Экскурсионное обслуживание

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.48 Кб (Скачать)

Городскую обзорную экскурсию  практически невозможно построить  в хронологическом варианте, она  создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что  предоставляет определённую свободу  при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и  маршрута экскурсии.

При значительном количестве памятников, включённых в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских объектов остаётся неохваченным. К ним всегда проявляют  интерес экскурсанты, задавая соответствующие  вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать  вопросы и быть готовым на них  ответить. Хороших знаний, связанных  с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать высокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними  краеведческими знаниями, тогда ни один вопрос участника экскурсии  не застанет его врасплох.

Планом городской обзорной экскурсии нередко предусматривается  посещение музея. Это делается в  том случае, когда зрительный ряд  на улицах города недостаточен или  мало, выразителен. В музеях чаще всего  показываются археологические, этнографические  или биографические материалы. Но экскурсия  в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определённую подтему  городской обзорной экскурсии и  тем самым сделать её более  глубокой и содержательной.

Правомерно включение  в городскую обзорную экскурсию  посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое  на их осмотр, не должно превышать 15–25 минут, так как они дают представление  только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии  входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни  города. (2; стр. 75)

Принято, что время, отведённое на осмотр той или иной музейной экспозиции, не должно превышать 30–40 минут, и желательно, чтобы экскурсию  по музею вёл экскурсовод, проводящий всю экскурсию, что позволяет  сохранить её целостность. Об этом заранее  должна быть договоренность между музеем и экскурсионным бюро, а экскурсовод  бюро обязан сдать методической комиссии музея свою экскурсию по соответствующей  его экспозиции. (4; стр. 123)

Ещё одной из особенностей городской обзорной экскурсии является постоянное, крайне динамичное её обновление, так как город развивается, в  нём появляются новые современные  здания, учреждения науки и культуры, спортивные сооружения, где-то открывают  новую мемориальную доску и т.п. Все эти изменения городской  среды должны немедленно отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях о городе оказаться просвещённее экскурсоводов. (4; стр. 123)

Особенностью обзорной экскурсии  является постоянное её обновление, так  как город развивается, в нём  появляются новые промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, памятники, жилые районы. Материал о современности  должен быть тесно связан с важнейшими событиями текущего дня.

В городской обзорной экскурсии, как ни в какой другой, имеются  большие возможности для рекламы  других экскурсий. При раскрытии  подтем экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим  направлениям, на которых экскурсанты  глубже знакомятся с интересующими  их вопросами, объектами. (2; стр. 79)

 

2.4. Специфика музейной экскурсии

Определяя ее сущность, мы не можем не опираться на идеи экскурсионистов  прошлого.

Рассматривая ее, вспомним, как определяли особенности экскурсионного метода корифеи отечественной экскурсионной  школы.

Так же, как и любой  экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как  правило, «группу ищущих знаний» (И.М. Гревс), которая представляет собой  некое социально-психологическое  единство. Его основа – общий  интерес, настрой на восприятие, который  экскурсовод должен закрепить и  реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению  на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию  к театральному спектаклю или  концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые

возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью  переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать  себя как некое единство,необходим  еще один персонаж – экскурсовод.  Поэтому следующий признак музейной экскурсии – руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении  желаемых знаний и впечатлений. Благодаря  руководителю экскурсия приобретает  организованный характер, т.к. ее ход  целиком подчиняется его замыслу  и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее

тематичность: всякая экскурсия  имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также  наличие маршрута: ему следует  экскурсовод, раскрывая ту или иную тему. Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями  других типов.

Отличается она от них  главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии  в музее художественном, а экскурсия  в музее-заповеднике

обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом  музее. Однако качество экскурсии в  любом музее зависит прежде всего  от того, насколько экскурсовод владеет  экскурсионным методом как таковым  и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы  аудитории.

Классификация экскурсий

Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются  классификации. Они делятся:

по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение  связь с профильной дисциплиной  музея;

в зависимости от места  проведения – по экспозиции, фондохранилищу, по территории.

Встречаются комплексные  экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны;

по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий  употребляются такие термины, как  обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме). Музееведы относятся к  этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные

признаки: степень подробности  показа экспозиции (полностью или  частично) и тематичность. Поэтому  более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части;

по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно  связанные с программами различных  учебных заведений. Среди последних  можно выделить методические экскурсии  музееведческого характера, которые  знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции,

ведения экскурсии и пр.;

по составу экскурсантов: экскурсии для детской или  взрослой аудитории, для местных  жителей или туристов, для групп  однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).

Итак, существуют по крайней  мере два специалиста по экскурсионной  работе – экскурсовод и методист. В будущем, возможно, это разделение, равно как и

соответствующая ему терминология, перестанут быть актуальным. Скорее всего, речь будет идти о единой профессии  музейного педагога, который в  числе других своих функций будет  заниматься экскурсоведением.

Мы рассмотрели проблематику, связанную с экскурсией как с  ведущей формой культурно-образовательной  деятельности музея. Однако будучи основной, она является далеко не единственной.

 

 


Информация о работе Экскурсионное обслуживание