Культурный туризм Псковской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:15, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть туристический потенциал Псковской области, разработать новый религиозный тур от турфирмы «Звонница»
Задачи работы:
дать общее представление о развитии сервиса на территории Псковской области;
описать сервисные возможности и возможности дальнейшего развития;
разработать конкретные мероприятия по развитию сервиса на территории Псковской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Культурное наследие как система культурных ценностей
1.1. Понятие «культурное наследие»……………………………………….5
1.2. Общероссийские культурные ценности………………………………10
1.3. Объекты культурного наследия в Псковской области……………….15
Глава 2. Разработка авторского религиозного тура……………………….22
Заключение……………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………32

Приложения

Работа содержит 1 файл

культурный туризм.doc

— 528.50 Кб (Скачать)

Произведения искусства приобретают характер культурных ценностей, будучи признанными в этом качестве искусствоведами, собирателями, в том числе и музейными работниками, а также сообществом или отдельными группами художников. Существует развернутая систематизация по видам искусства. Местонахождение: музеи, картинные галереи, общественные и частные собрания, мастерские  художников.

Образовательные пособия. В их качестве могут выступать как подлинники, так и воспроизведения последних, а кроме того специальные вспомогательные средства, как то: графики, диаграммы, диорамы и пр. Приобретают культурную ценность в музеях своей способностью эффективно служить наглядным пособием в образовательных и воспитательных целях. Развернутой систематизации не существует.

Художественные и технологические образцы приобретают характер культурных ценностей в силу своей способности служить творческим примером все новым поколениям художников, ваятелей, зодчих, конструкторов. К ним относятся: произведения живописи, графики, ваяния, монументального искусства, архитектуры и градостроительства, промышленные сооружения. Особой систематизации не существует. Ценностный характер данных образцов определяется силой их воздействия на упомянутый контингент творческих работников.

Драгоценности переходят в разряд культурных ценностей в случае их уникальности, высокого художественного исполнения, признания национальным сокровищем, в связи с былой принадлежностью выдающимся лицам. К ним могут относиться: ювелирные изделия, вещи из драгоценных металлов и камней, а также природные образования тех же материалов, имеющие выдающиеся формы и красоту. Систематизации по данному признаку не существует.

Реликвии (религиозные, светские) уже в силу своего достоинства имеют выдающееся значение и высокую культурную ценность для общества, народа или народностей. Интерес к ним сродни благоговению, поклонению. Местонахождением их являются почти исключительно государственные и конфессиональные хранилища. Представлены широким спектром объектов от мощей, кусочков дерева и ткани до произведений живописи, ваяния и манускриптов. Систематизации не подвергались.

Музейные предметы имеют характер культурных ценностей уже в силу их принадлежности к музейному собранию. Их можно рассматривать в качестве источников знания и образовательных пособий. Существует несколько различных видов классификации. Главным ценностным признаком музейных предметов следует признать возможность чувственного восприятия их посетителями музеев. Фактически, в своем подавляющем большинстве, музейные предметы ничто иное как движимые памятники культуры, помещенные в музей.

Памятники культуры движимые и недвижимые как культурная ценность представляют собой объекты, с помощью которых человек может устанавливать эмоциональную и эстетическую связь с прошлым, вести «диалог культур». Памятники выделяются из предметного мира культуры на основе эмоциональных интересов и предпочтений тех или иных общественных групп. Устанавливаемая между памятником и человеком интенциональная связь имеет предпочтительно активный характер. Видовое разнообразие памятников огромно. Имеющиеся варианты систематизации неудовлетворительны, поскольку игнорируют разнообразие чувственных и эстетических восприятий объектов, а также взаимозависимость, существующую между памятниками и живыми традициями и обычаями.[4]

Сложными по своей структуре культурными ценностями можно считать объекты комплексного характера. Выше были перечислены ценности, сгруппированные по типам отношений (интересов), справедливых для каждого отдельного их элемента. В комплексных объектах, таких как музеи, архивы, библиотеки. Наконец, историко-культурная среда, природно-культурная среда, ценностный характер их определяется на основе суммарной оценки культурной значимости составляющих их элементов. Это довольно просто определить для хранилищ ценностей - музеев, библиотек, архивов. Здесь ясно, что для них культурная ценность, даже степень ее, складывается из суммы ценностей хранимых объектов плюс ценность хранилища как культурного учреждения (богатство фондов, хорошо поставленное обслуживание посетителей, высокий уровень обработки фондов и т.д.).

