Литературная Москва. Булгаковский дом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:20, реферат

Описание работы

Михаил Булгаков вырос в семье доцента Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова, которому незадолго до смерти в 1907 году присвоили профессорское звание. Будущий писатель навсегда сохранил образ «зеленой лампы», горевшей на письменном столе отца, как символ постоянного труда ученого, в одиночестве совершающего свой научный подвиг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………с.3
Предыстория. Правота профессорской крови…………………………..с.3
Главные экспонаты………………………………………………………....с.8
Булгаковский дом в вопросах и ответах………………………………....с.9
Вопросы и ответы о музее и не только ………………..с.11
Вопросы к Голубеву Н. Б. ……………………………...с.16
Заключение………………………………………………………………….с.22

Работа содержит 1 файл

булгаковский дом классный реферат.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Е.А. Земская - доктор фил. наук, племянница М.А. Булгакова 

Ю.М. Кривоносов - фотограф, булгаковед

В.И. Сахаров - доктор фил. наук

Б.В. Соколов - булгаковед, автор Булгаковской энциклопедии

Г.С. Файман - булгаковед-исследователь

С.С. Шиловский - внук Е.С Булгаковой, наследник авторских  прав

А.А. Курушин - булгаковед

И.Я. Мягкова - вдова  булгаковеда Б.С.Мягкова 

Л.К. Паршин –  булгаковед

- Является ли  булгаковский дом государственным  музеем?

Нет, культурный центр не является музеем. Так называют нас посетители. Фактически культурный центр выполняет функции музея. Коллекция экспонатов, собранных Булгаковским Домом, сейчас в процессе государственной регистрации.

- "Нехорошая  квартира" и булгаковский дом  – одно и то же?

Нет, это две  разные организации. "Нехорошей квартирой" традиционно называют квартиру № 50, находящуюся в том же доме на 4 этаже. В ней находится фонд под  началом М.О.Чудаковой. Нас часто  путают, и это доставляет массу  неудобств как нам, так и фонду, так как у нас разные программы, функции, график работы.

 Вопросы к Николаю Борисовичу Голубеву

- Во-первых, как  вы стали попечителем булгаковского  дома-музея? С чего все началось?

Когда мы с друзьями и единомышленниками решили организовать музей Булгакова, «нехорошая квартира» была закрыта, а на двери подъезда висело официальное объявление о том, что музея здесь нет и быть не может. Люди, которые приходили во двор знаменитого дома на Садовой, уходили ни с чем.

Тогда мы подумали: если государству нет дела до музея Булгакова, а нам не все равно, почему бы нам его не создать самим. Мы нашли в интернете поклонников творчества писателя, вышли на общество «Феникс», которое в течение 20 лет занималось сбором информации по Булгакову и организацией встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами и нашли первые вещи для музейной экспозиции. Мы решили открыться в день рождения писателя, и 15 мая 2004 года Культурно-просветительский центр «Булгаковский дом» начал свою работу.

- Кто еще кроме  Вас занимается этим?

Когда начинаешь  какое-то дело, очень важно, чтобы  рядом были единомышленники, готовые  разделить с тобой предстоящие  трудности и вложить в это  дело свои способности, свое время, свои деньги, свои связи. Нам удалось собрать  команду таких людей. Это и юристы, и художники, и журналисты, и музейные работники, и актеры, и поэты. Для каждого нашлось свое место в проекте. Мне нравится, что музей живет очень насыщенной культурной жизнью, и постоянно появляются новые люди, которые хотят что-то сделать – организовать творческий вечер, поставить спектакль, устроить выставку своих работ… Поэтому наш коллектив все время растет.

- Чем Вы занимаетесь  помимо дома-музея, вообще что  это для Вас – хобби, отдушина, бизнес (что вряд ли)?

Помимо музея  я руковожу юридической компанией, которая занимается вопросами антикризисного управления, а также аудитом и финансовым консультированием. Я не отношусь к музею как к хобби. Для меня это один из значимых проектов, где есть разные составляющие: и финансовые, и юридические, и культурные. Может быть, это прозвучит патетично, но я знаю, что наш музей нужен людям. Мне было стыдно, что в Москве долгое время у Булгакова не было своего места, и поэтому мы будем продолжать этим заниматься. Музей Булгакова просто должен быть в России, это не только мое мнение – под этими словами подписываются тысячи наших посетителей.

