Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:25, дипломная работа
Целью дипломной работы является выявление на территории Западного Казахстана конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможность для удовлетворения потребностей населения Западного Казахстана и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие республики за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, притока инвестиций, создание новых рабочих мест, оздоровление населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для решения поставленной цели решались следующие задачи:
- создание благоустроенных туристско-рекреационных зон в местах традиционного отдыха туристов;
- освоение дополнительных видов туризма, не наносящих урона природным ресурсам (основные туристские маршруты Западного Казахстана
Введение………………………………………………………………………….5
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА..……..………..6
1.1 Физико-географическое положение………………………………………..6
1.1.1 Животный и растительный мир……………………………………...7
1.1.2 Крупные реки и озера Западного Казахстана……………………….9
1.2 Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана……….……13
1.2.1 Рекреационные зоны Западного Казахстана……………………….23
1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха………………………………..…27
1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана………..…………30
2 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРИРОДНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА.......................41
2.1 Население…………………………………………………………………..41
2.2 Обычаи и быт народов Западного Казахстана…………………………...42
2.3 Архитектурные памятники………………………………………………..45
2.4 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана…….54
2.4.1 Устюртский заповедник……………………………………………..56
2.4.2 Основные природные и зоологические заказники………………...66
3 ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ ПО ЗАПАДНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………………………………………………..72 3.1 Маршрут «800 км по реке Урал»………………………………………….74
3.2 Маршрут «Мангышлак – полуостров сокровищ»………………………..76
3.3 Велосипедный маршрут по пустыням западного Казахстана и Туркмении…………………………………………………………………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…83
Список использованных источников……………………………………………..85
По архитектурно-стилевым признакам к данному мавзолею подходят мавзолеи ХII в. из Куня-Ургенча - мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана (Фахр-ад-дин Рази) и мавзолей хорезмшаха Текеш; мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке (ХV в., ныне мавзолей не существует); Кэшэне (ХIV - ХV вв.) в Башкирии (известное в литературе под названиями "Мавзолей Тура-хана", "Дом суда"); Кесене (ХIV - ХV вв.) в Челябинской области России (ныне отреставрирован). Следует также отметить, аналогичные образцы портально-шатровых усыпальниц на Северном Кавказе близ г. Маджары. Все эти мавзолеи датируются Золотоордынским периодом и строились, видимо, во времена активного внедрения мусульманства над могилами незаурядных личностей той эпохи или представителей их семей (например, мавзолеи Рабий Султан Бегим, Бабаджа-Хатун, Айша-Биби и т.д.). С разрушенных мавзолеев жженый кирпич при строительстве более поздних культовых сооружении. На это указывают примеры пере использования квадратных жженых кирпичей в кладке сырцовых мавзолеев ХIХ в.; например, мавзолей Жолымбета в Мугалжарском р-не Актюбинской обл., выходы битого кирпича в насыпях курганов, как на некрополе Есет-Тама батыра (ХVIII - ХIХ вв.) в п. Бестамак, Алгинского р-на, Актюбинской области, развалины мавзолеев Балгасын в Шалкарском и Биртам близ п. Берсиев Уилского района.
Мавзолей Абат-Байтак является также центром формирования "к югу, западу и северо-западу от него казахского некрополя ХVIII - начала ХХ вв. В него входят сырцовый мавзолей конца ХVIII - начала ХIХ, построенный, видимо, в подражание раннему памятнику и ансамбль великолепных резных стел кулпытасов (более 200)". Кулпытасы различной проработки и композиционного решения, в основном, ставились с западной стороны земляной насыпи, каменного наброска или ограды. Уникальность некрополя заключается в том, что ни один кулпытас не похож на другой. На кладбище имеется стела из окаменевшего дерева, плоскостные простые кулпытасы, с высокой техникой резьбы объемные стелы, памятники в виде постамента и т.д. Помимо резьбы, с показом растительного и геометрического орнамента на стелах иногда изображали изделия вооружения, женские украшения. В большинстве случаях с западной стороны выбивалась эпитафия, содержащая коранический текст и информацию об усопшем. На многих кулпытасах выбиты тамги казахских родов: табын, кете, алшын, байбакты, шекты и др. С обретением независимости Республикой Казахстан, большое внимание уделяется охране и реставрации исторических памятников.
В планах областной администрации Актюбинской области в 2002-2005гг. планируется комплексное обследование этого уникального памятника с дальнейшей проработкой вопросов консервации или реставрации мавзолея Абат-Байтак. Некрополь интересен также тем, что на нем фиксируется связь времен в курганных захоронениях, начиная с эпохи скифо-сакского периода вплоть до средневековья. Безусловно, проведение раскопочных работ на этих курганах и внутри мавзолея дали бы ответы на такие вопросы, как этногенез насельников данной территории, внедрение и расцвет мусульманства в Золотоордынский период и т. д.
