Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является исследование рекреационного потенциала Новоорского района Оренбургской области и разработка рекомендаций по совершенствованию его использования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и содержание речного туризма;
показать особенности снаряжения в речном туризме;
рассмотреть основы безопасности речного туризма;
изучить характеристику Новоорского района;
проанализировать исторические природные объекты территории;
проанализировать растительный и животный мир района;
Парусный спорт, а позже туризм появился в странах, где географическое положение способствовало развитию этого вида активного отдыха. В России парусный речной туризм развит слабо в силу отсутствия большого количества степных рек пригодных для занятия этим видом туризма.
В
последние годы у нас в России, да и в других
странах наблюдается рост популярности
речного туризма. Развитию речного туризма
способствуют следующие факторы: только
в нашей стране существует более 40 тысяч
рек длиной более 10 км, поэтому каждая
туристская группа может выбирать водный
маршрут в соответствии со своими интересами
и туристской квалификацией; в свободной
продаже появились относительно недорогие
туристские суда различных типов и конструкций;
широко распространено самодеятельное
конструирование и изготовление водного
туристского снаряжения; на рынке туристских
услуг присутствуют фирмы, специализирующиеся
в сфере речного туризма; выпущено достаточное
количество специальной литературы по
водному туризму и разработано много маршрутов
различной категории сложности; происходит
дальнейшее развитие транспортной системы,
обеспечивающей подвоз и заброску туристов
со снаряжением к началу речных маршрутов.
[1]
1.2
Снаряжение для
речного туризма
Для занятия речным туризмом используются различные виды судов: сплавной катамаран, байдарка, каяк, каноэ, рафт.
Сплавной катамаран – небольшое, разборное судно, используемое в речном туризме, состоящее из двух надувных корпусов, соединённых каркасом (рамой), как правило, изготовленным из дерева или металла (преимущественно дюралюминий). Наиболее распространены двух- и четырёхместные катамараны. Реже встречаются шести- и восьмиместные версии. Основное назначение сплавного катамарана – сплав по бурным, порожистым рекам.
Байдарка – маломерное лёгкое запалубленное судно, приводимое в движение, главным образом, мускульной силой человека. В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.
Конструкционных
различий между каяком и байдаркой
не существует, однако в русском
языке устоялось слово «
Главные различия каяка и каноэ заключаются в посадке гребца (на каноэ гребут стоя на колене), способе гребли (на каяке гребут двухлопастным веслом, а на каноэ – одной лопастью), разная ширина лодки (у каноэ шире) и форма «очка» (посадочного места).
В переводе с английского raft – это плот. По сути дела, рафт представляет собой большую надувную лодку, только более подготовленную для водного похода. Изначально под словом рафт подразумевался надувной спасательный плот. Ещё в конце 90-х годов в Карелии можно было увидеть людей, катающихся на пороге на таком рафте.
Однако для сплавов по рекам такая конструкция (форма круглая или в виде правильного многоугольника) не была предназначена. После внесения соответствующих изменений рафт вытянулся и получил определённую степень манёвренности. Кроме этого, на бортах такого рафта можно было сидеть гребцам, что сделало его полноценным маломерным судном. Дальнейшие изменения коснулись придания рафту жёсткости, поднятию носовой части для улучшения манёвренности и проходимости поверх камней и брёвен, а также прочим улучшениям, например, крепление для ноги на днище рафта, появление так называемых банок – надувных поперечных вставок, за которые в случае опасности можно было ухватиться.
Большее значение в речном туризме имеет экипировка. Каждый путешественник должен надеть индивидуальные средства защиты: спасательный жилет и шлем. Это тот минимум, который обязана предоставить турфирма (организатор сплава) туристам. Даже имеет смысл задуматься и о дополнительной экипировке. Для ледяной воды горных рек может пригодиться гидрокостюм, удобная обувь – специальные ботинки на ребристой резиновой подошве.
Важнейшим фактором в выборе одежды для сплава является быстрое высыхание на воздухе и хорошие теплоизоляционные качества. Начинать следует со спасательного жилета, так как он необходим в обязательном порядке. Важно чтобы жилет плотно сидел на теле, не мешал грести. Нужно помнить – никакой жилет не заменит умение плавать.
Близость камней в сочетании со скоростью потока, до лопасти весел, иногда оказываются в непосредственной близости от головы – это далеко не все причины, для того чтобы надеть на голову защитный шлем.
Дальнейшая экипировка зависит от условий сплава. На горных реках необходим неопреновый гидрокостюм, брызговая куртка, неопреновая обувь и защитные брюки с накладками на коленях, бедрах и голени.
Самый распространенный вариант гидрокостюма – полукомбинезон без рукавов с глубокой проймой и молнией на груди. Коленные и бедренные накладки важные при сплаве в каяке. Костюм выбирают строго по размеру, в мокром состоянии он немного растягивается, а полостей между телом и неопреном быть не должно. Брызговая куртка одевается поверх неопренового костюма и защищает от брызг руки и плечи.
Большое
значение для успешного сплава имеет
упаковка снаряжения. Для одежды удобны
так называемые драйбэг – герметично
закрываемые мягкие мешки, снабженные
ручками для переноски или
рюкзачными лямками. Используют и жесткие
полиэтиленовые бочки с герметичной крышкой.
[2]
1.3
Основы безопасности
речного туризма
Одним из важнейших элементов речного туризма является безопасность на воде. Речной туризм является экстремальным видом туризма, соответственно может быть опасен для здоровья. Само понятие безопасность речного туризма, является одной из самых важнейших составляющих.
