права являются международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.), регламентах и постановлениях международных конференций и организаций.
Комиссия международного права ООН на своей первой сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих кодификации, назвала вопросы дипломатических и консульских сношений. В 1958 г. комиссия составила проект конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, который лег в основу Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., принятой в Вене. В 1961 г. комиссия составила проект конвенции о консульских сношениях и иммунитетах, который лег в основу конвенции, сформулированной на конференции в Вене в 1963 г. Комиссия международного права ООН рекомендовала международному сообществу Конвенцию о правовом положении специальных миссий и Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которые были приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг. Следует отметить также Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, 1973 г.
Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. является ключевым международно-правовым документом, регулирующим дипломатическую деятельность субъектов международного права.
К действующим многосторонним конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической и консульской деятельности относятся: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., регламенты международных встреч и конференций. В качестве примера конвенции регионального характера можно привести конвенции о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ 1985 г.
Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций.
Большое
значение как косвенный источник
дипломатического права имеют
Установление
дипломатических отношений и
учреждение представительств осуществляется
по соглашению государств. Установление
дипломатических отношений не всегда
влечет за собой учреждение представительства.
Процедура назначения и принятия дипломатического
представителя называется аккредитацией
или аккредитованием. До официального
назначения главы представительства государство
должно получить агреман, т.е. согласие
страны пребывания на назначение именно
данного лица в соответствующем качестве.
Страна пребывания может отказать в агремане
без объяснения мотивов отказа.
После получения агремана глава представительства
становится persona grata (буквально - желательным
лицом). Члены представительства в принципе
должны быть гражданами аккредитующего
государства.
После получения агремана и официального
назначения глава представительства получает
подписанные главой его государства верительные
грамоты, т.е. полномочия общего характера.
Аккредитация завершается вручением грамот
главе государства назначения, после чего
представитель может приступить к выполнению_своих_функций.
Миссия
дипломатического представителя прекращается
по инициативе его государства (отставка,
новое назначение, болезнь) либо по инициативе
страны пребывания в случае признания
данного лица persona non grata (нежелательным
лицом), для чего должны быть достаточно
серьезные основания. Таковыми для прекращения
деятельности всего представительства
являются прекращение дипломатических
отношений, состояние войны, прекращение
существования одной из сторон в таких
отношениях.