Лида краса Гродненщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Лида – краса Гродненщины» состоит в том, чтобы изучить материальные, духовные и архитектурно-строительные достопримечательности города Лида. Узнать историю возникновения города, его судьбу в разные периоды истории, также сформировать видение у экскурсионной группы между прошлым и настоящим города, содействовать формированию хорошего отношения к сохранению памятников архитектуры и искусства.
Основной целью данной курсовой работы стало подробное изучение жизни, истории и культуры города, а также определение его туристического потенциала. Для этого были поставлены следующие задачи:
– познакомить с историей города, Лидским замком XVIв. и культовыми постройками XVI – XIX веков, костелами Воздвижения Св. Креста и Св. Иосифа (ныне кафедральный православный собор Св. Михаила).
– на примере архитектурных, исторических, литературных объектов дать представление о некоторых этапах истории города и Беларуси.
– при проведении экскурсии на конкретных объектах расширить и закрепить знания по курсу истории Беларуси.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
НА МЕСТЕ ПРИЕМА ГРУППЫ
ЗНАКОМСТВО С ГОРОДОМ ЛИДА
ЛИДСКИЙ ЗАМОК
СКУЛЬПТУРА «КОМАНДИРОВАЧНЫЙ»
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ КОСТЕЛ
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАМЕНЬ
ПАМЯТНИК ФРАНЦИСКУ СКОРИНЕ
ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА (БЫВШАЯ РЫНОЧНАЯ)
МИХАЙЛО – АРХАНГЕЛЬСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ
ЛИДСКИЙ ПИВЗАВОД
СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
КУРГАН СЛАВЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-14

Работа содержит 1 файл

Курсовая экскурсоведение.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Судьба закинула Тохтамыша в Сибирь, и после еще одной неудачной попытки самостоятельно захватить золотоордынский престол он был убит в 1406 году. Сын Тохтамыша Джеляль–ад–Дин принимал затем участие в Грюнвальдской битве, командуя пятитысячным татарским войском.

С 1434 по 1443 год замок дал приют еще одному хану–изгнаннику – Давлет Хаджи–Гирею. Правда, его судьба оказалась счастливее, чем у Тохтамыша: с помощью Великого княжества Литовского он стал–таки ханом перекопских татар.

После долгого затишья в 1506 году к стенам замка подошли крымские татары. В бою под Лидой тогда был убит хан Шайбак. Но основные свои силы татары двинули к Клецку, где потерпели сокрушительное поражение от Михаила Глинского – потомка грозного Мамая. Так завершилась, если можно выразиться подобным образом, «татарская глава» в истории Лидского замка.

С ХVІ века в замке заседал поветовый суд и проводились поветовые сеймики. Страшные разрушения принесли каменной цитадели и городу войны середины ХVІІ – начала ХVІІІ столетия, в результате которых замок был сильно разрушен, хотя к тому времени стратегического значения он уже не имел, ибо был не в состоянии противостоять новой военной технике.

Превращенный в руины («Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах», – говаривал титан современного зодчества Ле Корбюзье), замок стал источником вдохновения для многих живописцев и графиков, переносивших его на свои акварельные рисунки и графические листы. Иосиф Пешка, Викентий Дмоховский, Василий Грязнов, Наполеон Орда, Язеп Дроздович и другие художники, а затем и фотографы благоговейно замирали у этих седых стен со своими мольбертами и штативами. [См. приложение 6]. Благодаря им сохранились неоценимые визуальные материалы, которые позволяют специалистам возрождать замок сегодня.

Между двумя мировыми войнами польские реставраторы провели частичную консервацию замковых руин, но более-менее масштабная реконструкция началась здесь только в 1980–е. обратите внимание на стенах хорошо видна граница старой бутовой кладки и современного кирпича. Замок сегодня

Реставрационный проект был подготовлен накануне празднования 600–летнего юбилея города. В память этой знаменательной даты и площадь перед замком была названа площадью 600­­­–летия Лиды.

