Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:14, реферат
Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства.
Методика предъявляет
четкие требования ко всему экскурсионному
процессу, его организации и содержанию.
Вся многогранная работа по подготовке
и проведению экскурсий должна быть
построена в соответствии с требованиями
экскурсионной методики к отбору
экскурсионных объектов. Необходимо
отбирать для наблюдения объекты, которые
имеют непосредственное отношение
к теме; следует оставлять наиболее
типичные и удачные для создания
маршрута объекты; нужно отказаться
от тех объектов, которые, хотя и
раскрывают темы, но расположены неудобно
(далеко, плохая видимость и т. п.).
Методика требует логической последовательности
в показе объектов (т. е. в их размещении
на маршруте), выделения и использования
пауз между объектами, нейтрализации
отвлекающих раздражителей (уличного
шума, посторонних разговоров, объектов,
не входящих в тему, и др.). При
построении маршрута обеспечивается максимальная
экономия времени в передвижении
экскурсионной группы между объектами.
Важно избегать однообразия демонстрируемых
объектов, недопустимо, например, всю
тему городской обзорной экскурсии
раскрывать на памятниках монументальной
скульптуры.
Одно из требований методики - обеспечение
непрерывности экскурсии как процесса
усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного
материала на экскурсантов в течение всех
180 минут, отведенных на ее проведение
(четырехчасовая тематическая экскурсия
на автобусе). Все время ведения экскурсии
(180 минут) заполнено суммой показа, рассказа
и пауз между подтемами и основными вопросами
темы.
Полное время экскурсии = Время показа + Время рассказа + Паузы
Построение любой
экскурсии по этой схеме повышает
познавательность и воспитательную
роль экскурсионного материала.
Методика требует связи и взаимодействия
между показом и рассказом, предусматривая
в одном случае их сочетание, в другом
- чередование, в третьем отсутствие обоих
элементов.
Наука о законах развития природы, общества
и мышления, научный метод познания явлений
природы и общества.
Известны четыре варианта использования
показа и рассказа, они характерны практически
для каждой экскурсии.
I вариант - показ и рассказ идут
одновременно - экскурсанты наблюдают
объекты, о которых идет речь.
II вариант - идет только рассказ
- излагаются исторические события, дается
характеристика города и т. п.
III вариант - идет только показ
- происходит наблюдение (изучение, исследование)
объектов под руководством экскурсовода.
IV вариант - показа и рассказа
нет - экскурсанты самостоятельно работают:
наблюдают, усваивают полученные знания
и впечатления.
Методика учитывает особенности восприятия
материала. Практика показывает, что непрерывный
рассказ недопустим, экскурсоводу не следует
говорить на протяжении всей экскурсии,
в какой-то момент восприятие материала
снижается, затем совсем прекращается.
Методика исходит из того, что во время
переездов или переходов между объектами,
в минуты, свободные от показа и рассказа,
экскурсанты получают возможность подумать
над услышанным, сравнить наблюдаемый
объект с ранее виденным, лучше усвоить
увиденное и услышанное, закрепить материал
в памяти. И это "свободное" время
наполнено мыслительной деятельностью
экскурсантов. Не в меньшей степени паузы
необходимы экскурсоводу для кратковременного
отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии
планируют в зависимости от маршрута.
Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.
Важную роль играет правильное использование
пауз. Не следует использовать время перерывов
для обмена впечатлениями об экскурсии,
обсуждения увиденного и услышанного.
Такие обсуждения методически неоправданны,
т. е. они разрушают "ткань" экскурсии,
возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем
уровень восприятия материала.
Соблюдение требований методики помогает
экскурсоводу донести до аудитории знания
в форме, отличной от лекции, беседы, устного
журнала, тематического вечера, а также
обеспечить устойчивый интерес к теме
на протяжении всей экскурсии. Это особенно
важно для той части экскурсии, где много
места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов
могут появиться моменты так называемого
кризиса внимания, который у слушателей
лекций, как утверждают исследователи,
наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д.
Экскурсионная методика рекомендует в
момент, когда внимание к рассказу начинает
ослабевать, вводить новый объект показа.
Когда в ходе показа объект перестает
привлекать внимание группы, экскурсовод
может сообщить интересный пример, какие-то
подробности о событии. На этом построен
методический прием новизны материала.
Если такой момент наступает, когда группа
находится возле объекта, необходимо сократить
на 2-3 минуты пребывание на остановке и
продолжить движение по маршруту, сопровождая
его рассказом. Если же внимание экскурсантов
ослабевает во время движения автобуса,
то следует приостановить движение для
осмотра памятников. Если представится
возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить
путь к очередному памятнику пешком.
