Легенды и придания города Казани

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Легенды и предания, связанные с основанием и историей города Казань – город России, столица Республики Татарстан. Она расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Казанка и является одним из крупнейших политических, экономических, культурных и научных центров страны. Площадь города составляет 426 кв. км, население – 1 миллион 120 тысяч человек. Казань, согласно официальной версии, была основана в 1005 году волжскими булгарами.

Работа содержит 1 файл

Легенды и предания.docx

— 909.67 Кб (Скачать)

     Список  с чудотворной иконы был отправлен  в Москву, царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения  иконы церковь и устроить при  ней девичий монастырь. Матрена  постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей. “Обретенная”, то есть подлинная икона  никогда не покидала Казани. А вот  список с нее в 1612 году (в смутное  время) остался в Москве. При осаде поляков, занявших Москву в 1612 году, русское ополчение долгое время не могла добиться успеха. “Шляхетская вольница”, занимавшаяся разбоем и грабежом, ждала помощи из Польши, и угроза продолжения панского рабства была очень велика. Патриарх Гермоген, который присутствовал при чуде обретения иконы в Казани в 1579 году и написавший широко известный тропарь “Заступница усердная”, находился тогда в темнице Чудова монастыря, где поляки морили его голодом. Патриарх был единственный, кто решился возвысить голос против самозванца. Поэтому список с образа был передан казанцами князю Дмитрию Пожарскому. После строгого трехдневного поста по всей земле русской, когда даже младенцы и домашние животные не ели пищи, и молитвы перед Казанской иконой Божией матери, архиепископу Арсению ночью во сне явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что “завтра Москва будет в руках Пожарского”. Новость объявили всем, и наутро, воодушевленные небесным заступничеством, русские выбили поляков из Китай-города, а затем освободили и Кремль. Так закончилась эпоха великой смуты.

     Празднование  иконе было установлено уже дважды в год – 21 июля – в день обретения  и 4 ноября, когда победило русское  воинство. Когда кончилось смутное  время и на престол вошел Михаил Федорович Романов, бывший в походе список чудотворной иконы был  поставлен в Московском Казанском  соборе. При Петре 1 он был перенесен  в Санкт – Петербург, где хранился в сооруженном в его честь  Казанском соборе. Не один раз выручала икона Россию, Полтавская битва, война  с Наполеоном… Особенно велика роль чудотворной иконы в Великой  Отечественной войне. В блокадном  Ленинграде совершили крестный ход  и сбылось пророчество, сказанное  еще Петру 1 святителем Митрофаном, что «пока икона находится  в городе, вражья нога не ступит в  него». В боях за Сталинград икона  защищала Россию на последнем пятачке  земли, была она и под Кенигсбергом и на других участках фронта, где  приходилось особенно туго.

     Итак, Иван Грозный был не единственным царем, глубоко чтившим эту икону. Его сын, Федор Иоаннович, повелел  заложить на территории монастыря новую  каменную церковь, а количество инокинь  увеличить до 64. Саму же икону по его приказанию убрали драгоценными камнями. У иконы было две ризы: будничная и праздничная. Будничная  риза была выполнена сплошь из жемчуга  разной величины. Праздничная была из золота, на венце Богоматери –  корона с крестом серебряная, украшенная бриллиантами, такая же корона на венце  Спасителя. Во время визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, государыня пожертвовала на венец Богоматери бриллиантовую корону.

     В 1810 году на территории Богородицкого  женского монастыря был заложен  большой каменный собор и после  завершения его постройки сюда со всеми почестями перенесли икону  Казанской Божией Матери. Здесь же в начале ХХ века разыгралась трагедия. Кто-то с неимоверным упорством  начал охотиться за иконой, - игуменья монастыря не раз обнаруживала следы  взлома. Она обращалась в полицию, к городским властям и, как  в истории с обретением иконы, слова женщины не принимали всерьез. Однажды пришедшие в храм увидели, что иконы там больше нет… Через  некоторое время был арестован  некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян, 28 лет, профессиональный вор, который  признался, что совершил это заказанное ему группой лиц преступление. Ризу он разрезал, а икону сжег. Его  приговорили к 12 годам каторги, где  он тихо сошел с ума и умер. Дело было закрыто. Но город долго  еще был взбудоражен и переполнен различными слухами, самый упорный  из которых гласил, что икона была не сожжена, а продана за большие  деньги старообрядцам и посредником  в этом деле считали церковного сторожа. Но очень странно повела себя в  этой истории игуменья монастыря. После  того, как икона была похищена, она, столь нервозная в предваряющие печальные события месяцы, неожиданно…  успокоилась. Инокини не раз слышали  от нее странную фразу: «Верьте мне  сестры, Божья Матерь с нами».

     Вернувшаяся из ГУЛАГа келейница последней игуменьи пролила свет над этой тайной, рассказав, что игуменья, предвидя похищение, заказала точную копию иконы. И, каждый вечер, покидая последней храм, она тихо заменяла оригинал иконы на копию. Оригинал же хранился до следующего утра у нее  в келье. Таким образом, можно  предположить, что Чайкиным была похищена копия.

     Что в предании правда, а что –  вымысел, сейчас сказать трудно. Как  трудно поверить, что чудотворный  образ был уничтожен. Думается, что  он все-таки где-то ждет своего часа, чтобы  снова явиться миру. Такие иконы, как Казанская, не исчезают бесследно. Как и все чудотворные образы – они даются людям в утешение и награду. А на месте некогда  разрушенного монастыря, жизнь которому дала в свое время чудотворная  икона, недавно зародилась новая  молодежная община, которая может быть даст ответытайны похищения начала ХХ века.

     

Список  литературы:

    1.Алишев С.Х. Все об истории  Казани. – Казань: Раннур, 2005.

  2.Библиография  истории Казани / Составитель Х.З.Багаутдинова. – Казань: Изд-во Института истории  им. Ш.Марджани АН РТ, 2005. – 104 с. 

Информация о работе Легенды и придания города Казани