Сейчас в северной башне уже собраны материалы раскопок. На очереди благоустройство внутреннего двора, который планируется использовать для проведения массовых культурных мероприятий. После сноса облепивших каменного исполина деревянных построек замок стал «раскрыт» для города. [См. приложение 7] Около него вскоре появятся корчма и мастерские старых промыслов – своеобразный «город мастеров».

Уже к будущему летнему сезону, как обещают городские власти, вся эта сказка станет былью. Что ж, поживем – увидим.

[Группа выходит из замка и  начинает движение в сторону гостиницы «Грюнвальдская», где располагается скульптура « Командировочный»]

 

СКУЛЬПТУРА «КОМАНДИРОВАЧНЫЙ»

В последнее время в Беларуси наблюдается мода на скульптуры малых форм, как будто страна утомилась от ожидания вывести к людям героев местных сказаний, да и просто полюбившиеся образы обыденной жизни. Они выходят на городские площади и улицы и находят здесь постоянное место жительства, принося своеобразный колорит тепла и уюта. Они наполняют каменные кварталы жизненностью, и теперь горожане чаще назначают места встреч не около каких-то зданий, а говорят: “около банщика дяди Васи” или “около баяниста”. Не отстала в этом плане и Лида, она даже в некотором смысле “переплюнула” столицу, потому что даже в Минске в один день не появляются сразу четыре новые скульптурные композиции. У одной из них мы сейчас побываем.

[Группа располагается у скульптуры « Командировочный»]

Скульптура "Командировочный" установлена в городе Лиде напротив одноименной центральной гостиницы. Мужчина ждет, сидя на чемодане, с картой в руке, в надежде, что кто–то в ближайшее время съедет из номеров. Он одет в стиле 70–х годов прошлого столетия. [См. приложение 8]

В этом творческом процессе принимала участие не только команда лидских скульпторов, но и со всей Беларуси. В частности, минчанин  Владимир Жбанов предложил городу бронзовую композицию советского командировочного. Почему советского? Да потому что в то время в гостиницах, если они и были в небольших городах, постоянно не было мест.

Впрочем, тема временного жилья для приезжего люда остаётся актуальной для Лиды и сегодня: поселиться здесь проблематично. Это подтвердила и администратор гостиницы, около которой и установлена скульптура.

[Группа начинает движение вдоль Гостиницы «Грюнвальдская» к точке, с которой виден костел]

 

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ КОСТЕЛ

Первым костелом в Лиде был фарный костел, который находился рядом с замком. Он был построен на пожертвования польского короля и князя ВКЛ Ягайло в 1387 году. После женитьбы на польской королеве Ядвиге и провозглашения Ягайло польским королем Владиславом ІІ молодая чета отправилась из Кракова в Вильно, а по пути сделала остановку в Лиде.

Здесь Ягайло подписал исторический декрет об упразднении язычества и введении католичества в Великом княжестве Литовском. Тут же, в Лиде, Ягайло подписал и акт на пожертвование средств для строительства здешнего приходского костела. Акт о пожертвовании долгое время хранился в костёльном архиве и был прочитан в последний раз в 1840 году.

Первое здание костела было деревянным. По распоряжению ксёндза Михаила Зянковича был перенесен на то место, где стоит он и сегодня.

[Сменить точку обзора, повернуть группу лицом к костелу]

Крестовоздвиженский костел – памятник архитектуры барокко, построен из кирпича в 1765–70 годах по проекту знаменитого виленского архитектора Иоганна Кристофа Глаубица, творца стиля «виленского барокко».

Глаубиц Иоган Кристоф  (ок.1700–3.3.1767) архитектор, мастер барокко позднего, в самой развитой его форме, спроектировал  костел в Лиде (1765–67), реконструировал  кармелитский костел Успения Матери Божьей в Мстиславле в 1746–1750 гг. и Софийский собор в Полоцке, проектировал  костел в Столовичах,  дворец архиепископа в Могилеве.

