Лекция по "Туризму"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 19:52, лекция

Описание работы

1. Мотивационные аспекты в туризме.
2. Классификация аспектов.

Работа содержит 1 файл

Мотивы путешествий.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Мотивационные аспекты в туризме

 
 
Чем человек руководствуется при  выборе поездки, места туристского  назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе? 
 
Одним из ключевых моментов, позволяющих ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия и выбора туристского продукта. 
 
Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования. 
 
Туристские мотивы - важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха. 
 
Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта. 
 
Понимание туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте. 
 
Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией туристского предприятия, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынков. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности турфирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование. 
 

Классификация аспектов.

 

 

Мотивы в определенной степени  предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать. 
 
Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие: 
 
- отдых, досуг, развлечение; 
- познание; 
- спорт и его сопровождение; 
- лечение; 
- паломничество; п деловые цели; 
- гостевые цели. 
 
Виды отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия. 
 
1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры культурно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры, например для желающих бросить курить.

 
2. Занятия спортом. Туры, содержащие разнообразные виды спорта.

 
3. Обучение. Туры, связанные с изучением  иностранных языков и разговорной  практикой, предусматривающие ежедневные  занятия и различные виды рекреационной  деятельности; туры, обучающие различным  видам спорта; а также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Наибольшую группу составляют обучающие туры по интересам (например, кулинария, астрономия и т. д.).

 
4. Возможность самовыражения и  самоутверждения. Приключенческие  туры: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин, экспедиции.

 
5. Возможность заняться любимым  делом (хобби) в среде единомышленников. Специальные туры для автолюбителей,  фанатов и спортивных болельщиков  на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. Например, существуют "сырный тур" по Швейцарии и "пивной тур" по Чехии.

 
6. Решение деловых проблем. Деловые,  конгресс-туры и др. В частности,  крупнейший российский туроператор  ВАО "Интурист" предлагает специализированные деловые поездки и ин-сентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.

 
7. Развлечение и потребность в общении с людьми. Путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно-познавательными программами.

 
8. Удовлетворение любопытства и  повышение культурного уровня. Этот  туристский мотив реализуется  во всех вышеперечисленных турах,  но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам). 
 
Специфические интересы различных туристских групп позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста. 
 
1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и т. д. чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и т. д. Отражают психологические и биологические потребности населения урбанизированных городов, которое ищет в туризме отдых и смену окружающей обстановки.

 
2. Культурные мотивы. Исторические  места, музеи, картинные галереи,  выставки, археологические памятники, народные ремесла и другие составляют культурное наследие страны.

 
3. Экономические мотивы. Охватывают  стоимость жизни в месте туристского  назначения, стоимость путешествия  и т. д.; играют существенную  роль в формировании недорогостоящих  пакет-туров, оказывают существенное влияние на количество туристов со средним доходом. 
4. Психологические мотивы. Побуждают человека путешествовать, отвечают психологическим потребностям туриста. Доказано, что не многие туристы приезжают снова в те места, где они уже были, за исключением случаев, когда туристом движут сентиментальные причины или сильный экономический мотив. 
 
Цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные исходы следующим образом. 
 
1. Отдых: 
 
- снять стресс, накопленный за определенный период времени; сменить обстановку и природно-климатические условия; 
- побыть в окружении других людей; 
- познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом; 
- сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств; 
- побыть в новой для себя роли - получить на определенный ' период времени высокий уровень обслуживания и ухода; 
- ощутить волнующие переживания (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об этом друзьям и знакомым; 
- получить удовольствие от необычных ощущений; 
- принять участие в азартных играх; 
- испытать романтическое приключение, легкий (в разумных пределах) флирт; 
- расслабиться вне дома; 
- потратить деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых. 
 
2. Познание: 
 
- увидеть достопримечательности и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и др.; 
- познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.); 
- посетить экологически чистые или, наоборот, очень загрязненные объекты; 
- увидеть экзотический животный и растительный мир; 
- посетить исторические места и сооружения; 
- сделать уникальные фотографии, снять видеофильм. 
 
3. Развлечение: 
 
- посетить аттракционы, тематические и аквапарки; 
- посетить известные театры, цирки, казино, кабаре, стриптиз-шоу; 
- посетить карнавалы, фестивали, национальные праздники; 
- посетить в качестве зрителей или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.  
 
4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, а лечение - различную функциональную нагрузку и, в экстремальном случае, быть основной целью поездки. В зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов: 
 
- оздоровительный - общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия); 
- лечение в качестве сопутствующей программы, т. е. не как основная цель; 
- лечение по предписанию врача как основная цель туристского путешествия (посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники и пр.). 
 
5. Паломничество: 
 
- празднование культовых обрядов; 
- самосовершенствование и утверждение духовного состояния; 
- достижение внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определенного положения в общине; 
- познание духовного "нового", получение заряда духовной энергии.


Информация о работе Лекция по "Туризму"