Методика рекомендует и другие способы
для сохранения и восстановления внимания
экскурсантов: прослушивание звукозаписи,
показ диапозитивов или слайдов, использование
наглядных пособий из "портфеля экскурсовода".
Методика проведения экскурсий строится
с учетом интереса экскурсантов. Важно
добиваться, чтобы интерес экскурсантов
к теме и материалам экскурсии формировался
до начала показа и рассказа. С этой целью
используют вступительное слово экскурсовода.
Практика показывает, что в первые минуты
внимание экскурсантов обеспечивается
их интересом к теме. Затем внимание поддерживается
увлекательностью рассказа и такими качествами
объектов, как их известность, экзотичность,
познавательная ценность. Устойчивости
внимания способствует также правильная
последовательность показа объектов.
Одна из трудностей в разработке методики
показа состоит в том, что нередко рядом
с объектом, который показывается по теме,
расположен другой, не имеющий отношения
к теме, но более привлекательный по своему
внешнему виду. Естественно, что такой
объект бросается в глаза. С методической
точки зрения вопрос может быть решен
различными путями:
а) можно дать краткую справку о ненужном
объекте. Например, сказать, что это здание
не имеет исторической ценности, что при
его постройке допущено смешение архитектурных
стилей;
б) умолчать об объекте;
в) так подойти к нужному объекту, чтобы
посторонний объект был увиден экскурсантами
позже.
Методика использует различные средства
усиления внимания экскурсантов: обращение
экскурсовода к группе с предложением,
неожиданным вопросом; выявление интересной
детали в памятнике. Усилия экскурсовода
могут быть также направлены на необходимое
распределение внимания между объектами.
Например, показ архитектурного ансамбля
предваряет осмотр городской панорамы.
Для каждой экскурсии должны быть определены
моменты переключения внимания с одного
объекта на другой.
Методика проведения экскурсии, эмоциональность
экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка
группы у объекта, использование звукоусилительных
устройств - все это должно быть направлено
на преодоление уличного шума, на предельную
возможную в городских условиях нейтрализацию
посторонних раздражителей. Необходимо,
как говорят психологи, "держать эти
раздражители на заднем фоне сознания".
Важное требование методики состоит в
том, чтобы все основные объекты и раскрываемые
на них подтемы были объединены в единое
целое. Помимо логической последовательности
"размещения" объектов на маршруте,
своеобразного нарастания в их показе,
наличия кульминационного пункта (т. е.
момента наивысшего напряжения в раскрытии
темы), необходимы также увязка подтем,
определенный подбор логических переходов.
Поэтому методика требует правильной
организации и использования пауз между
объектами, определенной логики в изложении
содержания основных вопросов, тематичности
справок во время переездов между объектами.
С учетом требований методики строится
и рассказ на экскурсии, определяются
его содержание, продолжительность, форма,
связь рассказа с показом. Эта работа имеет
свои сложности. Например, как подойти
к методической подготовке рассказа после
того, как объект показа определен? С чего
начинать рассказ и как его построить?
Как организовать наблюдение объектов?
Это зависит прежде всего от внешнего
вида объекта, степени его сохранности,
от того, насколько полное представление
о своей сущности, назначении, событиях,
с ним связанных, он сам способен дать.
Практически рассказ может быть основан
на одной из двух позиций:
- экскурсионный объект (памятник, место
события) дошел до нашего времени в полной
сохранности (т. е. без каких-либо изменений
и перестроек, утраты отдельных частей);
- экскурсионный объект не дошел до нас
в своем первоначальном виде.
В первом случае рассказ начинают с описания
события, раскрытию которого посвящена
подтема. Во втором случае рассказ направляют
сначала на реконструкцию объекта и только
после этого излагается событие.
Задача рассказа - подготовить экскурсантов
к наблюдению объекта. Методика учитывает
способность объекта привлекать внимание.
Эта способность не безгранична по времени.
Один объект экскурсанты будут с неослабевающим
вниманием наблюдать 10-15 мин., другой -
не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает
влияние на размер рассказа. Продолжительность
пояснений, справок, цитат, литературного
монтажа не должна быть более длительной,
чем способность объекта своим внешним
видом, своими особенностями привлечь
внимание экскурсантов.
На вопросы о соотношении показа и рассказа,
об их последовательности методика дает
однозначный ответ: от показа
к рассказу. Начинать следует
с показа, со зрительных или иных впечатлений
(осязательных, обонятельных) и затем уже
вводить рассказ. Однако требования экскурсионной
методики, ее аксиому: показ опережает
рассказ - не следует понимать
буквально. Иногда экскурсовод начинает
очередную подтему со словесных указаний
- куда, как и на какой именно объект следует
смотреть экскурсантам. Эти слова являются
началом показа. Методика требует, чтобы
логический переход был связкой между
двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами,
т. е. представлял собой словесно-зрительный
мостик.