Отбор объектов для Списка всемирного наследия происходит следующим образом. Государства-стороны представляют перечень расположенных на их территории ценностей культурного и природного наследия, имеющих, по их мнению, общечеловеческое значение. К объектам предъявляются требования сохранности в первоначальном виде, уникальности. На территории объекта, включенного в Список, запрещено любое строительство, в противном случае он может быть исключен из Списка.

В Список вносятся лишь те объекты, которые отвечают еще и критериям выдающейся универсальной ценности. Среди них выделяют: чрезвычайное значение объекта в связи с влиянием его на развитие мировой архитектуры (на определенный период времени или внутри определенной географической зоны); угроза исчезновения объекта в связи с необратимыми изменениями социально-экономического характера; чрезвычайная древность объекта; связь объекта с людьми, событиями, явлениями (религиями, философиями), всемирно известными и важными для их понимания.

Эти критерии годами тщательно уточнялись в ходе длительных исследований, сопоставлений и дискуссий между представителями естественных наук, искусствоведами и историками  архитектуры, а также между членами Комитета, хотя и в настоящее время ряд моментов все еще остается невыясненным.

Комитет может включить объект, которому угрожает серьезная опасность, в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, что дает возможность принять срочные меры и собрать средства для широкомасштабных действий по устранению возникшей опасности.

Конвенция четко оговаривает, что правительства государств, на территории которых расположены подобные объекты, должны разделять усилия международного сообщества по их сохранению. Обладание этими сокровищами накладывают ответственность и в конечном счете требует подотчетности. Поэтому Комитет не ограничивается только простым внесением в Список всемирного наследия все большего числа объектов. Он создал систему мониторинга, позволяющую следить за их сохранностью и подключаться к проводимым мероприятиям в случае, если местных ресурсов недостаточно. Таким образом, включение в Список - это моральная (иногда и финансовая) поддержка мирового сообщества.

Одним из наиболее актуальных направлений в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации является реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов наследия, находящихся в федеральной собственности, а также части полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

 

               1.3. Объекты культурного наследия в Псковской области

 

Город Псков - областной центр Псковской области, стоит на месте слияния рек Великой и Псковы у самой границы России. Он является одним из древнейших русских городов, под крепостными стенами которого не раз совершались события, имевшие важное значение для общерусской истории.

Псковские святыни это не только прославленное Божественным видением место, святой, церковь, обитель, чудотворные иконы, но и источник, исцеляющий духовные и физические немощи. Обычно в паломнические поездки отправляются женщины. Видимо, понимающие не только греховность своих жизненных ошибок, но и желающие жить в ладу со своей совестью. Сейчас очень сложное время. Женщины пьют и бросают детей, мужчины вообще где-то потерялись, дети просят милостыню или смотрят бесконечно телевизор. Самой большой ценностью сейчас становятся деньги. А без веры жить трудно, да и невозможно. Наше главное богатство: фрески, храмы, монастыри, иконы.

К основным объектам религиозного туризма и паломничества относятся храмы и монастыри, которые являются центрами религиозной жизни. Рассмотрим вышеуказанные объекты религиозного туризма и паломничества Псковской области.

Псковская область богата православными храмами, большая их часть – действующие. По Северо-Западному федеральному округу Псковская область занимает второе место по наличию действующих православных храмов (см. рис. 1).

Рисунок 1. Количество действующих православных храмов в Северо-Западном федеральном округе[5]

Главным объектом религиозного туризма и паломничества среди храмов Псковской области является Троицкий Кафедральный Собор, построенный в 1682 году. Троицкий Собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород – Домом Святой Софии, а Изборск – святителя Николая. То есть для псковичей Троицкий собор имеет то же значение, что и Софийский собор для новгородцев. Воинский клич: «постоим за Святую троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы, поэтому и победу над врагом они приписывали не себе, а милости Святой Троицы. В Троицком Соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья. Возле собора находился княжеский дом, тут собиралось вече, в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, собор был центром государственной жизни Пскова.

