Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:53, курсовая работа
Людям всегда хочется и будет хотеться чего-то новенького. И они уже готовы тратить большое количество денег на такую услугу как экзотический туризм. Конечно не все. Скорее всего, это будут люди состоятельные, уже многократно посетившие Европу, пляжи Средиземноморья, Скандинавии, которым хочется не только познавательных эмоций и удовольствий, но чего-то удивительного, экзотического, острых ощущений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА 4
1.1 Эволюция туризма 4
1.2 Классификация современного туризма 8
1.3 Характеристика и особенности видов туризма 14
2 ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 21
2.1 Определение и история экзотического туризма 21
2.2 Классификация и виды экзотических туров 23
2.3 География экзотического туризма 31
3 ОПАСНОСТИ В ЭКЗОТИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для современного этапа развития мирового туризма характерно понятие массового туризма, которое отражает процесс демократизации и расширения туристского движения. В индустриально развитых странах Запада более половины населения является потребителями туристского продукта, т.е. туристских товаров и услуг. Это понятие массового туризма было введено и используется как альтернатива аристократическому туризму 19 века, отдельным дорогостоящим видам туризма, ориентированным на узкий круг потребителей, и туризму в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местного населения ограничен из-за низкого уровня жизни.
В противовес массовому туризму существует и понятие элитарного туризма, рассчитанного на состоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уровень цен на туристском рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. Развитие этой разновидности туризма играет определенную роль для всего туристского бизнеса в целом. Элитарный туризм задает импульс всей индустрии туризма, он способствует утверждению и распространению новых более высоких стандартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучшению качества жизни населения. Не случайно поэтому элитарный туризм нередко называют «туристским локомотивом».
Экологический туризм возник сравнительно недавно на волне «зеленого» движения и получил широкое распространение. В специальной литературе экологический туризм (экотуризм) определяется как путешествия в районы с относительно хорошо сохранившейся природной средой с целью получить представление о естественных и культурно-этнографических особенностях местности, при этом он не нарушает целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы становится выгодной для местного населения.
Значительных размеров в сегодняшнем мире достиг и религиозный туризм, т.е. туризм с религиозной мотивацией поездок. Он включает в себя следующие разновидности: паломничество, путешествия с целью познания истории религии и церковной культуры, поездки духовных лиц для ознакомления с религией и состоянием культовых дел за границей [4].
Классификация туризма имеет большое научное и практическое значение, так как она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского движения. С предъявлением дополнительных требований к качеству и объему туристских услуг и появлением новых разновидностей туризма она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.
1.3 Характеристика и особенности видов туризма
Наиболее распространенными являются рекреационный и познавательный туризм.
Рекреационный туризм отличается большим разнообразием и может включать зрелищно развлекательные программы, охоту, рыбалку, музыкальное и художественное творчество, посещения спортивных мероприятий в качестве зрителя и т. д.
Познавательный (экскурсионный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.
Забота о сохранении и укреплении здоровья людей, повышении их трудоспособности, является одной из главнейших задач в области социальной политики любого государства, в решении которой немаловажную роль играет туризм, выполняющий определенные лечебные функции и как вид активного отдыха, имеющий преимущества перед другими видами. Санаторно-курортное лечение необходимо для восстановления здоровья людей, перенесших заболевание и нуждающихся в продолжении лечебного процесса.
Оздоровление посредством туризма – один из путей решения проблемы снятия и производственного и внепроизводственного, физического и психологического утомления человека. Правильная организация и широкое использование активного отдыха (переходы пешком, на лодках, велосипедах и т.п.) делают людей физически крепкими, повышают их сопротивляемость к неблагоприятным условиям и воздействиям внешней среды. При оздоровительно-спортивном туризме используются общеукрепляющие меры для здоровья людей, направленные на устранение утомления, восстановление функций важнейших систем организма в связи с утомлением и повышение их трудоспособности. Существенное значение в этих условиях приобретают дозированные прогулки, походы, экскурсии, зрелищные мероприятия, воздушные и солнечные ванны, морские и речные купания и т.д. Социально-экономическая значимость этой функции туризма очень велика, поскольку она направлена на укрепление здоровья миллионов людей и на повышение их трудоспособности. Без оздоровительных и спортивных мер невозможно осуществлять гармоничное развитие подрастающего поколения, невозможно накопить энергетические и пластические материалы, необходимые для трудовой и общественной активности работающего населения [4].