[Подойти к главному фасаду Крестовоздвиженского костела]

Представляет трехнефный Т–образный в плане храм с прямоугольной алтарной частью. Здание завершено  высокой двухскатной черепичной крышей  с вальмами над алтарной частью. Главный фасад двухъярусный с фигурным фронтоном. Над входом – хоры. [См. приложение 9]

Костел украшают фресковая живопись сводов, стен, а также выполненные из искусственного мрамора алтари, скульптура и орнаментальная лепка в стиле рококо. Костел сберегает в своих стенах образ Богоматери с ребенком, привезенный первыми миссионерами-францисканцами еще в 14 веке.

В интерьере костела – 3 алтаря: центральный  и два боковых. Центральный раскрепованный 4 колоннами коринфского ордера, разукрашенными под мрамор, и пилястрами того же ордера. Антаблемент с сильным и развитым карнизом.

У костела раньше было две башни-колокольни, с которыми он приобрел бы классический "виленско – барочный" вид, но они были разобраны после пожара 1821 года.

Автор проекта и создатель костела Глаубиц умер, так и не увидевший свое творение и покинувший после смерти множество архитектурных построек, как в Беларуси, так и в Литве.

Здание фарного костела в Лиде практически сохранило свой первоначальный вид.  Только в 1960 году  здание лишилось каменной ограды и Брамы. На протяжении всего времени костел действовал, не  смотря на антирелигиозную политику советских властей.

В 1908 году здание костела и монастыря были разобраны, а строительный материал использовался для постройки военных казарм. Сегодня – это военный городок.

[Группа переходит к мемориальному камню]

 

 

 

 

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАМЕНЬ

Обратите Ваше внимание, в нескольких метрах от костела, установлен мемориальный камень в честь 685–летия Лиды.  На большущем валуне выбиты древний герб города, полученный по Магдебургскому праву, и завещание князя ВКЛ Гедимина, согласно которому он отписал Лиду своему сыну Кейстусу в конце 1330 года. [См. приложение 10] Оно было найдено в летописях сотрудником краеведческого музея Валерием Сливкиным и таким образом состарило Лиду на 30 лет. Так что город, практически, должен отмечать не 685, а 715–летие.

[Группа располагается у скульптуры « Командировочный»]

Автором этой скульптуры является известный лидский мастер  Рычард Груша. Bот что он сказал по этому поводу: – Во мне давно жила идея сделать шикарный подарок городу. Именно подарить, а не сделать за деньги. Знаете, в окрестностях Лиды около 1,5 тысячи огромных валунов. Но я искал свой и нашел его в Вороновском районе. Он весил около 30 тонн, осталось после обработки 20. Чтобы выглядел как теперь, пришлось сточить пил и резаков более чем на 10 миллионов рублей. Отсюда можно представить, сколько труда вложено.

Впрочем, это не единственная скульптура от рук Груши, которая появилась.

 

[Группа переходит к памятнику Франциска Скорине]

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТНИК ФРАНЦИСКУ СКОРИНЕ

[Группа становится лицом к памятнику Франциска Скорине]

Рядом с костелом в 1993 году был установлен памятник Франциску Скорине работы скульптора Валерьяна Янушкевича. [См. приложение 11]. Этот памятник появился в Лиде вслед за тем, как несколькими месяцами ранее, 20 октября 1992 года в Италии в здании Падуанского университета по проекту того же скульптора была открыта мемориальная доска, посвященная Скорине. В присутствии ученых этого университета он выдержал в 1512 году в экзамен на звание доктора медицины.

Прямого отношения к Лиде Франциск Скорина не имеет. Во всяком случае, исторических свидетельств на этот счет не сохранилось. Однако не забудем, что виленский период в жизни белорусского первопечатника, хотя и перемежался выездами за границу, длился почти 15 лет – с 1520 (или 1521) года до середины 1530–х годов. Лида входила тогда в состав Виленского воеводства и, располагаясь всего в 100 км от столицы государства, могла попасть в поле зрения Скорины. Правда, все это не более чем догадки...