- Когда появилась  такая симпатия к писателю? Ваша  жизнь случайно пересеклась с судьбой дома на Садовой, 10 или Вы искали и боролись за право координировать его работу?

- Приходилось ли Вам переносить какие-то судебные или бюрократические тяжбы, чтобы получить попечительство над домом?

Мы не получали «попечительство над домом», не «боролись  за право координировать его работу», мы просто начинали с нуля, даже я  бы сказал, с минуса. Пришлось побороться и с некоторыми предубеждениями, и с косностью некоторых чиновников, и с местным Швондером, и с недовольством ряда «булгаковедов», которые относятся к Булгакову, как к дойной корове.

А что касается симпатии к Булгакову – то виной тому, видимо, его писательский дар.

Для людей моего  поколения Булгаков стоял особняком  в ряду прочих советских авторов  – я, как и все, зачитывался  в юности романом «Мастер и  Маргарита», ходил с друзьями на Патриаршие и в подъезд на Садовой, который был в восьмидесятых невероятно популярен. Потом я прочитал другие произведения, и был потрясен кинематографичностью романа «Белая гвардия». Нельзя сравнивать эти два романа – они совершенно разные, и по-разному воспринимались мной и тогда, и сейчас.

Насколько случайно то, что встретились неравнодушные люди, решившие, что у М.А.Булгакова должен быть свой музей? Не знаю, можно ли говорить о случайности в таком месте, как это…

- Какие у Вас  отношения с попечителями нехорошей  квартиры?

Когда мы открывались, мы ничего не знали о мире «булгаковедения». Мы хотели дать место тем, кто действительно любит Булгакова – булгаковедам, художникам, юристам, поэтам, журналистам, актерам, фотографам – людям, которые хотят творчества и умеют делать дело. И у нас это получилось, надо сказать.

Мы помогали «нехорошей квартире», но в связи  с тем, что администрация фонда  – люди старой формации, активно  участвовавшие в булгаковедческих конфликтах прошлых лет, наша открытость вызвала их непонимание, и отношения  несколько охладели. Но мы в каком-то смысле продолжаем помогать квартире №50. Мы готовы сотрудничать с теми, кто придерживается разных точек зрения на его творчество – в том числе, отличных от нашей. У нас проходят вечера многих исследователей творчества писателя – именитых профессоров и молодых литературоведов. Мне кажется, что это правильно. Нельзя застывать в своем величии. Это позиция памятника, а не живого человека.

- Где вы нашли такого правдоподобного Бегемота?

Идея завести  живого кота в музее просто витала в воздухе. Понятно, что кот должен быть особенным – взрослым, крупным, черным, солидным. И мы объявили конкурс на замещение вакантной должности кота Бегемота при музее Булгакова. Сначала в интернете, потом подключилась пресса, затем телевидение… Мы получили массу писем с фотографиями, но первый же кандидат, приехавший в музей, и оказался тем, кто нам нужен. Когда он первым же делом забрался в футляр от пишущей машинки, мы поняли – это Бегемот. Кстати, прежде его звали Степан, но он принял новое имя невозмутимо и с достоинством. Наша идея оказалась правильной – кот Бегемот – самый популярный персонаж и в романе, и в нашем музее.

- Кто все эти  люди, что работают в доме-музее?  Они сотрудники и получают  зарплату?

Эти люди работают и проводят свободное время в  музее. Кто-то постоянный волонтер, кто-то приходит раз в неделю. Конечно, в музее есть штат сотрудников, получающих зарплату. Мы работаем каждый день, без выходных, с 13.00 до 1.00. Нужно организовывать выставки, вечера, заниматься музейной коллекцией, экскурсионной деятельностью. Кроме того, при музее есть кафе, которое тоже требует много внимания и заботы.

Но дело-то не в деньгах, а в любви к Булгакову  и готовности делать совместное дело.