Изучение мавзолея Абат-Байтак, несомненно, помогло бы взаимодополнению средневековой истории Западного Казахстана в комплексе с территориями Средней Азии, Поволжья, Кавказа, Приуралья. Караванные пути, связывавшие Самарканд, Бухару, Хорезм с городами Сарайчик, Сарай-Бату, Сарай-Берке через плато Устюрт по рекам Эмба, Сагыз, Хобда, Жайык (Урал) дальше на р. Едиль (Волга), предоставляли широкую возможность обмену культурой и сформировали общую субкультуру, безусловно, под единой объединяющей идеологией - религией ислам [27].
Различные своеобразные
культовые постройки
Человек на Мангышлаке появился около 500 тыс. лет назад. И все великие эпохи в истории человечества не обошли стороной и эту землю. Являясь пограничной территорией между востоком и западом, и в то же время глухим уголком, отгороженным от всего мира пустыней и платом Устюрт, Мангышлак привлекал внимание народов переживавших на родной земле великие потрясения, вот и шли сюда одни племена, сменяя другие. Массагеты, алланы, огузы, калмыки, адаи. Уходили одни, приходили другие, разрушая и грабя все, что осталось от предыдущих, оставляя свой след в культурном наследии этой земли. С середины VI века через Мангышлак пролегал Великий Шелковый путь (Великая древняя дорога), и стали один за другим появляться укрепления, караван-сараи, древние городища.
Прошли своей чередой столетия. Время и земля почти совсем скрыли великолепие древних поселений и мощь стен укреплений. И только степь да ветер хранят тайну о минувших событиях.
Но не только современные города могут привлечь внимание туристов на полуострове Мангистау. В его глубине, где сейчас нет ни одного источника пресной воды, на огромных глыбах обнаружены целые галереи наскальных рисунков эпохи ранних кочевников (Х-П века до нашей эры). Найдены также обширные некрополи с надмогильными сооружениями, украшенными сложным орнаментом. Около горы Унгазы обнаружены две старинные мечети, вырубленные в монолите более тысячи лет назад. Особенно интересна мечеть Шахбагота. Ислам запрещал изображать людей или части тела, а тут наряду с цветами лотоса несколько раз повторено изображение раскрытой человеческой ладони. Тайна этого рисунка не раскрыта до сих пор.
Следы культуры сохранились в Мангистауском районе, хотя она до сего времени полностью и не изучена. Там есть и развалины древних поселений, и остатки оросительных систем, старинные тщательно выложенные камнем, колодцы и могилы.
В г. Форт-Шевченко, где в XIX веке (1850-1857) томился в «незамкнутой тюрьме» украинский кобзарь, есть много шевченковских мест. Прежде всего, сад, посаженный великим украинским поэтом, верба, выращенная им из прутика, домик поэта, стол из ракушечника, развалины старого форта. Имеется мемориальный музей Т.Г.Шевченко.
Другими не менее привлекательными
памятниками истории и
Султан – эпе - святой, защитник мореплавателей. По легенде однажды давным-давно отец призвал к себе сыновей. Все сразу же предстали перед отцом, вот только младший сын пришел на зов не сразу, а через несколько дней. Рассердился отец на своего любимца. Тогда Султан-эпе поведал, что был он на далеком Каспии, где помогал попавшим в беду рыбакам, и показал спину, на которой были следы от каната. С тех пор он всегда приходит на помощь тем, кто в море терпит бедствие. (Приложение А)
Впереди - старинный некрополь Кенты-Баба, где мемориальные памятники ХV-ХХ веков. На территории некрополя - степная мечеть. Молитвенный камень, указывает на восток, защитным кругом уложены камни. В этом кругу путник будет чувствовать себя в безопасности в любое время года, ночью и днем он под защитой святого. На стенах некрополя изображены лошади, верблюды, растительные узоры, и треугольник - один из защитных символов, оберег.
Останавливаемся у вершины
каньона около некрополя
Для тех, кто пришел поклониться праху предков, предусмотрено строение, где есть все необходимое: кровать, одеяло, посуда. Любопытно все вокруг. Дальше глубокий колодец, где на дне темнеет вода, к подземной мечети. Если спуститься в помещение, можно заметить, что несколько ходов идут в разные стороны. Если пойти по одному из них, через несколько метров выйдешь на поверхность, второй ведет в пещеры, а третий находится в аварийном состоянии, но когда-то он вел под землей к морю. Его протяженность несколько километров, во многих местах ход сейчас завален и воздух туда не поступает.
По крутой тропинке спускаемся на дно каньона, находим подходящее для привала место. Кто-то исследует крутые живописные склоны, кто-то отправляется на поиски друз, кто-то решил прогуляться к морю.
На дне каньона, есть заброшенные рыбацкие каменные домики. Говорят, здесь жили рыбаки в тридцатые годы. Если идти около часа, то вы не перестанете удивляться причудливым формам камней, на которых оставили свои следы ветер, вода и время. Поднимаемся на возвышенность и вот перед нами море. До него довольно далеко, возможно около 2 километров.