Методическая оправданность рассказа
зависит не только от степени сохранности
памятника, его отношения к теме экскурсии,
но и от характера самого объекта. Если
речь идет о памятнике, расположенном
на городской площади, то рассказ будет
одной формы, а если об оборонительном
сооружении на поле сражения минувшей
войны, то рассказ будет другой формы.
Если это произведение изобразительного
искусства, то рассказ будет иметь иную
структуру. Первая часть рассказа такого
рода - анализ картины, вторая - характеристика
художника, эпохи, когда он жил и творил.
Однако в любом случае, какую бы структуру
и форму не имел рассказ, он должен быть
экскурсионным, т. е. связанным с главным
элементом экскурсии - показом.
Несоблюдение требований методики приводит
к такому недостатку в проведении экскурсии,
как лекционность. Лекционность при
раскрытии темы состоит в том, что рассказ
строится в отрыве от показа, не подкреплен
наблюдениями экскурсантов. Лекционность
построена на обмене местами двух элементов
экскурсии - показа и рассказа, когда первичным
становится рассказ, а показ становится
вторичным или вообще отсутствует.
Еще одно требование экскурсионной методики
- не считать работу законченной после
того как определен методический прием.
Задача методики - подсказать пути для
наиболее эффективного применения этого
приема, т. е. дать экскурсоводу "ключ"
к использованию приема на практике.
Методика требует, чтобы экскурсант не
только познакомился с объектами, но и
правильно их воспринял, дал объективную
оценку всему, что с ним связано, правильно
толковал увиденное и услышанное. Важную
роль в этом играют эмоциональные моменты.
Они широко используются в экскурсии,
воздействуют на чувства ее участников,
вызывая радость, восхищение, гордость,
возмущение, гнев и т. д.
Методика в своих рекомендациях учитывает
эмоциональную сторону дела. Эмоциональное
воздействие на аудиторию оказывает не
только рассказ, но и показ таких предметов,
как пробитая осколком снаряда гимнастерка,
надпись на стене дома на Невском проспекте
в Петербурге: "Граждане! При артобстреле
эта сторона улицы наиболее опасна".
Такие же эмоции вызывают встречи с местами
известных экскурсантам событий: дуэли
и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного
подвига Александра Матросова и др.
Интересны результаты анкетного опроса
участников одной из московских экскурсий.
На вопрос: "Что в экскурсии вам больше
всего зрительно запомнилось?" большинство
ответило, что это была картина древней
Москвы, "показанная" возле Малого
театра. В таком ответе нет ничего удивительного:
на этом месте в показе экскурсовод умело
использовал прием реконструкции. Это
позволило экскурсантам вместо современной
асфальтированной улицы с троллейбусами
и автомашинами увидеть реку Неглинку,
на месте современных зданий - ее берега,
женщин, стирающих белье, и верховых воинов,
съезжающих к реке по косогору от старого
Кремля. Также легко запоминаются картины
и события в других экскурсиях, а экскурсанты
и не подозревают, что "повинна" в
этом методика. Требования методики по
отношению к каждой экскурсии носят конкретный
характер.
Экскурсионные учреждения
России используют различные пути повышения
качества методической работы:
Первый путь - систематическое пополнение
и обновление знаний методистами и экскурсоводами,
их обучение в высших учебных заведениях,
на курсах, участие в теоретических, методических
и научно-практических конференциях, семинарах
и т. д.
Второй путь - разработка такой
методической документации (контрольного
текста, методической разработки, "портфеля
экскурсовода"), которая явится основой
для высокого качества ведения экскурсий.
Третий путь - детальная разработка
технологии использования методических
приемов показа и рассказа с учетом особенностей
различных экскурсионных тем и дифференциации
групп экскурсантов.
Четвертый путь - практическое усвоение
методических приемов проведения экскурсий
экскурсоводами, эффективное использование
рекомендованных приемов на маршрутах,
в процессе конкретной экскурсии.
Пятый путь - четкая отработка
техники ведения экскурсий.
И, наконец, шестой путь - усвоение и сохранение
контактов между экскурсоводом и экскурсионной
группой; владение, основами таких наук,
как психология и логика.
Выводы
Экскурсионная методика
является наукой о способах и приемах
проведения экскурсий. В ряде экскурсионных
учреждений сфера деятельности экскурсионной
методики рассматривается лишь как
сумма методических приемов. При
подготовке и проведении экскурсии
не учитываются требования экскурсионной
методики и необходимость правильного
соотношения трех основных частей -
методики показа, методики рассказа и
методики организации экскурсионного
процесса. Это оказывает существенное
влияние на качество экскурсии и
на эффективность ее проведения.
