История развития гостиничного бизнесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:12, доклад

Описание работы

Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с древним Римом (примерно 50-й год до н.э.). Римская империя была велика, и большое число римских чиновников и купцов часто выезжало по делам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов и таверн.

Работа содержит 1 файл

гос.docx

— 22.27 Кб (Скачать)

Возникновение первых предприятий  гостиничной индустрии связано  с древним Римом (примерно 50-й  год до н.э.). Римская империя была велика, и большое число римских чиновников и купцов часто выезжало по делам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов и таверн.

Постоялые дворы, особенно на всех главных дорогах, строились  со знанием дела и для своего времени  были вполне удобными. Марко Поло потом  говорил, что в них “и королю остановиться не зазорно”. Располагались они  примерно в 25 милях друг от друга, чтобы  правительственные чиновники и  гонцы не слишком утомлялись в  дороге, отдыхая в каждом из них. Пользоваться ими можно было лишь по представлении специального правительственного документа. Эти документы свидетельствовали об особом статусе их предъявителей и поэтому часто воровались и подделывались. К тому времени как Марко Поло отправился в свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось до десяти тысяч.

Некоторые богатые землевладельцы тоже строили свои собственные постоялые  дворы - на границах своих владений. Обычно ими управляли их рабы. Те постоялые дворы и таверны, что  располагались ближе к городам, чаще посещались богатыми гражданами, и поэтому их содержали вольноотпущенники  или ушедшие на покой гладиаторы.

В основе Римского государства  лежала строгая классовая структура, что неизбежно сказывалось и  на развитии предприятий размещения. Вошло, например, в обычай, что для  государственных чиновников вопросы  размещения решались заранее их подчиненными, в то время как купцы и другие неофициальные путешественники  вынуждены были сами искать себе ночлег и договариваться об оплате.

В период процветания Римской  империи на дорогах можно было встретить купцов, учащуюся молодежь и бродячих артистов.

Хозяев древнеримских  постоялых дворов вряд ли можно назвать  “конрадами хилтонами” своего времени. Они были лишены многих гражданских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекуна. Моральные устои всякого, занимающегося этим бизнесом, моментально ставились под сомнение.

В древней Персии путешествовали на верблюдах, большими караванами. Ночевали обычно в шатрах, которые разбивали  рядом с караванным путем. Но иногда останавливались в так называемых караван-сараях - неких прообразах гостиничных  комплексов, имеющих загон для  верблюдов и помещения для  ночлега людей, окруженные крепостной стеной, защищающей от стихий (например, песчаной бури) и от разбойников, грабивших  караваны. В те времена удобства, предоставляемые путнику в Азии, значительно превосходили те, на которые  можно было рассчитывать в Европе. На Востоке торговля шла не в пример бойче, а потому и путешествовали люди чаще.

С упадком Римской империи (I в. н.э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, с наступлением периода позднего Средневековья (500-1300 гг.), предприятия размещения стали  возрождаться с новым витком развития торговли и путешествий.

На развитие мировой гостиничной  индустрии также оказали влияние  процессы, происходившие в средневековой  Англии. После завоевания Англии норманнами в 1066 г. число путешественников стало  расти. Первые постоялые дворы Англии были частными домами, поскольку любой  мог взять путешественника на постой за плату. В результате конкуренции  содержание постоялых дворов переросло  в профессиональную деятельность, а  сами дворы приобрели все характерные  для того времени черты коммерческих предприятий.

Сильное влияние английской церкви не способствовало паломничеству  к католическим святыням, а значит, сдерживало развитие сферы обслуживания. Лишь с уменьшением ее влияния  на английскую общественную жизнь в  период позднего Средневековья стала  возрастать потребность в частных  средствах размещения, поскольку  люди стали все чаще посещать святые места. Число таверн и постоялых  дворов стало увеличиваться, чтобы  удовлетворить растущий спрос.

Английские постоялые  дворы строились из дерева, а благородные  путешественники предпочитали останавливаться  в каменных замках и монастырях, которые служили более надежной защитой от нападения разбойников. Но в период Возрождения король Генрих VIII издал указ о роспуске монастырей. Люди больше не могли рассчитывать на постой в монастырях, что вынуждало  их останавливаться на постоялых  дворах.

Англичане, путешествующие по Европе и переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства  и управления тавернами, постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии.

