Лицензирование в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:49, реферат

Описание работы

Порядок лицензирования турагентской и туроператорской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Основные направления государственной политики в Российской Федерации по регулированию и развитию правоотношений в сфере туризма.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ п лицензированию.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

На  тему:

«Лицензирование в туризме»

Волгоград 2010

Введение

В настоящее  время в России туризм признан  одним из приоритетных направлений  развития экономики. Как свидетельствуют  данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия  как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно  оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими  опережающими темпами, являются:

· экологический  туризм. Нужно отметить, что ООН  официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;

· культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых  выше среднего и которые постоянно  ищут новые туристские направления для путешествий;

· специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный  туризм и другие виды туризма, а также  обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

· круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:

· образ  России как страны, небезопасной для  туризма, создаваемый зарубежными  и отдельными отечественными средствами массовой информации;

· отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

· неблагоприятный  для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в  завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

· неразвитая туристская инфраструктура, высокий  моральный и физический износ  существующей материальной базы, малое  количество гостиничных средств  размещения туристского класса («3 звезды»);

· отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

· невысокое  качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

1. Лицензирование туристской  деятельности

В целях  защиты прав и интересов туристов до 01.01.2007 г. в Российской Федерации подлежали лицензированию, стандартизации туроператорской и турагентской деятельности, а также объекты туристской индустрии.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государственным органом юридическим или физическим лицам на осуществление туристской (гостиничной) деятельности в течение определенного времени при соблюдении ряда условий. Порядок выдачи лицензии осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок выдачи, условия действия, порядок  приостановления и прекращения  действия лицензии на осуществление  туристской деятельности устанавливались  законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристской деятельности, вносились в федеральный реестр туроператоров и турагентов.

Порядок лицензирования турагентской и туроператорской  деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, до 01.01.2007 г. регулировался следующими нормативно-правовыми актами:

- Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ;

- «Положением о лицензировании турагентской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95);

- «Положением о лицензировании туроператорской деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 г. №95).

Данные  нормативные акты определяли основные условия и требования, выполнение которых было необходимо для получения той или иной туристической лицензии.

Само  понятие туристская деятельность подразумевает  под собой туроператорскую и  турагентскую деятельность, а также  иную деятельность по организации путешествий.

Различия  между турагентской и туроператорской  деятельностью заключаются в  том, что турагент осуществляет деятельность по продвижению (т.е. полному и широкому освещению возможностей отдыха и  путешествий по всем имеющимся турам, курортам и т.п.) и реализации туристского продукта, а туроператор, помимо указанного выше, еще и формирует туристский продукт, т.е. занимается размещением, транспортировкой туристов и осуществляет другие услуги, не связанная с первыми двумя.

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» были определены органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности. В сфере туризма таким органом до 2005 г. являлся Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, который осуществлял лицензирование туристской деятельности и делегировал на договорной основе функции по выдаче лицензий отечественным туристским фирмам региональным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. После 2005 г. данный орган переименован в Федеральное агентство по туризму.

Туристские  предприятия, получившие государственную  лицензию на туристскую деятельность, заносились в Государственный реестр. Орган, выдавший лицензию, мог прекратить ее действие из-за несоблюдения турфирмой лицензионных требований.

Для получения  лицензии заявитель представлял  в уполномоченный орган:

1) заявление  о выдаче лицензии с указанием:  для юридических лиц - наименования  и организационно-правовой формы  заявителя, юридического адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего банка; для физических лиц - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серии, номера, когда и кем выдан) и местожительства. Также указывается вид деятельности и срок действия лицензии. Форма заявления утверждается органом, уполномоченным лицензировать виды деятельности;

2) нотариально  заверенные копии учредительных  документов (при отсутствии нотариального  заверения необходимо предъявить  оригиналы);

3) копию  свидетельства о государственной  регистрации;

4) документ (квитанция), подтверждающий оплату  рассмотрения заявления;

5) документ  налогового органа о постановке  на учет или копию свидетельства  о государственной регистрации  физического лица в качестве  предпринимателя со штампом налогового  органа.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрировались органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществлялись на платной основе. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принималось в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Бланки  лицензий имели степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляли уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы, уполномоченные лицензировать виды деятельности.

Условиями действия лицензии являлись: доведение  в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристской поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;

- наличие собственного или арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием;

- наличие в штате не менее одного работника, имеющего специальное образование или стаж работы в сфере туризма не менее 3 лет;

- оказание туристских услуг только после заключения с клиентом договора (контракта) на куплю-продажу услуг;

- представление клиенту полной и исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата, его юридическом адресе, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение конкретных направлений туристской деятельности.

В случае отказа в выдаче лицензии заявителю направлялось уведомление в письменной форме в 3-дневный срок после принятия решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являлись:

- отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления международной туристской деятельности и условиям безопасности. Лицензия выдается на 3 года, но может быть выдана и на меньший срок по заявлению лица, обратившегося за ее получением.

2. Финансовые гарантии  как инструмент  регулирования после отмены лицензирования

Отмена  с 01.01.2007 года лицензирования деятельности профессиональных участников рынка  туристических услуг внесла некоторую  нестабильность в данной сфере. На самом  деле, в отличие от других сфер лицензирования, ситуация была и есть достаточно понятна и адекватна.

Туристская  индустрия в РФ является активно  развивающейся отраслью экономики, в связи с чем защита прав потребителей в данной области всегда была актуальной в силу ее социальной значимости, а  отмена с 1 января 2007 года института лицензирования туроператорской и турагентской деятельности и введение обязательной финансовой ответственности туроператоров в виде договора страхования гражданской ответственности, объективно требует усиления контроля и надзора в данной сфере.

В принципе, все участники правоотношений заинтересованы в построении цивилизованного рынка  оказания туристических услуг. Требования к турагентам снизились, это очевидно. Но с другой стороны увеличились  требования к туроператорам. Но в  том и заключается позиция государства, чтоб в результате форс-мажора, либо недобросовестности оператора, интересы потребителя, как наименее защищенного участника отношений, не были нарушены. Отсюда следует, что при любом нарушении интересов Клиента, ответственность несет оператор, который в свою очередь волен работать и привлекать агентов по своему усмотрению. Это закреплено законодательно.

Договор между оператором и клиентом должен включать:

- информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;

- информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение».

Информация о работе Лицензирование в туризме