Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:37, курсовая работа
Одним из ключевых и актуальных вопросов развития российской гостиничной индустрии является повышение постоянного качества предлагаемых гостиничных услуг и самого продукта для достижения мировых стандартов. Одной из главнейших задач является «развенчивание» понятия «сервис по-русски», так как в течение десятилетий российский гостиничный сервис вызывал недоумение и является поводом для анекдотов в мировом сообществе. Повышению репутации российской гостиничной индустрии должна способствовать разработка единых стандартов и правил обслуживания, соответствующих современным ожиданиям и требованиям потребителя гостиничных услуг.
Пансионаты в России расположены, главным образом, в особых климатических зонах, сосновых лесах, либо вблизи минеральных источников. Поэтому при выборе пансионата необходимо учитывать
10
удаленность от населенных пунктов и возможности трансфера. Номера преимущественно одно- и двухместные, реже - четырехместные; оснащены, помимо прочего, телевизором, радио и холодильником. Однако в целом номера не отличаются повышенной комфортностью - и не во всех пансионатах современная мебель. Часть пансионатов предлагает и различные лечебные процедуры, в частности - элементы spa-терапии. Стоимость размещения, как правило, равна или ниже стоимости номера в трехзвездочном отеле.
Санатории в России представляют собой не отели, а медицинские учреждения - тогда как в остальном мире это, прежде всего, лечебные гостиницы. Большая часть санаториев расположена в регионах с хорошей экологией и природно-лечебными ресурсами, как, например, курорты Минеральных вод на Кавказе.
Классификация гостиниц
Новая система классификации гостиниц, принятая в России, действует с 2011 года. Система оценки максимально приближена к европейской. Она касается только тех отелей, которые уже имеют "звезды" - они будут перепроверены; а также гостиниц, которые будут претендовать на "звезды" впервые. Сертификация, однако, по-прежнему не будет являться обязательной - а значит, гостиницы имеют права и вовсе не проходить её.
Гостиница 1*
Однозвездочные гостиницы расположены на окраинах населенных пунктов. В них традиционно останавливаются самостоятельные путешественники и молодежь. Обычно это маленький отель, в котором не больше десяти номеров и который обслуживает семья предпринимателей. Питание не предполагается, однако возможно по договоренности. Требования комфорта в таком типе гостиниц минимальны: в номере только кровать и тумбочка; удобства - на этаже. Кроме того, вход после часа ночи запрещен.
Гостиница 2*
Номер оборудован кроватью, столом, стулом и зачастую раковиной. Наличие душа и телевизора (впрочем, за пульт от которого придется заплатить дополнительно) - возможно, но стоит учитывать, что это не обязательное требование. Что касается питания, то в двухзвездочных отелях, как правило, предлагается только завтрак.
11
Гостиница 3*
Номер трехзвездочной гостиницы обычно одно- или двухместный; должен быть оснащен телефоном, телевизором и, возможно, мини-баром. Для семейных отдыхающих традиционно размещение в двухместном номере с дополнительной кроватью.
Гостиница 4*
Четырехзвездочную гостиницу отличает повышенный уровень комфорта и удачное месторасположение - обычно это центр города. Наличие охраняемой автостоянки, спортивного зала, возможности заказа такси и микроавтобусов - обязательно. Кроме того, такой тип гостиниц располагает большим количеством дополнительных услуг. Номера, помимо стандартной бытовой техники, должны быть оснащены холодильником, кондиционером и мини-сейфом.
Гостиница 5*
Традиционно пятизвездочный отель - это комплекс со всей необходимой для жизни инфраструктурой: ресторанами, барами, фитнес-центрами, магазинами, салонами красоты и прачечными. Номера могут быть различными: двухъярусными, в котором спальня (или спальни) расположены на втором этаже; либо в виде многокомнатных апартаментов, больше похожих на квартиру. Кроме того, номера дополнительно оснащены сменными халатами, косметическими средствами, тапочками, возможно - компьютером с доступом в интернет.
12
4. Классификация гостиниц по уровню комфорта в России.
ЛЮКС
Индивидуальный проект, подъездные пути, крытые охраняемые стоянки, зона обслуживания, световая реклама, эмблемы, интерьеры д.б. художественно оформлены и оборудованы, лифт д.6. при числе этажей не менее 2-х, вестибюль, залы ожидания, холлы. Коммунальное оборудование гостиниц включает полный тех. комплекс: кондиционеры, повышенная изоляция и т.д. А также полный набор информационных услуг. Питание: кафе, бар, ресторан (национальная и европейская кухня). Номерной фонд должен включать одно- и двухместные номера. Полный набор доп. услуг.