Деловой туризм включает: бизнес поездки, конгрессно-выставочный туризм и инсентив туризм(incentive - стимул, побуждение). Инсентив туризм представляет собой поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу. Инсентив туры, как правило, предусматривают хорошее качественное обслуживание по системе "все включено". Общая доля делового туризма составляет от 10 до 20 % в международном туристском объеме [2].
Спортивный туризм предполагает выезд для проведения спортивных мероприятий в тех или иных странах и регионах. Его, в свою очередь, можно подразделить на профессиональный и любительский туризм. Как "специальные виды туризма" нас интересует любительский туризм, который можно подразделить следующим образом: зимние и летние, а также водные, воздушные, пустынные и горные виды спорта.
Этнический туризм преследует цель посещения места рождения или происхождения семьи, а также места жительства родственников и/или близких. Этот вид туризма носит название ностальгического (nostalgie tour). Приоритетное значение этот вид туризма имеет для стран, где проживают большие диаспоры людей родом из других стран. У туристов из Германии, например, пользуются популярностью поездки в Поволжье, а у туристов из Финляндии - на Карельскую землю, Ладожское озеро (около 500 тыс. финнов вынужденно покинули эти места в период военных действий 1939-1945 гг.). Распространен этнический туризм и у китайцев, диаспора которых насчитывает более 60 млн человек.
Религиозный туризм основывается на религиозных потребностях людей различных конфессий. Религиозный туризм можно назвать древнейшим, его корни уходят в незапамятные времена. Наибольший вес среди разновидностей религиозного туризма занимает, конечно же, паломничество. Это посещение богомольцами Святых мест для поклонения религиозным реликвиям, святыням и отправления обрядов. Притягательным местом для паломников разных конфессий является Иерусалим – Святая Земля для приверженцев трех величайших монотеистических религий. Евреи, исповедующие иудаизм, стремятся сюда, чтобы посетить библейские святыни, Стену Плача, окружающую Храмовую Гору. Христиане связывают его с земным пребыванием Иисуса Христа и едут помолиться в храме Гроба Господня. Мусульмане едут сюда, чтобы помолиться в мечети Омара, аль-Акса и др. но главным Священным городом мусульман и центром их «хаджа» (паломничества) является город Мекка в Саудовской Аравии, где родился пророк Мухаммед (Магомет). Богомольцы-католики отправляются в Ватикан, где пребывает глава католической церкви – папа римский.
В каждой стране имеются свои, национальные центры паломничества, определяющие религиозные туристские маршруты. Это места расположения храмов с чудотворными иконами, известные монастыри, мечети, церковные центры. Паломническое движение по напряженности и количеству участников прямо пропорционально религиозным праздникам, крупным религиозным датам и поэтому носит не равномерный характер.
На долю автотранспорта приходится ¾ всех мировых пассажирских перевозок. В Западной Европе около 70% туристов путешествуют на индивидуальном автомобиле, а в 50-е годы эта цифра составляла около 25%. В США этот показатель равен 90%. В обслуживании на короткие дистанции принимает основное участие автобусный транспорт, а на сверхдальние и отчасти дальние дистанции – авиационный транспорт. Например, на атлантических линиях развитие авиационных перевозок привело к катастрофическому падению морских пассажирских перевозок. Теперь они составляют лишь около 10% всего объема трансатлантических пассажироперевозок [4].
Широкое распространение получили чартерные авиационные перевозки туристов. Чартерный самолет – это самолет, арендованный на разовую перевозку, или несколько полетов. При помощи чартерных самолетов организуются так называемые инклюзив-туры, т.е. групповые туристские путешествия по заранее обусловленному маршруту с предварительно оплаченными транспортными расходами.