Главным для экскурсовода является понимание
сущности методики, ее назначения и механизма
действия при раскрытии темы экскурсии.
Это понимание должно сочетаться с определенными
знаниями и навыками, которые дают возможность
приводить в действие механизмы методики.
Методика охватывает ряд проблем, связанных
с разработкой новой темы экскурсии, в
том числе отбор объектов для наблюдения,
структура экскурсии, соотношение показа
и рассказа, взаимообусловленность методики
и техники ведения, связь методики с психологией
и педагогикой. Постоянное совершенствование
экскурсионной методики является важнейшей
задачей экскурсионных организаций всех
уровней. Необходимо обеспечить участие
в этой работе всех экскурсоводов. Экскурсовод
как исполнитель не должен ограничиваться
ролью потребителя кем-то разработанной
методики. Он должен быть одним из ее создателей.
В педагогике методикой
обучения называют систему правил и
методов преподавания наук, передачи
учащимся знаний, а также систему
приемов обучения и воспитания молодежи.
Свое название методика получила от греческого
слова "метод", что в буквальном
переводе означает "путь к чему-либо",
а также путь исследования или
познания; теория; учение. Методика в
широком смысле слова - совокупность
способов целесообразного проведения
той или иной работы, решения какой-либо
задачи, достижения поставленной цели,
а в более узком смысле представляет
собой совокупность конкретных методических
приемов проведения лекций, бесед, экскурсий
на определенную тему и для определенной
группы.
Методику разделяют
на общую и частную. Общая методика охватывает
способы обучения и требования, которые
служат основой при изучении многих наук
(последовательность и четкость изложения
учебного материала, его доступность для
аудитории). Частная методика, исходя из
установок общей методики, определяет
способы и приемы обучения и воспитания
детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения
и исследования тех или иных объектов.
Таким образом, каждая частная методика
связана с конкретной наукой и вытекает
из самой сущности предмета, служит основой
определенного вида деятельности.
Экскурсионная методика является частной
методикой, так как она связана с процессом
распространения знаний на основе одной
формы работы. Экскурсионная методика
представляет собой совокупность требований
и правил, предъявляемых к экскурсии, а
также сумму методических приемов подготовки
и проведения экскурсий разных видов,
на различные темы и для различных групп
людей.
Экскурсионная методика рассматривается
в нескольких аспектах: как основа профессионального
мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий
"подачу" материала; как процесс упорядочения деятельности
экскурсовода. Экскурсионная методика
выполняет роль рычага, который помогает
экскурсоводу в короткое время переместить
в сознание экскурсантов большой объем
знаний. Методика помогает экскурсантам
увидеть, запомнить и понять значительно
больше, чем на лекции, раскрывающей ту
же тему. Так происходит потому, что методика
лектора в значительной своей части основана
на разного рода сообщениях и описаниях,
лекционный рассказ ведется в отрыве от
объектов описания. Практически лекционный
процесс нейтрализует участие в восприятии
материала таких органов чувств, как зрение,
обоняние, осязание. Это обстоятельство
обедняет восприятие, делая его "однобоким".
Методика экскурсии построена на общении
экскурсантов с объектами, различных видах
анализа, зрительных сравнениях, с учетом
возможности использования всех органов
чувств экскурсантов. Экскурсионная методика
опирается на философию, которая представляет
собой систему идей, взглядов на окружающий
нас мир и место в нем человека. Из философской
науки методика берет учение о диалектике,
теорию познания и логику. Диалектика
дает возможность освещать материал в
экскурсии с необходимой глубиной, правильно
оценивать исторические события, явления
и факты, делать обоснованные выводы по
теме. Теория познания помогает глубже
разобраться в сложных процессах, происходящих
в природе, обществе, руководствоваться
научными знаниями в практической деятельности.
Экскурсионная методика исходит из того,
что экскурсия представляет собой диалектическое
единство содержания, средств, форм и специфического
метода воздействия на аудиторию - экскурсионного
метода. Это воздействие производится
с учетом особенностей, запросов и интересов
различных групп населения.
Предметом экскурсионной методики является
целенаправленное изучение, систематизация,
формулирование, разъяснение и применение
на практике средств и методов воспитания
и обучения, а также методических приемов,
при помощи которых работники экскурсионных
учреждений осуществляют свою деятельность.
Экскурсионная методика обобщает опыт
проведения экскурсий, разрабатывает
и предлагает такие методические приемы,
которые оправдали себя на практике и
обеспечивают наивысшую эффективность
раскрытия и восприятия темы.
Забота об экскурсионной методике - это
не только усилия, направленные на совершенствование
организации методической работы ее звеньев.
