Литературный туризм как фактор развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является закрепление и углубление полученных знаний и овладение технологией разработки программных туров.
На основе поставленной цели определены следующие задачи работы:
- рассмотреть характеристику вида туризма;
- изучить организационные особенности вида туризма;
- определить современное состояние, проблемы и прогноз развития;
- разработать литературный тур.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы разработки тура 4
1.1. Общая характеристика литературного туризма 4
1.2 Организационные особенности литературного туризма 13
1.3 Современное состояние, проблемы и прогноз развития в России и Кемеровской области 16
2. Разработка литературного тура по территории Кемеровской области «Новокузнецк литературный» 19
2.1 Основные характеристики тура 19
2.2 Документационное обеспечение тура 20
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по видам.docx

— 361.55 Кб (Скачать)

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для определения базы, необходимой для развития культурного туризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресурсами (наследием) уникальна конкретная местность относительно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа культурного  туризма:

1) активное содействие в сохранении  наследия местности: культурного,  исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение  уникальности наследия местности относительно других регионов;

3) создание у местного населения  чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития  туризма на основе использования уникального наследия местности.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Аспект взаимодействия, обусловленный методом литературного картирования, – это прагматика художественной литературы – фиксация и изучение тех ситуаций, когда творчество известного писателя побуждает человека совершать реальное путешествие по литературным местам.

Метод литературного картирования, в нашем понимании, значительно  расширяет задачи литературного  краеведения. Он должен учитывать все  три аспекта взаимодействия литературного  произведения и географического  пространства и может определить:

1) «литературные места» территории;

2) возможные социально-культурные  проекты на территории, связанные с репрезентацией литературных мест (фестивали, конференции, экскурсионный туризм); 3) качественные изменения социально-культурной среды: появление объектов туристской инфраструктуры вокруг литературных мест.

Начинать литературное картирование необходимо с выявления литературных мест. Они создают своеобразную литературную карту территории. Карта фиксирует  новые объекты и образы культурного  ландшафта, помогает понять поэтику  художественного произведения, позволяет  моделировать новые экскурсионные  маршруты. Перечень литературных мест, предлагаемый нами, опирается на исследования Н.П. Анциферова, Г.М. Лаппо, В.Н. Топорова, В.Г. Щукина [21-24]:

1) адрес писателя (дом, квартира, музей);

2) маршрут путешествий писателя;

3) «адрес» литературного героя;

4) «маршрут» литературного героя;

5) топография литературного города  и микрогеография города-прототипа;

6) панорамный обзор – место,  которое создает условия для  наблюдения, способствует восприятию образа места;

7) «locus poesiae» – место «разыгрывания»  литературного сюжета осмысления  культурного

ландшафта;

8) «литературное гнездо» – места  социально-культурной жизни литературного  сообщества:

редакции литературных издательств, литературные кафе (салоны), дом писателя и др.;

9) прагматика литературного места  (жизнь текста в социально-культурной  практике: текст рекламы, текст путеводителя, текст литературной экскурсии; внетекстовые реалии: скульптура, памятник, туристская инфраструктура). Таким образом, литературное наследие может выступать не только в качестве картографической информации (для выявления литературных мест), но и способствовать изменению культурно рекреационной среды, обусловить появление новых объектов туристской инфраструктуры. Так, в нашем понимании, реализуется картирование пространства художественной литературой. Отметим, что данная функция характерна, прежде всего, для признанных литературных произведений, самопоявление которых было событием культурной жизни страны и эпохи.

В Кузбассе, с его традиционно  прибыльными добывающими отраслями, туризм является не менее важным и относительно новым направлением социально-экономического развития.

В то же время экскурсионно-туристское обслуживание в составе совокупного  туристского продукта развито слабо, хотя и представляет собой достаточно привлекательный вид услуг. В  большинстве случаев это связано  с тем, что после разрушения существовавшей ранее системы организации экскурсионной  работы не было предложено новых форм и методик их проведения, была утеряна  значительная часть методических материалов, резко снизилась профессиональная подготовка персонала, занятого в подготовке и проведении экскурсий.

В настоящее время, практически  не востребованы экскурсионные ресурсы  музеев, памятников истории, культуры и археологии. Современное экскурсионное  обслуживание носит главным образом  развлекательный характер, слабо используя познавательную и образовательную составляющие данного вида туристской деятельности.

Использование богатейшего культурного  потенциала Кузбасса и функциональные особенности экскурсионно-туристской деятельности позволят сформировать достаточно широкое предложение услуг в  течение всего года, что особенно важно для привлечения туристов в межсезонный период.

Таким образом, проблемы и перспективы  развития экскурсионно- познавательного  туризма в условиях рыночной экономики  подразумевают необходимость расширения форм и методов работы, совершенствование  технологий обслуживания и управления развитием экскурсионно-познавательного  туризма.

 Вместе с тем, специфика  развития экскурсионно-познавательного  туризма в современных условиях, вовлечения новых ресурсов и  методики разработки новых экскурсионных  объектов и маршрутов все еще  остается малоизученной. 

Также незначительное внимание уделяется  обоснованию возможностей использования  экскурсионно-познавательного туризма  как контролируемой формы туристского  освоения культурных ресурсов.

