История и основные этапы возникновения и развития туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
История развития туризма в России с древнейших времен
до 90-х гг. XIX в………………………………………………...............5
Развитие туризма в 1890-1917 гг………………………………………9
Туристско-экскурсионная работа в 1917-1930 гг……………………11
Туризм в СССР в 1930-1970…………………………………………..13
Советский туризм в 1970-1990 гг……………………………………..17
Переходный период в развитии туризма в России………………….19
Заключение……………………………………………………………..23
Список литературы............................................................................... 24

Работа содержит 1 файл

контрольная по социологии туризма.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

Возрождение туристского хозяйства началось с первых же послевоенных лет. В Сочи, Грузии, на Урале был произведён ремонт баз, на которых во время войны располагались военные организации. Уже в 1946 г. открылись новые, послевоенные базы в Калининской области и Эстонии, в 1947 г. – в Краснодарском крае, в 1948 г. – в Бахчисарае, Ленинградской области. С каждым годом росло число туристских учреждений. В это время широкое распространение получил спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм.

С целью  развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристские маршруты.

Во многих крупных городах создавались  бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными  транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).

С 1960-х  годов получил распространение  туристско-экскурсионный отдых в  выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все  виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.

Т.о., туристские путешествия организационно-централизованного  периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Развитием плановых туристских путешествий занимался  Центральный совет по туризму  и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относились к местным.

В 1960-е  годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты. Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым. Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристских приютах. 

Наряду  с плановым туризмом развитие получил  самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.

Также существовали маршруты с активными  способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные, велосипедные, конные.

Кроме восстановления разрушенного войной туристского  хозяйства, развития различных видов  туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

  • создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
  • лимитирование внешнего (выездного) туризма.
 

Советский туризм в 1970-1990 гг. 

Развитие  туризма в этот период происходило  в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм  использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого  времени начали внедряться новые  формы отдыха: некоторые турбазы  стали принимать родителей с  детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Центральный совет по туризму и экскурсиям (так он стал называться с 1969 г.) открыл Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников и Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, которое выпускало методическую литературу по туризму и экскурсионному делу. Огромное внимание обращалось на благоустройство действующих туристских гостиниц, баз, кемпингов.

Туристско-экскурсионное  дело превратилось в крупную отрасль  обслуживания населения, прочно вошло  в быт советских людей. Получили развитие маршруты для родителей с детьми, организовывались транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

В октябре 1980 г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.

В перспективных  планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

Важным  направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов  было исследование и изучение туристско-экскурсионных  возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая  база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные  комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами административно-нормативного периода являются:

развитие  туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

создание  крупных и комфортабельных гостиничных  комплексов;

создание  научной основы изучения туризма. 

Переходный  период в развитии туризма (с 1990 г.) 

Этот  период развития российского туризма  характеризуется переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка  в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

  • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
  • формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
  • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.);
  • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
 

Формирование  российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

распад  предприятий старого типа (экскурсионных  бюро, бюро путешествий);

создание  новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или  турагентами;

модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.  

На первом этапе развития рынка разрабатывались  в основном выездные туры. Многолетний  дефицит выездного туризма в  СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).  

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых  в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный  и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.  

Выездной  характер российского туризма был  обусловлен следующими причинами:

  • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
  • упрощение порядка выезда;
  • расширение внешних деловых контактов;
  • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
  • доступность цен на выездные туры;
  • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
 

Развитию  туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в  России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее  приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные  направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и  внутреннего туризма:

  • нестабильность внутренней политики;
  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
 

Однако  в последние годы наблюдается  тенденция улучшения развития туризма  в России: увеличивается  поток  желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные  отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и  зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История и основные этапы возникновения и развития туризма в России