Железнодорожные туристские перевозки менее распространены, особенно в небольших по территории странах. Железнодорожный транспорт пытается выдержать конкуренцию со стороны других видов транспорта путем повышения комфорта и скоростей до 200-250 км в час. Железные дороги вводят инклюзив-туры. Широко развита такая форма перевозок и организации рекреации, как туристские поезда. Следует также отметить, что немаловажную роль в перевозках туристов продолжают играть низкие тарифы железнодорожных перевозок.
Роль морского транспорта в туризме растет лишь по линии осуществления паромных перевозок, в частности автомобилей туристов. А в последнее десятилетие также стремительно растет круизный туризм. Круиз – это морское путешествие, как правило, по замкнутому кругу – на одном и том же судне по определенному маршруту с остановками в местах, представляющих интерес, или же в местах, являющихся отправными пунктами для экскурсий. Круизное плавание становится преобладающей формой эксплуатации современного пассажирского флота.
Основные маршруты круизов направлены к теплым морям. Наиболее развиты круизные путешествия по Средиземноморью, особенно велика интенсивность круизов в водах греческого архипелага. За Средиземноморьем следует Карибский район, где первенствует по числу прибытия круизных туристов Багамские острова. По размаху выделяются также морские порты скандинавских стран. Быстрыми темпами растет число круизных рейсов в Тихоокеанском бассейне.
По количеству отправлений круизных судов первое место в мире занимает порт Нью-Йорк. Среди ведущих стран круизного туризма – Англия, Норвегия, Греция, Италия, Франция, США [4].
Транзитный туризм в соответствии с рекомендациями ВТО включает две разновидности:
- перемещения авиапассажиров, которые не въезжают в страну, а лишь делают пересадку на стыковочный рейс;
- перемещения туристов, которые едут к месту конечного назначения с небольшой остановкой для стыковки рейсов в третьих странах.
Образовательный туризм предполагает туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам. Наиболее популярными в настоящее время являются образовательные туры с целью изучения иностранных языков или углубления знаний иностранного языка.
Организованный туризм предполагает заранее разработанную и организованную туристской фирмой программу путешествия для туристов согласно их пожеланиям и бюджету. Туристская фирма заранее бронирует и оплачивает все туристские услуги по всему маршруту, оформляет все необходимые выездные документы.
Неорганизованный туризм предполагает, что туристы сами, без участия или посредничества туристской фирмы, организовывают свое путешествие. Самостоятельно разрабатывают маршрут поездки, определяют объекты экскурсионного посещения, планируют места ночлегов, оформляют выездные документы и т. д. Неорганизованный туризм в мире очень популярен. Прежде всего, в странах, гражданство которых позволяет путешествовать в другие страны без оформления въездной визы (например, граждане стран Шенгенского соглашения могут передвигаться по всей Европе совершенно свободно, гражданам США также не нужна въездная виза в страны Шенгенского соглашения). Относительно небольшие расстояния, хорошая транспортная сеть, возможность свободного пересечения границ соседних государств, наличие многих экскурсионных объектов и другие немаловажные факторы повлияли на то, что доля неорганизованного туризма в Европе составляет 80 %.
К сезонным видам туризма можно отнести рекреационный туризм, конгрессно-выставочный туризм. На сезонность туризма также оказывает влияние вид туризма. Различают высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. На сезонность того или иного вида туризма оказывают существенное влияние природно-климатические факторы, общенациональные и религиозные праздники, каникулы, массовые мероприятия.
Всемирная туристская организация предложила следующую градацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодежь (15- 24 года), экономически активные молодые туристы (25- 44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45- 64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет).
В практике работы предприятий туристской индустрии для целей статистики выделяют следующие возрастные категории:
0-2 года - инфант (грудной ребенок);
3-12 лет - ребенок;
14-18 лет - школьник;
18-25 лет - молодежь (студенты);
26-45 лет - взрослые;
46-65 лет - взрослые;
65 лет и старше - пенсионеры (третий возраст).
Для планирования туризма возраст важен с точки зрения мотивации путешествия и финансового обеспечения туристской поездки.
В последнее время появились и пользуются спросом новые виды туризма: экотуризм, агротуризм, экзотический, приключенческий и экстремальный туризм.