Экскурсия и ее сущность. Признаки экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:22, реферат

Описание работы

Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы этого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1.Сущность экскурсии……………………………………………………………5
2.Признаки экскурсии…………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

    Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

    Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

    Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учетом требований, предъявляемых к литературному  произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный  материал. Обзорная экскурсия по своим  задачам и форме проведения более  сложна, чем путевая экскурсионная  информация или беседа инструктора в туристском походе.

    Тематическая  экскурсия по сравнению с городской  обзорной, более сложна по своей  структуре, содержанию, методике проведения.

    Путь  развития экскурсии идет по Линии изменения ее сущности.

    Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск  лечебных трав. Затем перед ней  встали научные задачи, такие как  выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиски новых форм самообразования  выдвинули перед экскурсиями  общеобразовательную цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать  ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

    В настоящее время экскурсия выступает  как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции  и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени  она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения  материала и характеризуется  как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы2. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.

    Таблица 1.

    № п/п      Цели      Задачи      Формы проведения
    1     Отдых     Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов      Прогулка 
    2     Учебная     Усвоение  детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)     Урок  вне классного помещения 
    3     Научная     Выявление экспонатов для краеведческого музея      Экспедиция 
    4     Общеобразовательная     Расширение  общего культурного кругозора      Беседа  в туристском походе, путевая экскурсионная  информация в транспортном путешествии 
    5     Культурно-просветительная      Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям     Обзорная  многоплановая экскурсия 
    6     Культурно-воспитательная     Усвоение  знаний в сочетании с воспитанием      Тематическая  экскурсия 
 

    Итак, экскурсия представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее подобранных  объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в  помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.3

    Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами  подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории  видение объекта, оценку памятного  места, понимание исторического  события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное  и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым  выводам и оценкам, добиваясь  тем самым нужной эффективности мероприятия.

    В краткой форме сущность экскурсии  можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.  

    2.Признаки экскурсии 

    Признаком называют то, что делает сходным  между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются  в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной  работы не могут существовать. "Существенные признаки предмета - это группа признаков  предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных".

    Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной  работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет  свои особенности в организации  и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими  формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

    Общими  признаками для всех экскурсий являются:

    1. Протяженность по времени проведения  от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

    2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

    3. Наличие экскурсовода, проводящего  экскурсию.

    4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

    5. Передвижение участников экскурсии  по заранее составленному маршруту.

    6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

    7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

    Отсутствие  хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

    Помимо  этих общих признаков у каждого  вида экскурсий есть свои специфические  признаки:

    - у автобусных - обязательный выход  из автобуса для осмотра памятников;

    - у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

    - у производственных - демонстрация  действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

    Значение  признаков экскурсии состоит  в том, что их правильное понимание  не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

    Лишены  необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим  термином - "гидизм" - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.

    Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит  ученый экскурсионист М. П. Анциферов: "Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и  глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без  всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где  нет правильно поставленных экскурсий". Ученый приходит к выводу, что гидизм - злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных  работников и ученых не только в 20-е  годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: "Только раскрытие  темы на зрительных объектах можно  считать экскурсией, в отличие  от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого "гидизма". Гид  лишь "комментирует" объекты экскурсии".  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Экскурсия - сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма - культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного - экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

    Экскурсионная деятельность - это деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами без предоставления услуг размещения (ночлега). Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005.-174 с.

    История становления экскурсионной деятельности насчитывает немногим более ста  лет. Экскурсия прошла свой путь развития.

    Путь  развития экскурсии шёл по линии  изменения её сущности. Первоначально  экскурсия была прогулкой, преследующей общеобразовательные, практические и  познавательные цели. Кулаев К.В. Экскурсионная  деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004. - 95 с.Это связано  с зарождением экскурсии как  одного из методов обучения в учебных  заведениях.

    Затем перед ней стали научные задачи, такие как выявление экспонатов для музеев, изучение географических, ботанических, зоологических, этнических особенностей данных местностей.

    Постепенно  экскурсия превратилась в один из видов культурно-просветительской работы, формируя нравственные качества и культуру человека.

    В наши дни экскурии являются неотъемлемым элементом любого качественного  туристического продукта, даже не редко  сами составляют его. Из чего следует  вывод, что только правильно построенная  работа, четкий контроль и координация  деятельности каждого из сотрудников, а также высокая квалификация лиц, задействованных в данной деятельности способны привести к высокому результату.

    В современных условиях туристического рынка грамотный менеджмент в  экскурсионной сфере не менее  важен, чем в любой другой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Питер, 2007. - 256 с.

    2. Биржаков М.Б. Сущность и специфика  туризма. - СПб.: Питер, 2006. - 236 с.

    3. Боголюбов В.С., Орловская В.П.  Экономика туризма - М. : «Альфа», 2011. - 37-39 с.

    4. Горбунов В.С. Туристический рынок  и тенденции его развития. - М.: Юнити, 2007. - 257 с.

    5. Дмитриевский Ю. Д. Современные  туристские тенденции - М.: Приора, 2007. - 365 с.

    6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2009.-134 -272 с.

    7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2009. - 23-42 с.

    8. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном  сервисе и туризме - М., 2008. - 124 с.

    9. Квартальнов В. М. Туризм теория  и практика. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480-510 с.

    10. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2009. - 96 с.

    11. Основы менеджмента туризма: Учебное  пособие/ Под ред. С.Г. Лопатина. - М.: Юрайт, 2007. - 385 с.

    12. Организация туризма: учеб. пособие  / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева и др.; под общей  ред. А.П. Дуровича -2-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2009. -640 с.

    13. Организация работы с документами:  Учебник / В.А.Кудряев и др. - М.:ИНФРА-М, 2011.- 592 с.

    14. Сакун Л.В. Теория и практика  подготовки специалистов сферы  туризма в развитых странах мира. - М.: Турист, 2008. - 45 с.

    15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент  туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.

    16. Экономика современного туризма/Под  ред. Г.А. Карповой. - СПб.: Питер, 2011. - 354 с.

    17. http://mirexcurs.ru/ Электронная версия журнала  «Мир экскурсий» № 1, 6, 7-8, 2007-2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экскурсия и ее сущность. Признаки экскурсии