Например, наш  арт-директор долгое время работал  на телевидении, а все свободное время тратил на музей. И никто ему не платил за это, потому что есть что-то, чему есть другой эквивалент, другое мерило. Творчество, например. У нас много идей и людей, готовых в наших проектах участвовать – не ради денег. У нас и сейчас есть экскурсоводы, работающие на общественных началах. Двухлетний опыт работы показывает: то, что мы делаем, людям нравится. И мы хотим, чтобы в Москве стало еще уютнее, но не за счет открытия стрип-баров, а благодаря таким центрам, как наш. Получится у нас или нет, зависит, опять-таки, от нас же, и от того, на что мы решим потратить единственные деньги, которые у нас, в сущности, есть – наше время…

- Как часто  Ваш дом посещают москвичи, туристы  из СНГ, иностранцы? Может, есть  какие-то тенденции?

Посетителей у  нас очень много – для такого маленького музея даже иногда слишком много. В среднем, до двухсот человек в день. Иногда больше. Нет определенных тенденций – музей посещают люди разных возрастов, профессий и социальных кругов. Булгаков интересен всем. В нашей гостевой книге можно найти слова благодарности от поклонников творчества писателя со всего света, которых становится все больше и больше.

- Какие вещи  в квартире для Вас особенно  ценны?

Наиболее ценный экспонат – это папка, принадлежавшая М.Булгакову еще в то время, когда он работал в газете «Гудок» - не было еще даже в задумке романа «Мастер и Маргарита». Папка передана в музей для экспозиции коллекционером А.Курушиным. Ему папка досталась от второй жены писателя, Любови Евгеньевны Белозерской. Ее сумочка тоже находится в нашей постоянной экспозиции. Многие вещи и фотографии переданы нам племянницами писателя – В.М.Светлаевой и Е.А.Земской. Есть в музее и прижизненные издания: «Белая гвардия», «Дьяволиада»…

Вот уже три  года мы собираем музейную коллекцию  для того, чтобы зарегистрировать ее в музейном фонде РФ. С этим, конечно, трудно. Государство не заинтересовано в отдельном музее Булгакова – фонды разбросаны по стране: и в Бахрушинском, и в Литературном, и в музее МХАТа, и в РГБ, и в Пушкинском доме. А то, что не попало государству – в Киеве, где музей существует уже 15 лет.

Поэтому любой  экспонат для нас – это предмет  гордости и радости. Есть люди, которые  передают экспонаты в музей на постоянное хранение, есть у нас  и вещи, переданные на время. Все  оформляется по всем правилам – договор, акт приема-передачи, акт возврата…

Музей находится  в процессе становления. А уж каким  он будет, зависит от всех, кому это  небезразлично.

- Есть ли у  музея спонсоры?

Слова «спонсор»  и «меценат» приобрели какую-то нехорошую окраску в последнее время.

Поэтому мы ими  не пользуемся. Есть люди, которые нам  помогают, но это не просто спонсорская  или меценатская помощь. Таких  людей, которые дали бы денег –  «вот вам на музей» - и ушли, нет. И  не может быть. Мы тут все меценаты, если хотите. Просто кто-то вкладывает деньги, кто-то занимается юридическими вопросами, кто-то приносит музейные экспонаты, кто-то тратит свое личное время, кто-то привлекает свои связи, например, в творческой среде. Мы, еще раз повторю, сообщество единомышленников, объединенных любовью к Булгакову и желанием создать его полноценный музей в Москве. И мы открыты для сотрудничества, потому что работы впереди еще много.  
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Лучше один раз  увидеть, чем сто раз услышать (пословица).

 
График работы музея с 13.00 до 23.00, летом в выходные - и НОЧЬЮ.  
Вход свободный. 
Москва, м. Маяковская, ул. Б. Садовая, д. 10, выход к концертному залу, идти по Садовому Кольцу мимо театра Сатиры, после "Кофе-Хауз" поворот в арку, 1 этаж.  
 
-
Для справки: (495)970-06-19 Екатерина Авдюшкина, руководитель экскурсионного отдела.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.1 Рис.2.1  
Рис.3.1  
Рис.3.2  

 
 
Рис.3.3  
Рис.3.4

Информация о работе Литературная Москва. Булгаковский дом