Многие ценности, установленные  для индустрии гостеприимства в  Средние века, остаются злободневными  по сей день, например, такие как  дружелюбное обслуживание, приятная атмосфера и обильная пища, хотя санитарные стандарты тех гостиниц, по сравнению с современными, выглядят чудовищными, а условия проживания - убогими.

Американские постоялые  дворы и таверны копировали английские, а в те годы именно английский тип  организации услуг гостеприимства считался лучшим в Западном мире. Хотя имеются свидетельства того, что  в Джеймстауне (штат Вирджиния) была таверна уже в первые годы колонизации, все-таки первая из известных американских таверн - Stadt Huys была открыта голландцами в Новом Амстердаме, как тогда назывался Нью-Йорк, в 1642 г.

По мере того как колонии  разрастались из разрозненных поселений  в города, у людей появлялось все  больше и больше поводов для путешествий  и соответственно росла необходимость  в заведениях, обслуживающих их. В Нью-Йорке и Новой Англии эти заведения назывались придорожными тавернами, на Юге - ординарными тавернами, в Пенсильвании - постоялыми дворами. Кроме названия между ними были и  некоторые местные различия.

Революционные войны мало изменили характер этих заведений. Они  всегда оставались не только пристанищем  для усталых путников, но и центрами общественной жизни, местами политических сборищ, источниками, утоляющими физическую и духовную жажду. Сейчас эти заведения  называются иначе - отели, и это французское  заимствование отражает растущее влияние, которое оказывала Франция на зарождающуюся американскую нацию.

Одна из первых гостиниц в  Европе, “Отель Генриха IV”, была построена  в г. Нанте в 1788 г. Ее строительство обошлось в $17500 -сумму по тем временам весьма значительную. В гостинице было 60 койко-мест, и она считалась лучшей в Европе.

Первой гостиницей, открытой в Соединенных Штатах, был 70-комнатный  City Hotel на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие произошло в 1794 г. За первым последовали и другие. Первым настоящим отелем - с коридорными, с регистратурой, с замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом для гостей - был 170-комнатный Tremont House, открытый в Бостоне в 1829 г.

Возможно потому, что в  Новом Свете не было царственных  персон, отели, хоть и казались дворцами, но не царскими, а народными. Большинство  из них были архитектурными шедеврами - с просторным вестибюлем, с бальным  зало м, с чудесами сантехники, а  в некоторых случаях и с  такими неслыханными в Европе того времени удобствами, как лифт, первый из которых был смонтирован в  нью-йоркском отеле на Пятой Авеню в 1859 г. Первым отелем с электрическим освещением был Hotel Everett на Парк-роуд, тоже в Нью-Йорке.

Несмотря на то, что современный  отель считается специфически американским изобретением, европейцы тоже причастны  к этому. Примером может служить  хотя бы так называемый “европейский план” организации оплаты за гостиничные  услуги, согласно которому гости платят не за комнату + питание, а только за комнату, чтобы иметь возможность заказывать блюда a la carte в ресторане отеля или питаться где-нибудь еще, если им так больше нравится.

Появление новых видов  транспорта меняло природу гостиничной  индустрии. Сначала железные дороги, открывающие путь на запад, подсказали планировщикам отелей идею строить  их поближе к вокзалам курортных  городов. И начиная с Hotel del Coronado неподалеку от Сан-Диего (штат Калифорния) и кончая пятизвездочным Breakers Resort в Палм-Бич (штат Флорида) и знаменитым Greenbrian Resort в Западной Вирджинии, железнодорожные вокзалы и отели словно соревновались друг с другом в роскоши, даря пассажирам незабываемые впечатления. В Канаде железная дорога Canadian Pacific (CP) подарила своим пассажирам возможность не только лицезреть величественные Скалистые горы, но и останавливаться в отелях, построенных самой железной дорогой. И по сей день СР владеет крупнейшей в Канаде сетью гостиниц.

А потом появились автомобили. Первая гостиница для автомобилистов была построена калифорнийским архитектором Артуром Хайнеманом в 1925 г. в Сан-Луис Обиспо (штат Калифорния), в городке, расположенном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса - в те дни до этого места приходилось ехать почти целый день. Хайнеман спроектировал свою гостиницу таким образом, что гости могли подруливать прямо к дверям своих одноэтажных жилых или к примыкающим к ним гаражам. Всего таких строений было сорок, и они стояли вокруг внутреннего двора. Чтобы построить этот ансамбль, стилизованный под средневековую испанскую католическую миссию -с башенками, белой колоннадой и двориком, обсаженным деревьями, - было израсходовано $80000 (для тех времен огромная сумма).