Это работа по углублению содержания самой
методики, методических приемов как способов
наиболее совершенной подачи экскурсионного
материала и наиболее действенного раскрытия
темы экскурсии. Выполняя функции частной
методики, экскурсионная методика имеет
дело с методическими приемами различных
экскурсий. Одновременно она выполняет
роль общей методики. Так происходит в
тех случаях, когда речь идет об использовании
в экскурсиях принципов и требований общих
для всех форм идейно-воспитательной работы
- наглядности, научности, систематичности,
доступности, убедительности и т. д.
Экскурсионная методика является более
сложной в таких вопросах, как определение
и практическое использование приемов
показа объектов. Методика показа в большинстве
своих средств и приемов носит оригинальный
характер. Используется эта методика только
в экскурсионной пропаганде.
Что касается рассказа на экскурсии, то
в нем экскурсоводы используют обычные
формы устной речи - справку, беседу, описание,
объяснение, комментирование, литературный
монтаж. Значительная часть методических
приемов в рассказе экскурсовода заимствуется
из арсенала лекторского искусства.
Любая методика - это умение производить
определенную работу в четком соответствии
с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями
и обеспечивать ее высокую действенность.
На практике - это сумма определенных умений
и навыков проводить работу - разрабатывать
новую экскурсию, готовить проведение
очередной экскурсии, проводить экскурсию
по рекомендованной технологии, закреплять
полученные экскурсантами знания, совершенствовать
свои знания.
Методика экскурсионной работы отвечает
на следующие вопросы:
а) для чего подготовлена и проводится
экскурсия (цель, задачи)?
б) какие вопросы освещаются на экскурсии
(чему посвящено ее содержание)?
в) как проводить экскурсию (методические
приемы)?
г) как возбудить и сохранить внимание
экскурсантов?
Экскурсионная методика состоит из нескольких
самостоятельных, связанных друг с другом
частей:
- методики разработки новой для данного
бюро темы;
- методики разработки экскурсоводом новой
для него темы, но уже разработанной в
данном бюро;
- методики подготовки экскурсовода к
проведению очередной экскурсии;
- методики проведения экскурсии;
- методики послеэкскурсионной работы.
Наиболее глубоко разработана методика
проведения экскурсий. Эта методика делится
на две части: методику
показа и методику
рассказа. В методике показа
могут быть выделены в качестве самостоятельных
частей следующие методики: использования
"портфеля экскурсовода"; использования
технических средств пропаганды; наблюдения;
изучения и исследования объектов.
Экскурсионная методика как совокупность
названных частей имеет свои особенности
применительно к видам экскурсий (городской,
загородной, производственной, музейной)
и к каждой теме. Эти особенности определяются
задачами, которые поставлены перед экскурсией,
а также целевой установкой (например,
расширение культурного кругозора взрослых
или профессиональная ориентация подростков).
Особенности определяются также видом
экскурсии, ее темой, составом группы.
Имеются различия в методике проведения
экскурсий для обычной, массовой аудитории
и для слушателей системы экономической
и профессиональной учебы трудящихся,
имеют свои особенности экскурсии пешеходные,
автобусные и т. д.
Экскурсионная методика неразрывно связана
с такими понятиями, как показ и рассказ.
Показ и рассказ являются основными элементами
экскурсии, видами деятельности экскурсовода.
А методика показа и методика рассказа
- два основных раздела экскурсионной
методики.
Методика показа - большая часть экскурсионной
методики по объему и сложности подготовки
и осуществления. Методика рассказа - меньшая
часть методики, носящая по отношению
к первой части подчиненный характер.
Методика показа сложна потому, что она
как было сказано ранее, оригинальна сама
по себе и в отличие от методики рассказа
не применяется ни в одной из других форм
идейно-воспитательной и культурно-массовой
работы. Поэтому исключено заимствование
методических приемов из других методик.
Методика предъявляет
четкие требования ко всему экскурсионному
процессу, его организации и содержанию.
Вся многогранная работа по подготовке
и проведению экскурсий должна быть
построена в соответствии с требованиями
экскурсионной методики к отбору
экскурсионных объектов. Необходимо
отбирать для наблюдения объекты, которые
имеют непосредственное отношение
к теме; следует оставлять наиболее
типичные и удачные для создания
маршрута объекты; нужно отказаться
от тех объектов, которые, хотя и
раскрывают темы, но расположены неудобно
(далеко, плохая видимость и т. п.).
Методика требует логической последовательности
в показе объектов (т. е. в их размещении
на маршруте), выделения и использования
пауз между объектами, нейтрализации
отвлекающих раздражителей (уличного
шума, посторонних разговоров, объектов,
не входящих в тему, и др.). При
построении маршрута обеспечивается максимальная
экономия времени в передвижении
экскурсионной группы между объектами.