На основании всего вышеперечисленного особую важность приобретает изучение Кемеровской области как одного из сегментов туристского рынка  России, это делает тему «Особенности организации литературных туров по местам жизни известных писателей» особенно актуальной.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных  туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных ресурсов местности. Реализация программы по использованию потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Таким образом, литературный туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, литературой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

1.2 Организационные  особенности литературного туризма

Каждый вид тура в зависимости  от программы имеет особую специфику  организации обслуживания туристов, распределения времени и предоставления услуг, технологии обслуживания туристов. При этом программа обслуживания строится исходя из основной цели путешествия.

Если не выполняется этот основополагающий принцип организации тура, составления  программы, то работа обречена на провал, даже состоящая из высококачественных услуг высшей категории, так как  турист считает качественным обслуживание только тогда, когда цель его путешествия  выполнена.

Литературные туры прежде всего  носят познавательный характер и  имеют следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

  1. Обучение. Здесь можно выделить, прежде всего, изучение иностранных или отечественных культур. Кроме того, сюда входят различные представления, постановки, встречи и праздники в честь писателей. Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам.
  2. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни с развлекательно-познавательной программой.

При организации маршрутных туров  разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр  выделяется от 1 до 3 дней в зависимости  от величины туристского центра и  объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры – столичные города, такие, как  Париж, Рим, Лондон, Москва и т. п.

Литературные туры очень вдохновительны и проходят по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей. Например, в честь 450-летия со дня рождения великого писателя Сервантеса в 1997 г. в Испании в качестве одного из юбилейных мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы героев его романа – «По следам Росинанта и его хозяина».

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и  культурные мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов, например постановка произведения одного из писателей.

Досуг на таких турах культурно-познавательного  характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники.

Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным  – в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование местонахождение гостиницы  в черте города, желательно ближе  к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского  класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).

Питание на маршрутных турах –  обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурсиям, музеям, театрам и у туристов нет времени  самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной  близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых  мероприятий включает в себя обед или ужин. На литературных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии. В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов. Стоимость туристической медицинской страховки определяется в зависимости от срока пребывания застрахованного за рубежом, также зависит от страны пребывания и набора опций страхового пакета. Все наборы опций вы сможете выбрать при оформлении полиса онлайн и сразу увидеть сумму к оплате. Для примера, самый дешевый (ЭКОНОМ) страховой полис для получения визы в Шенген обойдется  всего в 118 рублей за неделю пребывания в стране Шенгенского соглашения. Стоимость медицинского полиса также может увеличиться в случае, если вы собираетесь заниматься активными видами спорта или экстремальным туризмом. Все это вы сможете учесть и выбрать при оформлении страхового полиса онлайн. В случае, если вам требуются дополнительные опции к базовому набору, вы можете воспользоваться расширенной программой пакета стандарт, плюс добавить дополнительные риски такие как - "Утрата багажа", "Гражданская ответственность", "Несчастный случай". В таком случае полис будет стоить дороже. Например, если вы выезжаете в Европу (зона действия Шенгена) на неделю, то страховка обойдется вам около 325 рублей при страховой сумме в 30000 евро и включенных дополнительных рисках "Гражданская ответственность", "Несчастный случай". Как видно, в любом случае, стоимость туристической медицинской страховки незначительна на общем фоне затрат на поездку. В то же время вы всегда можете рассчитывать на незамедлительную помощь.

Таким образом, при организации  литературных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд). Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак.

1.3 Современное состояние, проблемы и прогноз развития

В последнее десятилетие в регионах России уделяется пристальное внимание развитию творческих индустрий. Под творческими, или креативными, ндустриями (creative industries) понимается сектор экономики, связанный с использованием культурных ресурсов и творческого потенциала на селения. Предполагается, что в современном постиндустриальном, сервисноинформационном обществе человек, социум и культура должны стать новыми факторами развития экономики. Если обратить внимание на определение креативных индустрий, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании: «Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности», то несложно заметить, что культурный туризм может рассматриваться как один из секторов креативной экономики. В основе культурного туризма лежат репрезентация культурного наследия, творческая, интеллектуальная составляющая исполнителей, извлечение прибыли от реализации туристского продукта.

Понятие «литературный туризм»  связано с феноменом почитания  произведений мировой классики, а  также с традицией изучения региональной литературы. Как правило, турист, идущий литературным маршрутом, посещает места, связанные с жизнью писателя, «адреса» его литературных героев, воспринимает географическое пространство сквозь известный литературный образ, в буквальном смысле попадает в «мир произведения» – ландшафт-прототип художественного мира. Литературный туризм в России переживает определенный подъем. В различных городах возникают новые литературные маршруты, и своеобразным ответом на этот социальный запрос является ряд книг, опубликованных в последнее десятилетие: «Литературная карта России», «Москва Мандельштама» , «Скотопригоньевск и Старая Русса», «Благословенная Таврида», «Москва Пастернака». Данные работы написаны в жанре путеводителя, литературной прогулки и адресованы широкому кругу читателей. Пермский край также представлен в этом цикле литературных репрезентаций в работах «Чехов и Пермь: Легенда о трех сестрах», «Путеводитель по Юрятину», «Путешествие с Доктором Живаго». Во всех перечисленных работах авторы рассматривают художественный текст как основной документ, который позволяет построить подлинные маршруты в географическом пространстве. Очевидно, что в данном случае литературное произведение выступает в роли основного инструмента ориентирования в культурном пространстве, то есть в функции карты.

Информация о работе Литературный туризм как фактор развития региона