Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью данной работы является закрепление и углубление полученных знаний и овладение технологией разработки программных туров.
На основе поставленной цели определены следующие задачи работы:
- рассмотреть характеристику вида туризма;
- изучить организационные особенности вида туризма;
- определить современное состояние, проблемы и прогноз развития;
- разработать литературный тур.
Введение 2
1. Теоретические основы разработки тура 4
1.1. Общая характеристика литературного туризма 4
1.2 Организационные особенности литературного туризма 13
1.3 Современное состояние, проблемы и прогноз развития в России и Кемеровской области 16
2. Разработка литературного тура по территории Кемеровской области «Новокузнецк литературный» 19
2.1 Основные характеристики тура 19
2.2 Документационное обеспечение тура 20
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 26
Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития культурного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».
Выделяют четыре принципа культурного туризма:
1) активное содействие в
2) подчеркивание и выделение
уникальности наследия
3) создание у местного населения
чувства гордости и
4) разработка программы развития
туризма на основе
Культурный туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.
Аспект взаимодействия, обусловленный методом литературного картирования, – это прагматика художественной литературы – фиксация и изучение тех ситуаций, когда творчество известного писателя побуждает человека совершать реальное путешествие по литературным местам.
Метод литературного картирования, в нашем понимании, значительно расширяет задачи литературного краеведения. Он должен учитывать все три аспекта взаимодействия литературного произведения и географического пространства и может определить:
1) «литературные места»
2) возможные социально-
Начинать литературное картирование необходимо с выявления литературных мест. Они создают своеобразную литературную карту территории. Карта фиксирует новые объекты и образы культурного ландшафта, помогает понять поэтику художественного произведения, позволяет моделировать новые экскурсионные маршруты. Перечень литературных мест, предлагаемый нами, опирается на исследования Н.П. Анциферова, Г.М. Лаппо, В.Н. Топорова, В.Г. Щукина [21-24]:
1) адрес писателя (дом, квартира, музей);
2) маршрут путешествий писателя;
3) «адрес» литературного героя;
4) «маршрут» литературного героя;
5) топография литературного
6) панорамный обзор – место, которое создает условия для наблюдения, способствует восприятию образа места;
7) «locus poesiae» – место «
ландшафта;
8) «литературное гнездо» – места
социально-культурной жизни
редакции литературных издательств, литературные кафе (салоны), дом писателя и др.;
9) прагматика литературного
В Кузбассе, с его традиционно
прибыльными добывающими
В то же время экскурсионно-туристское
обслуживание в составе совокупного
туристского продукта развито слабо,
хотя и представляет собой достаточно
привлекательный вид услуг. В
большинстве случаев это
В настоящее время, практически не востребованы экскурсионные ресурсы музеев, памятников истории, культуры и археологии. Современное экскурсионное обслуживание носит главным образом развлекательный характер, слабо используя познавательную и образовательную составляющие данного вида туристской деятельности.
Использование богатейшего культурного
потенциала Кузбасса и функциональные
особенности экскурсионно-
Таким образом, проблемы и перспективы
развития экскурсионно- познавательного
туризма в условиях рыночной экономики
подразумевают необходимость
Вместе с тем, специфика
развития экскурсионно-
Также незначительное внимание уделяется
обоснованию возможностей использования
экскурсионно-познавательного
На основании всего
Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных ресурсов местности. Реализация программы по использованию потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.
Таким образом, литературный туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, литературой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.
Каждый вид тура в зависимости
от программы имеет особую специфику
организации обслуживания туристов,
распределения времени и
Если не выполняется этот основополагающий принцип организации тура, составления программы, то работа обречена на провал, даже состоящая из высококачественных услуг высшей категории, так как турист считает качественным обслуживание только тогда, когда цель его путешествия выполнена.
Литературные туры прежде всего носят познавательный характер и имеют следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:
При организации маршрутных туров
разрабатывается специальный
Литературные туры очень вдохновительны и проходят по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей. Например, в честь 450-летия со дня рождения великого писателя Сервантеса в 1997 г. в Испании в качестве одного из юбилейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа – «По следам Росинанта и его хозяина».
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов, например постановка произведения одного из писателей.
Досуг на таких турах культурно-
Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).
Питание на маршрутных турах –
обычно полный пансион, так как основное
время уделяется экскурсиям, музеям,
театрам и у туристов нет времени
самостоятельно организовывать себе питание.
Пункты питания заказываются в удобной
близости с намеченными экскурсионными
объектами. На стационарных турах чаще
предлагается полупансион или (реже)
только завтрак. При этом нужно учесть,
что ряд экскурсионных и
Таким образом, при организации литературных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд). Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак.
В последнее десятилетие в регионах России уделяется пристальное внимание развитию творческих индустрий. Под творческими, или креативными, ндустриями (creative industries) понимается сектор экономики, связанный с использованием культурных ресурсов и творческого потенциала на селения. Предполагается, что в современном постиндустриальном, сервисноинформационном обществе человек, социум и культура должны стать новыми факторами развития экономики. Если обратить внимание на определение креативных индустрий, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности», то несложно заметить, что культурный туризм может рассматриваться как один из секторов креативной экономики. В основе культурного туризма лежат репрезентация культурного наследия, творческая, интеллектуальная составляющая исполнителей, извлечение прибыли от реализации туристского продукта.
Понятие «литературный туризм» связано с феноменом почитания произведений мировой классики, а также с традицией изучения региональной литературы. Как правило, турист, идущий литературным маршрутом, посещает места, связанные с жизнью писателя, «адреса» его литературных героев, воспринимает географическое пространство сквозь известный литературный образ, в буквальном смысле попадает в «мир произведения» – ландшафт-прототип художественного мира. Литературный туризм в России переживает определенный подъем. В различных городах возникают новые литературные маршруты, и своеобразным ответом на этот социальный запрос является ряд книг, опубликованных в последнее десятилетие: «Литературная карта России», «Москва Мандельштама» , «Скотопригоньевск и Старая Русса», «Благословенная Таврида», «Москва Пастернака». Данные работы написаны в жанре путеводителя, литературной прогулки и адресованы широкому кругу читателей. Пермский край также представлен в этом цикле литературных репрезентаций в работах «Чехов и Пермь: Легенда о трех сестрах», «Путеводитель по Юрятину», «Путешествие с Доктором Живаго». Во всех перечисленных работах авторы рассматривают художественный текст как основной документ, который позволяет построить подлинные маршруты в географическом пространстве. Очевидно, что в данном случае литературное произведение выступает в роли основного инструмента ориентирования в культурном пространстве, то есть в функции карты.
Информация о работе Литературный туризм как фактор развития региона