Современное здание Троицкого собора является четвертым по счету, однако каждый раз каждый престол храма возводился на том же месте, где в глубокой древности стоял первый Троицкий собор, освященном во имя Живоначальной Троицы. Место для первого храма было избрано самой равноопостолькой Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по велению Ольги был заложен первый Троицкий Собор. Это был храм деревянный, и год его сооружения неизвестен, но если принять за верное указание летописи о посещении святой Ольгою Псковско-новгородской области в 957 году, то следует признать, что первый Троицкий храм был выстроен во второй половине X века. Он простоял до 1137 года, когда святой князь Всеволод-Гавриил заложил на месте прежнего деревянного новый каменный собор (предположительно заложение каменного собора было сделано смоленскими строителями, - в те времена местная школа зодчества еще не сложилась). Затем собор перестраивался в 1367, 1682 и 1871 годах.

Собор поражает своей высотой, достигающей 72-х метров, стройностью подкупольных столпов и обилием света. Вертикально вытянутый шестистопный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.

Также популярным объектом религиозного туризма и паломничества является воинский Храм Александра Невского, который был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 г. епископом (впоследствии митрополитом) Псковским и Порховским Арсением (Стадницким).

Этот красивый из красного кирпича храм включен в заповедную историческую часть древнего Пскова и связан с именами российского Императора Николая II, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, Президента Российской Академии художеств великого князя Владимира Александровича, военного министра России А.Н. Куропаткина, протопресвитера Армии и Флота Александра Желобовского.

В 1924 г. храм был превращен в солдатский клуб. Разрушены колокольня и глава. С 1947 г. в нем размещался Дом офицеров, затем склад.

По просьбе верующих здание было возвращено Русской Православной Церкви. С 13 марта 1992 г. внутри храма возобновились ежедневные богослужения. До этого долгие месяцы богослужения велись под открытым небом.

Храм восстановлен при огромной поддержке и содействии государства и администрации области и города.

Московские архитекторы А.И. Хамцов, Н.С. Василенко и другие разработали проект реставрации уникального памятника. Их замысел воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернувшие храму прежний исторический облик.

Обычные приходские храмы больше являются объектами религиозного туризма, поскольку они, как правило, включаются в обзорные культурно-познавательные экскурсии. Паломники же чаще всего посещают монастыри.

По наличию действующих монастырей в СЗ ФО Псковская область также занимает второе место (см. рис.2).

Рисунок 2: Количество действующих православных монастырей в Северо-Западном федеральном округе[6]

Интерес туристов и паломников к монастырям очень велик. Туристы, приезжающие в Россию с познавательной целью, а также паломники, интересуются монастырями как центрами возрождающейся религиозной жизни русского народа, их интересует современная духовная деятельность монастырей, жизнь и труд в них монашествующих и послушников, внутренняя организация и работа по восстановлению, которая повсеместно проводится. Вызывают большой интерес монастыри и как памятники русской истории и архитектуры, тем более что среди русских православных монастырей есть памятники разных эпох, начиная с XII-XIII веков и кончая XVIII и даже XIX веками, отражающие всю историю русского культового зодчества.

Дjвмонтов Город

Укрепленная каменными стенами и башнями территория, примыкающая с юга к Псковскому кремлю. Названа так по имени князя Довмонта (в крещении Тимофея), княжившего в Пскове с 1266 по 1299 г. Название «Довмонтов город» появилось на страницах псковских летописей почти сто лет спустя после смерти князя, когда Довмонт был причислен к лику местных святых и в его честь была поставлена каменная церковь в южной части Кремля. Несмотря на небольшую территорию - около полутора гектаров, - в XII-XVI вв. псковичи возводят в Довмонтовом городе более 20 церковных и гражданских построек из камня. В пору вечевой республики (до 1510 г.) Довмонтов город считался центром церковного и административного управления Пскова и Псковской земли. К сожалению, храмы и административные здания Довмонтова города не сохранились до наших дней. О древней застройке можно судить лишь по приподнятым над землей фундаментам некоторых средневековых церквей, количество которых, как предполагают, соответствовало числу псковских пригородов.

Информация о работе Культурный туризм Псковской области