По преданию жил Бекет-Ата во второй половине XVIII века. Родился он в близи поселка Кульсары Атырауской области, а в 14 лет пришел он поклониться к праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата, получить благословение. На третью ночь Шопан-Ата дал юноше наказ учиться. Отправился юноша в далекую Хиву, там, в медресе он постигал науки. Достигнув 40-летнего возраста, стал он суфием, начал обучать детей грамоте. (Приложение А)
На своем земном пути святой Бекет-Ата прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангыстау. Он исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец и святой остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью, как и его прадед - Есет-батыр.
Им построено 4 мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья - в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат - семь. В них прекрасная акустика. Возле этой мечети он и похоронен. Некрополь Бекет-Ата - духовный, исторический и архитектурный памятник.
В торжествах приняли участие несколько десятков тысяч паломников из различных уголков республики и других стран. К приему гостей в местечке Огланды готовились, по сообщению местной прессы по специальному проекту Алматинского института сейсмологии проведен капитальный ремонт помещений гостиного двора, подземной мечети, оборудованы мостики через горные ущелья, расчищены дороги от завалов камней, укреплены тропинки, ведущие к мечети и святому источнику, территория памятника благоустроена, выстроена новая мечеть с молельным залом.
Кроме того, в местности Сумса, возле Сенека, также разбивают юрточный городок. Отсюда для всех желающих организованы экскурсии к святым местам, известным всему миру своим чудотворным, исцеляющим душу действием. Здесь проведены культурные мероприятия, спортивные, религиозно-обрядовые, а так же научная конференция с участием ученых теологов.
Добраться к святым местам
не сложно. В аэропорту и на железнодорожном
вокзале дежурили автобусы и машины.
В Жанаозене курсировали
Дорога в Бекет-Ата идет через Шопан-Ата. До конца своих дней преклонялся Бекет-Ата перед своим Учителем и очень был рад, если, посещая его, мусульмане заходили в Шопан-Ата. До сих пор для всех верующих посещение Шопан-Ата на пути к Бекет-Ата стало неписаным правилом и традицией.
Архитектор М.М. Мендикулов много лет исследовал памятники полупустынных районов Западного Казахстана и по существу открыл для науки и широкой публики уникальный заповедник традиционного строительного искусства мастеров-камнерезов Прикаспия. Наиболее распространены здесь надгробные памятники - сагана-тамы, кереге-тамы, кулыптасы, койтасы, уштасы и сагана.
Более древние истоки, уходящие к каменным изваяниям тюркского времени, демонстрируют такие мемориальные памятники, как кулыптасы. Обычно это каменный столб, имеющий базу в виде массивной вкопанной в землю плиты, ствол, украшенный плоскорельефной резьбой и скульптурно обработанное навершие.
Большую группу исторических памятников этого региона составляют подземные сооружения. Самый древний из них - мечеть Шакпак-ата, датируемый IХ-Х вв. н.э. По размерам она чуть больше шестиканатной юрты. Стены выложены ракушечником; колонны, поддерживающие потолок, украшены затейливым орнаментом. В этой каменной мечети укрывался суфий Шакпак-ата со своими учениками во время вражеских набегов. В последние годы жизни он стал затворником и больше не покидал свою подземную обитель.
Также, говоря о святынях Мангистау нельзя не упомянуть Шеркалу. Город-крепость, вырубленный в скале, он был известен еще в VIII-IХ веках во времена арабских завоеваний. Гора, превращенная человеком в неприступную крепость, напоминала льва, поэтому и вошла в историю как "город-лев".
Шергала (Шеркала) - одиноко стоящая гора, необычной формы, примерно в 170 километрах от г. Актау, недалеко от Шетпе. Если смотреть на нее с одной стороны, гора напоминает огромную белую юрту, но с другой - Шергала походит на спящего льва, положившего свою огромную голову на лапы. Поэтому и назвали гору - Шергала, что в переводе с туркменского означает "Лев-гора" или "Львиная гора".
Львиная гора окружена ореолом любопытных легенд. Ее известняковые склоны отвесны и только к вершине становятся пологими, образуя гигантский шатер, напоминающий верх юрты. Подняться на нее можно только имея специальное снаряжение. Чтобы обойти Шеркалу, понадобится не менее часа. А если вы захотите заглянуть в некоторые из многочисленных пещер, побродить на месте древнего поселения, выискивая черепки, свидетели былых цивилизаций, то часа вам не хватит. Существует народное поверье, если загадать желание, прежде чем обойти вокруг Шеркалы - оно обязательно сбудется. Но главное - за каждым изгибом, за новым поворотом открывается удивительный вид, настолько необычный, что порой кажется, что ты попал на необитаемую планету.
Информация о работе Комплексная природно-географическая характеристика Казахстана