РАЗРЯД «ВЫСШИЙ А»
Гостиницы соответствуют уровню «Люкс», разница - здесь одна автостоянка и кондиционеры предусмотрены только в жарких районах страны.
РАЗРЯД «ВЫСШИЙ В»
Требования все те же. В номерах наличие санузла ( ванны или душ обязателен). Лифт должен быть при 3-х этажной гостинице и выше. В 70% номеров - телефоны. Предприятия общественного питания - высшей или 1-ой категории.
«1-ЫЙ РАЗРЯД»
Требования все те же, но телефонизация номеров только на 40%, общественное питание - ресторан и буфет.
«2-ОЙ РАЗРЯД»
Требования все те же. Разница - лифт в здании не менее 4-х этажей. Кафе, буфет, ресторан.
«3-й РАЗРЯД»
Телефон только у администратора, комната бытового обслуживания, камера хранения, электротитан.
«4-ЫЙ РАЗРЯД»
Без отопления - гостиница, которая не отвечает требованиям «3-го разряда» относится к «4-ому разряду».
13
5. Классификация гостиниц в разных странах.
Проблема классификации гостиниц в последние годы находится в центре внимания специалистов гостиничного хозяйства и туристской отрасли. По данным Международной гостиничной ассоциации, в настоящее время официальная система классификации гостиниц принята только в 64 странах мира, в 11 странах она находится в стадии разработки, в 58 странах гостиницы не имеют единой классификации. К числу последних относятся и такие страны массового туризма, как Великобритания, США и Япония.
Это обусловлено тем, что разработка системы классификации гостиниц относится к числу наиболее сложных проблем туристской отрасли и гостиничного хозяйства.
Уровень комфорта гостиницы определяется ее техническим оснащением, составом и качеством номерного фонда, набором предоставляемых услуг. Существует несколько направлений в решении этого вопроса. Одно из направлений отдает предпочтение так называемым «статическим» признакам, т.е. твердо установленному процентному соотношению номеров с ванной и санузлом, наличию таких помещений, как, например, крытый бассейн, сауна и т.д., определенному соотношению между вместимостью гостиницы и численностью обслуживающего персонала и пр..
Другое направление отдает предпочтение «динамическим» факторам, т.е. службе сервиса. Ее сторонники считают, что жесткие соотношения в средствах размещения без должного уровня обслуживания не обеспечивают правильной оценки фактического качественного стандарта гостиницы. К этому направлению относится классификация гостиниц в Швейцарии.
Осуществлялись попытки создания единой международной классификации гостиниц. В этой связи Международной Гостиничной Ассоциацией совместно с Международной Торговой Палатой и Международным Союзом Официальных Туристских Организаций был разработан проект единой международной классификации гостиниц.
Однако этот проект не был одобрен национальными ассоциациями, членами МГА из-за различного подхода к оценке качества оборудования, разницы в климатических и прочих условиях.
Большинство стран признали невозможным создание единой классификации, пригодной для использования повсеместно в каждой из них.
14
В настоящее время в мире действует около 30 различных национальных систем классификации гостиниц.
«Европейский» тип, в основу которого положена французская национальная система, и балльная оценка, в основе которой лежит индийская национальная система. Преобладает она в развивающихся странах Азии и Африки.
В соответствии с французской национальной системой гостиницы подразделяются на пять категорий. Французская система классификации гостиниц основана на учете оборудования номеров, отдельных элементов комфорта и размеров общих помещений.
Размер гостиницы практически не оказывает никакого влияния на ее классность, так как клиенту предоставляется отдельный номер, и только его оборудование и набор предоставляемых услуг являются критериями оценки ее категории. Следует отметить, что во Франции преобладают гостиницы среднего класса.
Индийская система классификации включает также пять категорий: «1 звезда», «2 звезды», «3 звезды», «4 звезды» и «5 звезд», которые присваивает специальная комиссия на основе балльной оценки. Предъявляемые этой системой требования к гостиницам той или иной категории оцениваются в баллах, при этом по каждому пункту устанавливается возможная максимальная оценка.
В США единой официальной утвержденной правительством классификации не существует. По данным Американской Ассоциации отелей и мотелей, гостиничная индустрия этой страны состоит из 44700 гостиниц и мотелей с общим количеством номеров около 3,1 млн. Валовая сумма доходов от сдачи этих номеров составляет около $62,9 млн. в год.
