Культура и быт малых народов Приенисейского края как объект познавательного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

На территории Красноярского края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере до удэгейцев на юге, от чукчей и алеутов на востоке до ненцев и саамов на западе.Малые народы Севера являются полноценными гражданами РФ, однако, есть налоговые и иные послабления живущим традиционным способом общинам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Кеты. Культура и быт народа……………………………………………………....2
Заключение………………………………………………………………………….5
Приложение…………………………………………………………………………7
Список используемых источников………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Курсак.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………………..2
  2. Кеты. Культура и быт народа……………………………………………………....2
  3. Заключение………………………………………………………………………….5
  4. Приложение…………………………………………………………………………7
  5. Список  используемых источников………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На территории Красноярского  края проживают представители 8 северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кето, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы.                                                                                    Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере до удэгейцев на юге, от чукчей и алеутов на востоке до ненцев и саамов на западе.Малые народы Севера являются полноценными гражданами РФ, однако, есть налоговые и иные послабления живущим традиционным способом общинам.Численность народов в последнее время изменяется незначительно. Однако, количество носителей языков уменьшается из-за ассимиляции.                                                                                                                                    Сегодня сохранение русских культурных традиций в Красноярском крае происходит преимущественно по линии народного образования, учреждений культуры, музейного и библиотечного дела, профессионального и самодеятельного искусства, различных общественных институтов. 

Кеты. Культура и быт народа.

 Кеты – коренной народ, живущий в среднем течении  Енисея. Самоназвание – кет («человек»). Русские называли кетов в прошлом остяками, енисейскими остяками, енисейцами. Отдельные группы кетов были известны в ХVII веке как инбаки, югунь, земшаки и богденцы.

Язык - кетский. Диалекты – имбатский и  сымский, которые значительно отличаются друг от друга в области фонетики, морфологи и лексики. Некоторые  исследователи даже считают их отдельными языками. Подавляющая часть современных кетов говорит на имбатском диалекте, который подразделяется на говоры.  Кетский язык относится к числу изолированных среди языков всех других народов Сибири. Лингвисты указывают на общие черты в основных принципах его построения с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Письменности у кетов не было, она формируется в настоящее время на основе русской графики. Все современные кеты говорят на русском языке, некоторые владеют селькупским и эвенкийским языками. Принято считать, что предки современных кетов сформировались в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Примерно в 1 тысячелетии новой эры они вступили в контакты с тюркским и самодийско- угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере.

Кеты - один из самых малочисленных народов  Сибирского Севера. По данным переписи населения 2002 года, численность народа — 1494 человека. Проживают в основном в сельской местности трёх районов Красноярского края (1189 чел.): Туруханском (866 кетов в сёлах Келлог, Туруханск, Сургутиха, Мадуйка и др. н. п.), Эвенкийском (211 кетов в селе Суломай и др.) и Енисейском (Сым). В посёлках Суломай и Мадуйка кетское население — преобладающее. В начале 2000-х годов несколько десятков представителей этноса проживало в г. Красноярске].

Название "кеты" происходит от слова кет - человек. Оно утвердилось в русском  языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были известны под  наименованием "остяки", "енисейские остяки", "енисейцы". Предки современных кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они вступили в контакт с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В результате миграций (возможно, нескольких волн) произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп. Известны три родовые локальные группы: земшаки - в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы - в устье Бахты и инбаки - в бассейне Елогуя. В дальнейшем, с продвижением отдельных семей на Север, образовались смешанные территориальные группы. В некоторых из них соседями кетов были селькупы и эвенки.

Кетский язык занимает изолированное положение  и не входит ни в одну родственную  группу языков Северной Азии. Лингвистические  исследования последнего времени все чаще обращают внимание на общие черты в основных принципах построения кетского языка с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Кетский язык разделяется на имбатский и сымский диалекты, которые значительно отличаются друг от друга фонетикой, морфологией и лексикой. Письменность разработана на основе русской графики.

В традиционной культуре кетов сочетались элементы культуры пеших рыболовов и охотников  таежной зоны (землянка, способы  заготовки продуктов впрок, меховая парка и составная обувь, культы земли, промысловых животных и др.) и южно-сибирских и центрально-азиатских кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечество, шаманство и др.). Исконными занятиями были котцовое рыболовство, охота на лося и оленя, водоплавающую и боровую дичь. С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место заняла пушная охота (на соболя, белку и др.). Заимствованное во 2-й половине ХVII-ХVIII в.в. у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов. Часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Домашними занятиями мужчин были обработка  дерева, кости, кузнечество. Кетские  луки и орудия труда (ножи, скребки  и др.) славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Женщины выделывали шкуры (зверей, птиц и рыб) и бересту, изготовляли из них одежду, предметы утвари.

