Место стран в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Изменения на политической карте бывают количественны¬ми (свойственными в большей степени ранним этапам формиро¬вания современной политической карты) и качественными.
Количественные изменения — это присоединение к госу¬дарству вновь открытых земель (в прошлом — колоний); террито¬риальные приобретения или потери после войн; объединение или распад государств; добровольные уступки (обмен) странами участков суши и др.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 54.65 Кб (Скачать)

Второй этап (после II мировой войны), кроме территориальных изменений на политической карте Европы, ассоциируется прежде всего с распадом мировой колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке.

С начала 90-х годов выделяют третий этап Новейшей истории, который продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте мира, оказавшим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества в этот период, можно отнести следующие:

  • распад в 1991 г. Союза ССР; объявление о политическом суверенитете сначала трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных республик бывшего СССР, в т. ч. России;
  • образование Содружества Независимых Государств (СНГ);
  • осуществление преимущественно мирных ("бархатных") народно-демократических революций 1989—1990 гг. в странах Восточной Европы (бывших социалистических странах);
  • объединение арабских государств ЙАР и НДРЙ (май 1990 г.) на национально-этнической основе и образование Йеменской Республики со столицей в г. Сана;
  • объединение   двух   германских   государств (ГДР и ФРГ) 3 октября 1990 г.;
  • прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире.
  • распад СФРЮ, провозглашение политической независимости республик Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Союзная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерата вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты;
  • продолжение процесса деколонизации: независимость получила Намибия — последняя из колоний в Африке; образовались новые суверенные государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии, Республика Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов (бывшие "подопечные" территории США);
  • образование двух  независимых  государств  —  Чехии и Словакии (распад Чехословакии, 1 января 1993 г.);
  • 1993 г. — провозглашение независимости государства Эритрея (бывшего ранее провинцией Эфиопии на берегу Красного моря и боровшегося за самоопределение около 30 лет).

Масштабы будущих перемен  на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами[1, с.13].

 

3. ГЛАВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  КАРТЫ МИРА.

 

Главными объектами политической карты являются суверенные государства мира и несамоуправляющиеся территории. Так, в 1900 г. на земном шаре было всего 55 суверенных государств. В то же время существовали огромная британская колониальная империя, меньшая по размерам — французская. Они сохранили свои владения и после Первой мировой войны. Были колонии и у других государств — Японии, США, Нидерландов, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.

Крушение колониальной системы  империализма после Второй мировой войны, бурный рост национально-освободительных движений (борьбы народов за независимость) кардинально изменили политическую карту мира. Так, накануне Второй мировой войны в мире было 71 суверенное государство, в 1947 т. — их стало 81, а в наше время суверенитетом обладает уже около 190 стран.

Суверенитет государства —  полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть; неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, за исключением случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета.

В принципе суверенитет государства  всегда является полным и исключительным. Это одно из неотъемлемых свойств государства. Понятие суверенитет государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного уважения государственного суверенитета, принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга и др.

Наряду с суверенными  государствами в современном  мире насчитывается более 30 несамоуправляющихся  территорий. Их можно условно разделить на две группы:

— колонии, официально включенные в список ООН (перечень территорий, на которые конкретно распространяется требование ООН о предоставлении им независимости);

— территории, фактически колонии, не включенные, однако, в перечень ООН, так как по утверждению управляющих ими государств, они являются: "заморскими департаментами", "заморскими территориями", "свободно ассоциированными государствами" и т. п.

Список некоторых несамоуправляющихся  территорий на современной политической карте мира:

  • Владения Великобритании: Гибралтар (спорная территория с Испанией); Виргинские (Британские) и Каймановы острова (Карибское море); Фолклендские (Мальвинские) острова (спорная территория Великобритании и Аргентины) и Бермудские острова (Атлантический океан) и др.
  • Владения Франции: Французская Гвиана (Южная Америка); Гваделупа и Мартиника «заморские департаменты» (Карибское море); остров Реюньон — «заморский департамент» (Индийский океан); о. Кергелен (Индийский океан); «заморские территории»— Французская Полинезия (Острова Общества, Туамоту, Маркизские, Тубуаи, Бас и др.); о. Новая Каледония (Океания). (Примечание: «Заморские департаменты» управляются комиссаром или префектом Французской Республики, назначаемым правительством).
  • Владения Нидерландов: Антильские (Нидерландские) острова (Бонайре, Кюрасао, Саба и др.).
  • Владения США: Виргинские острова (Карибское море); Пуэрто-Рико— с 1952 г. государство, «свободно присоединившееся» к США (Карибское море); Восточное Самоа— «неинкорпорированная» территория (Океания); военные базы на островах Тихого океана (Гуам, Мидуэй Джонстон и Сенд, Пальмира, Джарвис, Кингмен-Риф, Хоуленд и Бейкер (Океания); Федеративные Штаты Микронезии, Содружество Северных Марианских островов и Республика Маршалловы острова — «ассоциированные» с США государства (Океания) и др. [6].