Важно избегать однообразия демонстрируемых
объектов, недопустимо, например, всю
тему городской обзорной экскурсии
раскрывать на памятниках монументальной
скульптуры.
Одно из требований методики - обеспечение
непрерывности экскурсии как процесса
усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного
материала на экскурсантов в течение всех
180 минут, отведенных на ее проведение
(четырехчасовая тематическая экскурсия
на автобусе). Все время ведения экскурсии
(180 минут) заполнено суммой показа, рассказа
и пауз между подтемами и основными вопросами
темы.
Полное время экскурсии = Время показа + Время рассказа + Паузы
Построение любой
экскурсии по этой схеме повышает
познавательность и воспитательную
роль экскурсионного материала.
Методика требует связи и взаимодействия
между показом и рассказом, предусматривая
в одном случае их сочетание, в другом
- чередование, в третьем отсутствие обоих
элементов.
Наука о законах развития природы, общества
и мышления, научный метод познания явлений
природы и общества.
Известны четыре варианта использования
показа и рассказа, они характерны практически
для каждой экскурсии.
I вариант - показ и рассказ идут
одновременно - экскурсанты наблюдают
объекты, о которых идет речь.
II вариант - идет только рассказ
- излагаются исторические события, дается
характеристика города и т. п.
III вариант - идет только показ
- происходит наблюдение (изучение, исследование)
объектов под руководством экскурсовода.
IV вариант - показа и рассказа
нет - экскурсанты самостоятельно работают:
наблюдают, усваивают полученные знания
и впечатления.
Методика учитывает особенности восприятия
материала. Практика показывает, что непрерывный
рассказ недопустим, экскурсоводу не следует
говорить на протяжении всей экскурсии,
в какой-то момент восприятие материала
снижается, затем совсем прекращается.
Методика исходит из того, что во время
переездов или переходов между объектами,
в минуты, свободные от показа и рассказа,
экскурсанты получают возможность подумать
над услышанным, сравнить наблюдаемый
объект с ранее виденным, лучше усвоить
увиденное и услышанное, закрепить материал
в памяти. И это "свободное" время
наполнено мыслительной деятельностью
экскурсантов. Не в меньшей степени паузы
необходимы экскурсоводу для кратковременного
отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии
планируют в зависимости от маршрута.
Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.
Важную роль играет правильное использование
пауз. Не следует использовать время перерывов
для обмена впечатлениями об экскурсии,
обсуждения увиденного и услышанного.
Такие обсуждения методически неоправданны,
т. е. они разрушают "ткань" экскурсии,
возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем
уровень восприятия материала.
Соблюдение требований методики помогает
экскурсоводу донести до аудитории знания
в форме, отличной от лекции, беседы, устного
журнала, тематического вечера, а также
обеспечить устойчивый интерес к теме
на протяжении всей экскурсии. Это особенно
важно для той части экскурсии, где много
места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов
могут появиться моменты так называемого
кризиса внимания, который у слушателей
лекций, как утверждают исследователи,
наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д.
Экскурсионная методика рекомендует в
момент, когда внимание к рассказу начинает
ослабевать, вводить новый объект показа.
Когда в ходе показа объект перестает
привлекать внимание группы, экскурсовод
может сообщить интересный пример, какие-то
подробности о событии. На этом построен
методический прием новизны материала.
Если такой момент наступает, когда группа
находится возле объекта, необходимо сократить
на 2-3 минуты пребывание на остановке и
продолжить движение по маршруту, сопровождая
его рассказом. Если же внимание экскурсантов
ослабевает во время движения автобуса,
то следует приостановить движение для
осмотра памятников. Если представится
возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить
путь к очередному памятнику пешком.
Методика рекомендует и другие способы
для сохранения и восстановления внимания
экскурсантов: прослушивание звукозаписи,
показ диапозитивов или слайдов, использование
наглядных пособий из "портфеля экскурсовода".
Методика проведения экскурсий строится
с учетом интереса экскурсантов. Важно
добиваться, чтобы интерес экскурсантов
к теме и материалам экскурсии формировался
до начала показа и рассказа. С этой целью
используют вступительное слово экскурсовода.
Практика показывает, что в первые минуты
внимание экскурсантов обеспечивается
их интересом к теме. Затем внимание поддерживается
увлекательностью рассказа и такими качествами
объектов, как их известность, экзотичность,
познавательная ценность. Устойчивости
внимания способствует также правильная
последовательность показа объектов.
