Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:22, реферат
Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Сущность экскурсии……………………………………………………………5
2.Признаки экскурсии…………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16
Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Экскурсия,
являясь произведением
Тематическая экскурсия по сравнению с городской обзорной, более сложна по своей структуре, содержанию, методике проведения.
Путь развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности.
Первоначально
экскурсия была прогулкой, преследующей
практические задачи, например, поиск
лечебных трав. Затем перед ней
встали научные задачи, такие как
выявление экспонатов для краеведческого
музея. Поиски новых форм самообразования
выдвинули перед экскурсиями
общеобразовательную цель. Стремление
улучшить воспитательную работу, сделать
ее более эффективной превратили
экскурсию в один из видов культурно-
В
настоящее время экскурсия
Таблица 1.
|
Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.3
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.
В
краткой форме сущность экскурсии
можно определить так: экскурсия - сумма
знаний, в специфической форме сообщаемых
группе людей, и определенная система
действий по их передаче.
2.Признаки
экскурсии
Признаком
называют то, что делает сходным
между собой или отличает друг
от друга предметы и явления. Имеются
в виду существенные признаки, т. е.
те, без которых предмет, явления,
форма культурно-
Экскурсия,
как и другие формы культурно-
Общими признаками для всех экскурсий являются:
1.
Протяженность по времени
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4.
Наглядность, зрительное
5.
Передвижение участников
6.
Целенаправленность показа
7.
Активная деятельность
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.
Лишены необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - "гидизм" - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.
Образ
гида нашел отражение в литературе,
письмах и мемуарах путешественников.
Об одном из таких описаний говорит
ученый экскурсионист М. П. Анциферов:
"Портрет гида обрисован случайными
штрихами, но образ получился вполне
законченный. Тут и самодовольство
учености, и ссылка на источники, и
глубокомысленные вздохи, и скакание
с одного предмета на другой без
всякой связи. Так было в старину,
так останется и теперь, где
нет правильно поставленных экскурсий".
Ученый приходит к выводу, что гидизм
- злейший враг экскурсионного дела.
Этот вопрос беспокоил экскурсионных
работников и ученых не только в 20-е
годы. О его важности немало говорили
и писали в наше время. Приведем одно
из свидетельств: "Только раскрытие
темы на зрительных объектах можно
считать экскурсией, в отличие
от показа объектов в порядке их
появления перед глазами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Экскурсионная деятельность - это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-174 с.
История
становления экскурсионной
Путь
развития экскурсии шёл по линии
изменения её сущности. Первоначально
экскурсия была прогулкой, преследующей
общеобразовательные, практические и
познавательные цели. Кулаев К.В. Экскурсионная
деятельность: теоретические и
Затем
перед ней стали научные
Постепенно
экскурсия превратилась в один из
видов культурно-
В наши дни экскурии являются неотъемлемым элементом любого качественного туристического продукта, даже не редко сами составляют его. Из чего следует вывод, что только правильно построенная работа, четкий контроль и координация деятельности каждого из сотрудников, а также высокая квалификация лиц, задействованных в данной деятельности способны привести к высокому результату.
В
современных условиях туристического
рынка грамотный менеджмент в
экскурсионной сфере не менее
важен, чем в любой другой.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Биржаков М.Б. Введение в
2.
Биржаков М.Б. Сущность и
3. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма - М. : «Альфа», 2011. - 37-39 с.
4.
Горбунов В.С. Туристический
5.
Дмитриевский Ю. Д.
6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2009.-134 -272 с.
7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2009. - 23-42 с.
8.
Зайцева Н.А. Менеджмент в
9.
Квартальнов В. М. Туризм
10.
Кулаев К.В. Экскурсионная
11.
Основы менеджмента туризма:
12. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева и др.; под общей ред. А.П. Дуровича -2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2009. -640 с.
13.
Организация работы с
14. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. - М.: Турист, 2008. - 45 с.
15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.
16.
Экономика современного
17.
http://mirexcurs.ru/ Электронная версия журнала
«Мир экскурсий» № 1, 6, 7-8, 2007-2008.
Информация о работе Экскурсия и ее сущность. Признаки экскурсии