Во время Депрессии 1930-х  годов многие владельцы городских  отелей не смогли выполнить свои обязательства  перед банками, надолго отбив  у них охоту ссужать деньги под строительство гостиниц. Поэтому  после окончания второй мировой  войны и даже в 1950-е и в начале 1960-х годов в городах США  строилось очень мало гостиниц. Сам Хилтон, вынашивающий свою идею сознания гостиничной сети, не строил новые гостиницы, а приобретал и перестраивал старые, вроде Stevens Hotel в Чикаго (сейчас это Chicago Hilton and Towers) и Plaza в Нью-Йорке.

С другой стороны, строительство  гостиниц на дорогах Америки в 40-е, 50-е и 60-е годы шло полным ходом. Американцы осваивали дороги, и гостиничный  бизнес начал подстраиваться под  эти нужды. Аналогичным образом  воздушный транспорт явился катализатором  развития и реконструкции городских  гостиниц и тех, которые строились  в районе аэропортов. В 1958 г. на линиях появился “Боинг-707”, позволивший значительно  сократить время трансконтинентальных и трансатлантических полетов. Деловые  люди и отпускники переключались  на этот транспорт, превратив его  в мощнейшую индустрию, развернувшуюся по всему миру.

Оживление экономики в 1950-е  годы позволило гражданам тратить  больше денег на путешествия и  туризм. С развитием железнодорожного, автодорожного (легковая машина и автобус) и воздушного транспорта общество становилось  более мобильным. Эта мобильность, в свою очередь, помогла трансформации  гостиничного дела из индустрии малых  предприятий, находящихся обычно в  частном владении и управлявшихся  на независимой основе, в современную  индустрию с разнообразными способами  владения и управления: франчайзинг, партнерство, аренда и управление по контракту.

С появлением в начале 70-х  годов на международных линиях “Боинга-747”  начался бум в международном  бизнесе и туризме, а вместе с  ним появилась нужда в расширении международных гостиничных компаний. В развивающихся странах был  большой спрос на американские отели  и их управленческий опыт - каждая хотела, чтобы в их столичных городах  были “фирменные” отели. Некоторые  фирменные отели принадлежали авиакомпаниям  или имели авиакомпании в качестве партнеров. В ряде случаев эта  ситуация сохранилась по сей день. В 1948 г. правительство США в поисках  путей подъема экономики в  странах Латинской Америки обратилось к нескольким гостиничным компаниям  с предложением начать строить свои филиалы в этих странах. В конце 50-х годов только одна Pan American Airways согласилась на это. Так у Pan Am появились дочерние предприятия, именуемые InterContinental Hotels, в Венесуэле, Бразилии, Уругвае, Чили, Колумбии, Мексике, Курасао, на Кубе и в Доминиканской Республике. К 1981 г. 85 таких отелей было разбросано почти по 50 странам. Потом Pan Am продала свою гостиничную сеть Saison Japanese Corporation, а та, в свою очередь, перепродала ее Grand Metropolitan. A в 1992 г. Pan Am после долгого и томительного падения с вершин успеха объявила о своем банкротстве и прекратила существование.

Конрад Хилтон тоже был  пионером освоения Соединенными Штатами  международного рынка гостиничных  услуг. В 1948 г. он подписал контракт на управление отелем Caribe Hilton в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Хилтон обошел все другие американские фирмы и получил контракт благодаря прежде всего тому, что только он смог ответить на письмо, написанное по-испански. К 1974 г. Hilton International управляла 61 отелем (23263 номера) в 31 стране за пределами США. В 1964 г. компания Hilton International отделилась от Hilton U.S., а в 1967 г. она была приобретена компанией Trans-World Air Lines (TWA). Сейчас Hilton International - собственность британской Ladbroke Group Plc.

Будущее гостиничной индустрии  связано с ее глобализацией.

Учитывая современные  тенденции в развитии международной  торговли и туризма, легко предугадать, в каком направлении будут  развиваться международные гостиничные  корпорации. Ожидается, что туристский поток в страны Тихоокеанского региона  будет увеличиваться в таких  же масштабах, что и за последние  годы. В связи с этим планируется  развитие курортных отелей в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Мексике. Существуют также предпосылки для  дальнейшего развития гостиничной  индустрии в странах Восточной  Европы, в России и других республиках, прежде входивших в состав Советского Союза.


Информация о работе История развития гостиничного бизнесса