Одна из трудностей в разработке методики
показа состоит в том, что нередко рядом
с объектом, который показывается по теме,
расположен другой, не имеющий отношения
к теме, но более привлекательный по своему
внешнему виду. Естественно, что такой
объект бросается в глаза. С методической
точки зрения вопрос может быть решен
различными путями:
а) можно дать краткую справку о ненужном
объекте. Например, сказать, что это здание
не имеет исторической ценности, что при
его постройке допущено смешение архитектурных
стилей;
б) умолчать об объекте;
в) так подойти к нужному объекту, чтобы
посторонний объект был увиден экскурсантами
позже.
Методика использует различные средства
усиления внимания экскурсантов: обращение
экскурсовода к группе с предложением,
неожиданным вопросом; выявление интересной
детали в памятнике. Усилия экскурсовода
могут быть также направлены на необходимое
распределение внимания между объектами.
Например, показ архитектурного ансамбля
предваряет осмотр городской панорамы.
Для каждой экскурсии должны быть определены
моменты переключения внимания с одного
объекта на другой.
Методика проведения экскурсии, эмоциональность
экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка
группы у объекта, использование звукоусилительных
устройств - все это должно быть направлено
на преодоление уличного шума, на предельную
возможную в городских условиях нейтрализацию
посторонних раздражителей. Необходимо,
как говорят психологи, "держать эти
раздражители на заднем фоне сознания".
Важное требование методики состоит в
том, чтобы все основные объекты и раскрываемые
на них подтемы были объединены в единое
целое. Помимо логической последовательности
"размещения" объектов на маршруте,
своеобразного нарастания в их показе,
наличия кульминационного пункта (т. е.
момента наивысшего напряжения в раскрытии
темы), необходимы также увязка подтем,
определенный подбор логических переходов.
Поэтому методика требует правильной
организации и использования пауз между
объектами, определенной логики в изложении
содержания основных вопросов, тематичности
справок во время переездов между объектами.
С учетом требований методики строится
и рассказ на экскурсии, определяются
его содержание, продолжительность, форма,
связь рассказа с показом. Эта работа имеет
свои сложности. Например, как подойти
к методической подготовке рассказа после
того, как объект показа определен? С чего
начинать рассказ и как его построить?
Как организовать наблюдение объектов?
Это зависит прежде всего от внешнего
вида объекта, степени его сохранности,
от того, насколько полное представление
о своей сущности, назначении, событиях,
с ним связанных, он сам способен дать.
Практически рассказ может быть основан
на одной из двух позиций:
- экскурсионный объект (памятник, место
события) дошел до нашего времени в полной
сохранности (т. е. без каких-либо изменений
и перестроек, утраты отдельных частей);
- экскурсионный объект не дошел до нас
в своем первоначальном виде.
В первом случае рассказ начинают с описания
события, раскрытию которого посвящена
подтема. Во втором случае рассказ направляют
сначала на реконструкцию объекта и только
после этого излагается событие.
Задача рассказа - подготовить экскурсантов
к наблюдению объекта. Методика учитывает
способность объекта привлекать внимание.
Эта способность не безгранична по времени.
Один объект экскурсанты будут с неослабевающим
вниманием наблюдать 10-15 мин., другой -
не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает
влияние на размер рассказа. Продолжительность
пояснений, справок, цитат, литературного
монтажа не должна быть более длительной,
чем способность объекта своим внешним
видом, своими особенностями привлечь
внимание экскурсантов.
На вопросы о соотношении показа и рассказа,
об их последовательности методика дает
однозначный ответ: от показа
к рассказу. Начинать следует
с показа, со зрительных или иных впечатлений
(осязательных, обонятельных) и затем уже
вводить рассказ. Однако требования экскурсионной
методики, ее аксиому: показ опережает
рассказ - не следует понимать
буквально. Иногда экскурсовод начинает
очередную подтему со словесных указаний
- куда, как и на какой именно объект следует
смотреть экскурсантам. Эти слова являются
началом показа. Методика требует, чтобы
логический переход был связкой между
двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами,
т. е. представлял собой словесно-зрительный
мостик.
Методическая оправданность рассказа
зависит не только от степени сохранности
памятника, его отношения к теме экскурсии,
но и от характера самого объекта. Если
речь идет о памятнике, расположенном
на городской площади, то рассказ будет
одной формы, а если об оборонительном
сооружении на поле сражения минувшей
войны, то рассказ будет другой формы.
Если это произведение изобразительного
искусства, то рассказ будет иметь иную
структуру. Первая часть рассказа такого
рода - анализ картины, вторая - характеристика
художника, эпохи, когда он жил и творил.
Однако в любом случае, какую бы структуру
и форму не имел рассказ, он должен быть
экскурсионным, т. е. связанным с главным
элементом экскурсии - показом.