Традиционное  жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек, а также  землянка с каркасом из наклонных  бревен. Временные укрытия - яма в снегу, шалаш из гнутых прутьев и другие хозяйственные постройки: оленьи сараи с дымокурами, свайные лабазы. Первые срубные дома у кетов появились в начале ХХ в. Перекочевывали на места летнего рыболовства, а осенью к охотничьим угодьям на больших лодках (илимках) с крытым берестой жилым верхом. Широко бытовали долбленки - однодеревки. На зимнем промысле пользовались ручными и оленьими нартами, волокушей из шкуры лося, широкими лыжами, оклеенными снизу мехом (камусом).

Мужская и женская национальная одежда состоит из суконного и стеганного халатов на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (у мужчин короткая, из одной оленьей шкуры). Нижнюю одежду и летнюю обувь шили из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. При переездах на оленьих нартах надевали меховую одежду с капюшоном и меховую обувь.

Пища - вареная и жареная на рожне  рыба и мясо. Использовались заготовленные  впрок сухие юкола и порса, рыбий жир, вяленое мясо. Пища готовилась на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания кетов пополнялся ягодами, клубнями сараны, отварами трав, заменявшими покупной чай.

Сохранились традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе Верхнего бога Есь ("небо", "бог") олицетворяли небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка Севера носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор, болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов - семейных охранителей, духов - хозяев.

Добыча  медведя сопровождалась циклом обрядовых  действий ("медвежий праздник"). Шаманство  у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение  и предсказание. Популярностью пользовались загадки и песни - импровизации. Распространенным музыкальным инструментом был костяной или деревянный варган. Традиционное изобразительное искусство - вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

В период советской власти шло разрушение традиционного образа жизни. Хозяйственные  реорганизации (колхозы - промхозы; организация  поселков с переводом на оседлость  и последующая ликвидация отдельных  из них) привели к сокращению роли кетов в охоте и рыболовстве; утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. 17,8% кетов - городские жители. Появилась собственная интеллигенция, часть кетов ориентирована на промысловые занятия. С развитием коммуникативных связей в быту стали преобладать городские формы ( в одежде, оборудовании и интерьере домов и др.). Сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства( лыжи, ручные нарты, лодки) и зимняя обувь, а также отдельные орудия труда, имеющие тенденцию к сокращению из-за постепенной утраты культуры производства. Сокращение уникального производства, опыта предков, материальных и духовных ценностей приводило к деформации национального самосознания. В среде интеллигенции растет интерес к своему историческому прошлому национальной культуре. Восстановлено прерванное в 30-е годы ХХ в. преподавание кетского языка в школах. Созданы букварь и другие пособия на кетском языке. Предпринимаются меры по организации сельских музеев и культурных центров.

Заключение

Этнографический туризм основан  на интересе туристов к подлинной  жизни народов, к ознакомлению с  народными традициями, обрядами, творчеством  и культурой. В современном унифицированном  мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие. Красноярский край располагает большим потенциалом для развития этнографического туризма. У него есть все необходимое – большая территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории края в разные времена оставили многие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма - делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.                             Благодаря развитию этнотуризма, у всех желающих появляется возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов.

На мой взгляд, для развития этнотуризма в Приенисейском  крае необходимо:

1.Развитие более комфортабельной  доставки туристов к месту  пребывания. Т.к. почти все малые народы края обитают на берегах реки, я предлагаю доставлять туристов на пароходе (теплоходе) с комфортабельными каютами. Далее до самого места обитания организовать трансфер (если требуется).

2.Организовывать поездки туристов по интересам. Т.к. исконными занятиями малых народов являются рыболовство, охота на лося и оленя, водоплавающую и боровую дичь и собирательство ягод, я считаю, многим людям- любителям охоты или рыбалки будет интересно съездить на охоту (рыбалку) с представителями какого- либо народа, тем самым познать их быт, способы охоты на зверей и дичь. Людям, интересующимся историей и культурой, интересней узнавать это от самих представителей этого народа.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников:

1.ru.wikipedia.org

2.www.raipon.info

3.www.krskstate.ru

4.www.indigenous.ru

5.www.sibterra.ru

6.Л.Н.  Евменова. Этнические культуры Приенисейского  края. Монография.-Красноярск,2006.-256 с.

 


Информация о работе Культура и быт малых народов Приенисейского края как объект познавательного туризма