Жители города приняли активное участие в сборе средств на памятник самому выдающемуся сыну земли белорусской. Этим скульптурным монументом лидчане пополнили историческую память своего города.

 

[Пройти прямо к Рыночной Площади и повернуться лицом к зданию Дома Офицеров]

 

 

 

 

 

 

 

ПЛОЩАДЬ ЛЕНИНА (БЫВШАЯ РЫНОЧНАЯ)

В ХV–ХVІ веках центром городской жизни становится рынок, который располагался в 700 м от замка. На этой площади и прилегающих к ней улицах, которые сохранили древнюю трассировку, проводились раскопки. Подтвердилось, что город возник в позднее средневековье. Самые ранние находки археологи датируют ХІV веком. Специалисты считают, что на месте нынешней Лиды, возможно, существовало небольшое поселение еще до того, как тут начали строить замок. Однако найти следы древней Лиды сегодня крайне трудно.

В 1590 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд ІІІ Ваза дарует Лиде самоуправление – магдебургское право и герб. Последний представлял собой: барочный щит рассечен «в столб». В правом поле красного цвета стоящий золотой лев, повернутый вправо, в левом голубом – два перекрещенных золотых ключа.

По королевскому привилею город получил право на проведение двух ярмарок в году – на Новый год и Троицу, а также на еженедельные торги. Привилеи давали Лиде еще четыре монарха: Владислав ІV, Михаил Вишневецкий, Август ІІ и Август ІІІ.

Благодаря этому благосостояние города росло. Хотя войны середины ХVІІ – начала ХVІІІ столетия доставили ему немало бед. Огромные разрушения принесла с собой и война 1812 года, а также крупные пожары, которые были подлинным бедствием для Лиды. Во время одного из таких пожаров в ХІХ веке сгорела и ратуша, которая стояла на рынке. Погибла историческая застройка площади и прилегающих к ней улиц.

До наших дней вблизи бывшей Рыночной площади сохранился только один памятник архитектуры и истории – монастырь пиаров с Иосифовским костелом.

[Группа начинает движение в сторону Михайло-Архангельской Соборной церкви]

 

МИХАЙЛО – АРХАНГЕЛЬСКАЯ СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ

Пиары (от лат. patres scholarum piarum – отцы набожных школ) – это католический монашеский орден, основанный в 1599 году испанским священником Иосифом Каласанца и утвержденный папой Римским Григорием ХV веке. Своей целью орден избрал не политическую или миссионерскую деятельность, а воспитание и обучение юношества через широкую сеть коллегиумов, или школ.

В Лидском повете пиары появились в первой трети ХVІІІ столетия. Сначала они обосновались в местечке Вороново, а с 1756 года под давлением иезуитов вынуждены были перебраться в Лиду, куда их пригласил подскарбий литовский, лидский староста Игнатий Сципион де Кампо.

Сразу же по приезду пиары открывают здесь свой коллегиум, в котором в разное время обучалось от 50 до 90 человек в год. При коллегиуме были два интерната для детей обедневшей шляхты. Кроме коллегиума были построены также здания для ксендзов, кухня, пекарня и деревянный костел, освященный во имя основателя ордена Иосифа Каласанца.

[Сменить точку обзора, повернуть группу лицом к церкви]

Впоследствии деревянный костел заменили каменным. Его строительство было начато в 1794 году. Как раз в это время в Лиде проездом из Гродно оказался будущий российский император Павел І со своими сыновьями Александром и Константином. Он находился в инспекционной поездке по только что присоединенным в результате второго раздела Речи Посполитой Литовским провинциям, как тогда эти земли именовали. Тут же в коллегиуме цесаревич и заночевал. Спросив у ректора коллегиума, сколько надо средств, чтобы закончить строительство костела, и услышав в ответ, что потребуется 5 тысяч рублей, он тут же выписал нужную сумму. Правда, пиары позже утверждали, что денег этих так и не получили.

Информация о работе Лида краса Гродненщины