По комфортабельности гостиницы обычно делятся на пять категорий. В Америке высший статус присуждается двумя учреждениями: Amerika Automobile Associatioon, которая называет свой приз «Пять бриллиантов» и Моbilе Тravel Guid — «Пять звезд». Из более чем 21000 претендентов высшей категории пятизвездочного статуса удостоены только 35 отелей.
15
6. Системы классификаций гостиниц в разных странах.
При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы, которых на сегодняшний день существует более тридцати. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов, связанных с культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиями в критериях оценки качества обслуживания и др.
Самыми распространенными классификациями являются:
- система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран, участвующих в международном туристическом обмене;
- система букв, используемая в Греции;
- система корон, характерная для Англии;
- система разрядов и др.
Рассмотрим особенности данных классификаций.
Наиболее часто встречающейся классификацией гостиниц является французская национальная классификация, в соответствии с которой все гостиницы в зависимости от комфортабельности делятся на категории, условно обозначаемые звездами.
Австрия – один из признанных мировых лидеров по приему туристов. Именно поэтому только в горной части страны насчитывается более 20 тысяч отелей.
К наиболее дешевым средствам размещения относятся «уоuth hotels», которых в Австрии не меньше 100. В этих недорогих молодежных общежитиях желающие могут купить ночлег, хотя какие-либо особые удобства здесь вряд ли будут гарантированы.
Отели Австрии оцениваются по пятизвездочной системе, но в сельской местности нередко встречаются так называемые «внекатегорийные гостиницы» – небольшие одно-, двух-, трехэтажные дома, зачастую обсуживающиеся фермерской семьей,
16
Австрийские отели трех-пятизвездочной категории на первый взгляд мало отличаются друг от друга. Большинство гостиниц этого класса располагают бассейном, сауной, ресторанами, буфетами и соляриями. Сходство усугубляется распространенным в Австрии «романтическим стилем», в котором выдержаны интерьеры многих гостиниц. Он подразумевает присутствие старинных предметов быта, гармонично сочетающихся с современной техникой.
Иногда оборудование в трехзвездочной гостинице может оказаться лучше, чем в четыре звёздочной. В целом отели двух высших категорий оправдывают свою звездность благодаря более просторным номерам и большому набору предоставляемых услуг.
Пятизвездочные гостиницы отличаются от четыре звёздочных дополнительными «мелочами» и более высоким уровнем обслуживания.
При классификации гостиниц в Египте также используются звезды, но надо учитывать, что, по сравнению с европейской системой, они завышены приблизительно на 1/2 звезды.
В Китае на начало 1996 г. насчитывалось около четырех тысяч средств размещения, для оценки которых применяется распространённая пятизвездочная система, хотя, помимо неё, в стране существует и своя специфическая шкала, в соответствии с которой к наиболее примитивным базам приёма относятся «гостевые дома». Эти постоялые дворы, или хостелы, могут быть сравнимы со студенческими общежитиями.
Более комфортабельными считаются «дома для гостей». По существу, это – гостиницы двух–трехзвездочного уровня.
К наиболее престижным средствам размещения, отвечающим требованиям, предъявляемым к отелям трех–четырехзвездочной категории, можно отнести туристические гостиницы, а к отелям четырех–пятизвездочной категории – «винные дома». При этом китайские стандарты ничуть не уступают европейским.
В Греции пользуется популярностью «буквенная» система классификации, хотя на фасадах отелей можно увидеть привычные звезды.
Все греческие гостиницы делят на четыре категории: А, В, С, Д.
17
Гостиницы категории «А» соответствуют четырехзвездочному уровню, «В» – трехзвездочному, «С» – двухзвездочному. Гостиницам высшего класса нередко присуждается категория «dе luхе». Но, несмотря на приведенную классификацию, средства размещения туристов Греции, обладающие одинаковой категорией, значительно отличаются друг от друга.
К наименее притязательным средствам размещения относятся апартаменты.
В гостиницах категории «С» предлагают минимальный набор услуг и располагаются они не на самом берегу моря.
Отели категории «В», если они находятся в курортной зоне, почти всегда располагаются на побережье.
Гостиницы категории «А» отличает более высокий уровень обслуживания.
Гостиницы, претендующие на самый высокий уровень, обычно отвечают международным требованиям.
Классификация английских гостиниц достаточно сложна. Некоторые каталоги предлагают вполне традиционную звездную категорийность, но, как правило, на фасаде отелей изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиниц с «языка корон» на звездный, необходимо от общего числа корон отнять одну. Так, лондонский «Royal Norfork Hotel» может быть представлен либо как трехзвездочный, либо как четырехкоронный.