Вопрос о предоставлении независимости всем современным  колониям сложен: многие из них важны  для метрополий как военно-стратегические объекты или представляют другой интерес.   Например,  десятки  военно-воздушных   и  военно-морских баз США размещены на островах  в Тихом  и Атлантическом океане. Так, острова Микронезии (Каролинские, Маршалловы, Марманские) имеют важное военно-стратегическое значение в Тихом  океане.   На  островах   находятся   многие   американские военные объекты. На ряде атоллов проводились испытания атомах и водородных бомб, межконтинентальных ракет и т. д. Образование и развитие государств — сложнейший исторический процесс, определяемый множеством внутренних и внешних    факторов:    политических,    социальных,    экономических, этнических.

Специалисты по международным проблемам  насчитывают в настоящее время на земном шаре около 300 объектов, по которым имеются споры:  территориальные, этнические, пограничные; в том числе более 100 таких, где существует острая конфликтная ситуация.

 

 

4. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА.

 

Государственный строй любой  страны характеризуется, прежде всего, формой правления: монархия это или республика.

Монархия — форма государственного устройства, при которой власть сосредоточена в руках одного человека - царя, императора, короля, султана и передается по наследству.

          Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные,  в большинстве формальные черты монархического правления.

Первой  в истории человечества формой государственного правления считается Древневосточная  монархия (причем организацию государственной власти в странах Древнего Востока — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. называют еще "восточной деспотией").

Древнеримская монархия также выступала в форме  империи (I—III вв. н. э.). Государственные формы,  присущие Римской империи, особенно на поздней стадии ее существования, стали образцом для подражания в средние века в государственности Франции, Германии, Испании и др. [1, с.19]

В настоящее  время на политической карте мира — 30 монархий: нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и одна — в Океании.

В абсолютных монархиях власть монарха практически безгранична. Правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства,  а Парламент   в  ряде   случаев   вообще   отсутствует   или   является лишь совещательным органом. Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов избирают на пятилетний срок. Число таких государств на политической карте мира постоянно сокращается, большая их часть расположена в Азии (фактически абсолютными монархиями являются Бутан, Оман, ОАЭ, Катар, Бахрейн и Кувейт).

Главой теократических монархий является религиозный лидер. Таких государств на Земном шаре всего несколько - Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский; Саудовская Аравия — король этой монархии является одновременно главой религиозной общины мусульман-суннитов, и султанат Бруней.

Подавляющее большинство существующих ныне в  мире монархий — конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, тогда как монарх "царствует", но не правит, превратившись в символ нации и дань традиции. (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.)[7].

Некоторые монархии обладают элементами республик, например, федерализмом. Верховные правители федеративных конституционных монархий избираются: на пять лет наследственными правителями малазийских султанатов (в Малайзии), Верховным советом эмиров (в Объединенных Арабских эмиратах).

 

Республиканская форма правления  возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика, V—IV вв. до н. э.; Римская аристократическая республика, V—II вв. до н. э.; города-республики: Флоренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России и др.). Но наибольшее распространение она получила в периоды   Новой   и   Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 1,127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском  строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше,  а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма  государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в ряде стран в результате I социалистических   революций).   Ее   разновидности:   Советская республика и народно-демократическая республика. К ним относились — бывший СССР, Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне.

Республиканскую форму правления можно считать  наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства,  но  и большинство стран Латинской  Америки,   освободившиеся  от  колониальной  зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и африканские   государства,   большая   часть   которых   добилась независимости только в 60—70-е годы [2, c.44].

 

Форма государственного устройства.

Важный  элемент политической карты — административно-территориальное устройство государств. Оно непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства — унитарную и федеративную.

Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном  государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.

Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерными  признаками федерации, отличающими  ее от унитарного государства, являются следующие:

— территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций — в Аргентине, Канаде; кантонов — в Швейцарии; земель — в ФРГ, Австрии, республик и других административных образований — в России);

— субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

Административно-территориальные  единицы, входящие в состав унитарных  республик, подчиняются непосредственно  центральному правительству.

Члены федерации в составе  федеративных республик имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность  и, как правило, атрибуты государственной  власти - флаг, гимн, конституцию, парламент. Члены федерации имеют общие  союзные, или федеральные органы управления, армию.

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах).

Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедераций. Статус конфедерации, имеет по конституции только Швейцария хотя фактически, форма государственного устройства этой страны близка к федеративной.

Почти 3/4 государств мира - республики. Эту форму правления, как правило, избирали с начала 19 века страны Латинской  Америки, добившиеся независимости, Россия после революции 1917 г., почти все  бывшие колонии в Азии и Африки в середине 20 века. После 2-ой мировой  войны республиками были провозглашены  страны Восточной Европы, Италия, Греция, Египет, Эфиопия, Иран.

Число федеративных республик  в мире - около 20; они создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (Российская Федерация, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия), или с  учетом исторических особенностей становления  государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР, Коморские острова, Австралия, Федерация Микронезии).

Информация о работе Место стран в современном мире