Решаясь
на преодоление препятствий
Обеспечение безопасности на маршруте требует, кроме индивидуального овладения техническими приемами водного сплава, также серьезного осознанного психологического настроя, группового мышления и действий на маршруте, тщательного выбора личных и групповых средств безопасности. Главное же – умение все это применить на практике в экстремальных условиях.
Для
выхода из аварийной ситуации с наименьшими
потерями каждый член группы, экипаж, а
при необходимости и вся
Каждый без исключения участник сплава должен быть психологически и технически готов к перевороту, владеть способами возврата средства сплава в рабочее состояние (на киль), уметь без паники (исчерпав все возможности работы в посадке) покинуть средство сплава и самостоятельно или с помощью группы выбраться на берег.
Каждый участник сплава и группа в целом должны знать и практически уметь преодолевать аварийные ситуации. Умение совместными действиями обеспечить безопасность новичкам.
Сложные препятствия преодолеваются на разгруженных плавательных средствах после осмотра и организации страховки. Каяк ставится на киль за секунды, катамаран за 10-30 секунд в зависимости от характера реки и положения членов экипажа.
Переворот байдарки или катамарана не считается аварией, пока экипаж самостоятельно справляется и самостоятельно выходит из возникшей ситуации.
Важнейшую роль при возврате плавательного средства “на киль” играет посадка. Посадка должна обеспечивать надежное крепление спортсмена к средству сплава и быстрый выход из нее при необходимости.
Для прохождения сложных маршрутов, необходимо оборудовать плавательное средство для каждого участника индивидуально с применением всего технического арсенала. При расклинивании между средством сплава и препятствием, при зависании в посадке под водой с потерей сознания могут погибнуть люди. Оптимально было бы создать такую посадку, из которой бы потерявшего сознание гребца вымывало, но не выбрасывало активно работающего. Ведь отловить плывущего отдельно от плавательного средства, даже потерявшего сознание, человека намного легче, чем находящегося под плавательным средством, подверженного ударам по донным камням и часто невидимого под водой.
В зависимости от опыта, технической подготовки, уверенности в себе и своем плавательном средстве, психологического настроя, каждый спортсмен должен лично регулировать жесткость своей посадки.
Для обеспечения безопасности в речном туризме в обязательном порядке необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях. Обязательное наличие у каждого члена экипажа индивидуальные средства защиты: спасательные жилеты, защитные шлемы, ремни безопасности, комплект для оказания первой помощи и спасательные сумки. Одежда и обувь должны быть удобными. [3]
Таким образом, в первой главе было изучено понятие речного туризма, показаны особенности снаряжения, также были рассмотрены основы безопасности в речном туризме. Речной туризм – это захватывающие приключения, выброс эмоций, победа над водной стихией, и в какой-то степени над собой, это сплочение участников похода в команду единомышленников, но это никак не развлекательный аттракцион на воде. Здесь есть свои четкие правила, которые необходимо неукоснительно выполнять. Только в этом случае речной туризм станет безопасным, увлекательным отдыхом и, несомненно, будет приносить огромное удовольствие.
2
Анализ рекреационного
потенциала Новоорского
района
2.1
Общая характеристика
района
Новоорский район образован в 1935 году. Площадь района составляет 3578 кв. км. Административный центр – поселок Новоорск. Расстояние до областного центра – 320 км. Численность населения – 33,8 тыс. человек. Численность трудовых ресурсов – 19,5 тыс. человек, что составляет 57,6 % от общей численности населения. В районе 23 населенных пункта.
Район граничит: на западе – с Гайским, на севере – с Кваркенским, на северо-востоке – с Адамовским, на юге – с Ясненским и Домбаровским районами области, на юго-западе граничит с городом Орском.
Новоорский район полностью лежит на левобережье Урала, причем долина реки от Энергетика до Орска служит его западной границей. Северная граница проходит по нижнему течению реки Суундук и Суундукскому заливу Ириклинского водохранилища; южная граница – близ широтного отрезка нижнего течения реки Орь.
Территория Новоорского района целиком лежит в зоне Магнитогорского прогиба. Однако геологическое строение его неоднородно. Вдоль восточной границы района проходит Акжарско-Джусинский грабен, который заполнен отложениями известняков и мраморов карбона. К западу от грабена широкой полосой через весь район залегают вулканогенно-осадочные породы среднего девона. В этой же полосе на правобережье Кумака к востоку от Новоорска расположена крупная интрузия гранитов. В геологическом строении западной части района между Суундукским заливом и рекой Кумак преобладают отложения карбона. Орь-Кумакское междуречье сложено юрскими и неогеновыми породами.
В рельефе района выделяется плоско-равнинная юго-западная часть, расположенная в пределах Орской впадины. Западная и северная части района представляют собой плакорно-увалистую равнину Зауральского пенеплена. Холмистый характер рельеф имеет только на правобережье Кумака в бассейне Караганки.
В ландшафтном отношении район относится к типично-степной и южно-степной подзонам Оренбургского Зауралья. Граница между ними проходит по реке Кумак. К северу от Кумака преобладают типчаково-ковыльные степи на южных черноземах, а к югу – типчаково-тырсовые песчаные и полынно-типчаково-ковыльные степи на темно-каштановых почвах. Распаханность района составляет 36%.
Информация о работе Исследование рекреационного потенциала Новоорского района Оренбургской области