Несоблюдение требований методики приводит
к такому недостатку в проведении экскурсии,
как лекционность. Лекционность при
раскрытии темы состоит в том, что рассказ
строится в отрыве от показа, не подкреплен
наблюдениями экскурсантов. Лекционность
построена на обмене местами двух элементов
экскурсии - показа и рассказа, когда первичным
становится рассказ, а показ становится
вторичным или вообще отсутствует.
Еще одно требование экскурсионной методики
- не считать работу законченной после
того как определен методический прием.
Задача методики - подсказать пути для
наиболее эффективного применения этого
приема, т. е. дать экскурсоводу "ключ"
к использованию приема на практике.
Методика требует, чтобы экскурсант не
только познакомился с объектами, но и
правильно их воспринял, дал объективную
оценку всему, что с ним связано, правильно
толковал увиденное и услышанное. Важную
роль в этом играют эмоциональные моменты.
Они широко используются в экскурсии,
воздействуют на чувства ее участников,
вызывая радость, восхищение, гордость,
возмущение, гнев и т. д.
Методика в своих рекомендациях учитывает
эмоциональную сторону дела. Эмоциональное
воздействие на аудиторию оказывает не
только рассказ, но и показ таких предметов,
как пробитая осколком снаряда гимнастерка,
надпись на стене дома на Невском проспекте
в Петербурге: "Граждане! При артобстреле
эта сторона улицы наиболее опасна".
Такие же эмоции вызывают встречи с местами
известных экскурсантам событий: дуэли
и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного
подвига Александра Матросова и др.
Интересны результаты анкетного опроса
участников одной из московских экскурсий.
На вопрос: "Что в экскурсии вам больше
всего зрительно запомнилось?" большинство
ответило, что это была картина древней
Москвы, "показанная" возле Малого
театра. В таком ответе нет ничего удивительного:
на этом месте в показе экскурсовод умело
использовал прием реконструкции. Это
позволило экскурсантам вместо современной
асфальтированной улицы с троллейбусами
и автомашинами увидеть реку Неглинку,
на месте современных зданий - ее берега,
женщин, стирающих белье, и верховых воинов,
съезжающих к реке по косогору от старого
Кремля. Также легко запоминаются картины
и события в других экскурсиях, а экскурсанты
и не подозревают, что "повинна" в
этом методика. Требования методики по
отношению к каждой экскурсии носят конкретный
характер.
Экскурсионные учреждения
России используют различные пути повышения
качества методической работы:
Первый путь - систематическое пополнение
и обновление знаний методистами и экскурсоводами,
их обучение в высших учебных заведениях,
на курсах, участие в теоретических, методических
и научно-практических конференциях, семинарах
и т. д.
Второй путь - разработка такой
методической документации (контрольного
текста, методической разработки, "портфеля
экскурсовода"), которая явится основой
для высокого качества ведения экскурсий.
Третий путь - детальная разработка
технологии использования методических
приемов показа и рассказа с учетом особенностей
различных экскурсионных тем и дифференциации
групп экскурсантов.
Четвертый путь - практическое усвоение
методических приемов проведения экскурсий
экскурсоводами, эффективное использование
рекомендованных приемов на маршрутах,
в процессе конкретной экскурсии.
Пятый путь - четкая отработка
техники ведения экскурсий.
И, наконец, шестой путь - усвоение и сохранение
контактов между экскурсоводом и экскурсионной
группой; владение, основами таких наук,
как психология и логика.
Выводы
Экскурсионная методика
является наукой о способах и приемах
проведения экскурсий. В ряде экскурсионных
учреждений сфера деятельности экскурсионной
методики рассматривается лишь как
сумма методических приемов. При
подготовке и проведении экскурсии
не учитываются требования экскурсионной
методики и необходимость правильного
соотношения трех основных частей -
методики показа, методики рассказа и
методики организации экскурсионного
процесса. Это оказывает существенное
влияние на качество экскурсии и
на эффективность ее проведения.
Главным для экскурсовода является понимание
сущности методики, ее назначения и механизма
действия при раскрытии темы экскурсии.
Это понимание должно сочетаться с определенными
знаниями и навыками, которые дают возможность
приводить в действие механизмы методики.
Методика охватывает ряд проблем, связанных
с разработкой новой темы экскурсии, в
том числе отбор объектов для наблюдения,
структура экскурсии, соотношение показа
и рассказа, взаимообусловленность методики
и техники ведения, связь методики с психологией
и педагогикой. Постоянное совершенствование
экскурсионной методики является важнейшей
задачей экскурсионных организаций всех
уровней. Необходимо обеспечить участие
в этой работе всех экскурсоводов. Экскурсовод
как исполнитель не должен ограничиваться
ролью потребителя кем-то разработанной
методики. Он должен быть одним из ее создателей.