Художественные выставки и выставочная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

В отечественном музееведении отсутствует единое понимание ключевого понятия экспозиционной работы – «экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). А.И. Михайловская в 1964 г. определяла экспозицию как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». В словаре «Музейные термины» 1986 г. говорится, что экспозиция – это «часть музейного собрания, выставленная для обозрения».

Содержание

1. Основные понятия: экспозиция, выставка, экспонат и др., их характеристики.
2. Выставочная деятельность.
2.1. Значение выставочной деятельности.
2.2. Методы выставочной деятельности.
3. Художественные выставки
3.1. Первые выставки, отечественные и зарубежные художественные выставки.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реф_1.ср.музееведение.docx

— 30.92 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования Украины

ГУ «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко» 

Кафедра туризма  и 

гостиничного  хозяйства 
 
 
 
 

Реферат

По  курсу: «Основы музееведения»

На  тему: «Художественные выставки и выставочная деятельность» 
 
 

Подготовила

Студентка 3 курса

Специальности «Туризм»

Группы «Б»

Аврамова  Э.В. 
 
 

Луганск

2011г.

Содержание

1. Основные  понятия: экспозиция, выставка, экспонат  и др., их характеристики.

2. Выставочная  деятельность.

  2.1. Значение  выставочной деятельности.

  2.2. Методы  выставочной деятельности.

3. Художественные  выставки

  3.1. Первые выставки, отечественные и зарубежные художественные выставки.

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия:  экспозиция, выставка, экспонат и др., их характеристики.

Результаты  научно-исследовательской работы музеев находят отражение, прежде всего, в  работе с музейным собранием, в экспозиционной (выставочной) работе.

В отечественном  музееведении отсутствует единое понимание  ключевого понятия экспозиционной работы – «экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). А.И. Михайловская в 1964 г. определяла экспозицию как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». В словаре «Музейные термины» 1986 г. говорится, что экспозиция – это «часть музейного собрания, выставленная для обозрения».

Данные определения  не вполне удовлетворительны, т.к. в  этом случае обозначить разницу между  «выставкой», «экспозицией» (формами  экспозиционной работы, нацеленными  на создание особого образа, музейной среды) и, скажем, хранением на открытом доступе, позволяющем обозревать собранные  музеем предметы и коллекции так, как они хранятся в фондах, практически  невозможно.

А.М. Разгон в своем учебнике «Музееведение. Музеи исторического профиля» дает следующее определение «экспозиции»: «Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений».

Это определение, также не указывает специфику  собственно экспозиционной работы по сравнению с другими формами  работы с посетителем. Эта специфика  как раз проявляется в создании специфической музейной среды, в  которую включается затем и посетитель, становящийся как бы участником тех процессов, которые отражает экспозиция.

Наиболее  полным представляется определение  А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов».

Экспозиции  по времени существования могут  быть постоянными и временными. Временные  экспозиции называют выставками.

Выставки  могут быть:

  • стационарными, не рассчитанными на перемещение с места на место
  • передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея.

По задачам  своей организации экспозиции делятся  на:

  • тематические (раскрывают какой-то сюжет);
  • фондовые (представляют предметы, обычно хранящиеся в запасниках (фондах) и редко демонстрируемые публике);
  • отчетные (рассказывают об итогах какого-то направления работы музея (комплектования, реставрации и т.д.).

Экспозиции  состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования.

Выделяют  несколько типов экспозиционных комплексов:

  • тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы);
  • жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы,
  • типовые – мемориальные, коллекционные.

Иногда к  экспозиционным комплексам относят  весь демонстрационный зал, созданный  по единому проекту и имеющий  свой неповторимый стиль

Участники экспозиционной работы называются экспозиционерами. Экспозиционер – научный сотрудник музея, задействованный в процессе создания экспозиции (иногда в число экспозиционеров включают и штатного художника).

Музейные  предметы в процессе экспозиционной (выставочной) работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя.

Под экспонатами подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (копии, воспроизведения, схемы, карты и т.д.). Для большинства отечественных музееведов понятия «экспонат» и «экспозиционный материал» – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и разводит понятия «экспонаты» и «экспозиционный материал». 
 
 
 

2. Выставочная деятельность.

2.1. Значение выставочной  деятельности.

Выставочная деятельность музея – одно из основных направлений музейной деятельности, отвечающее за создание выставок. Она включает:

1) проектирование  выставки:

  • научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания;
  • художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений;
  • техническое и рабочее проектирование – монтаж выставки;

2) демонтаж  выставки;

3) реэкспозицию (обновление старой выставки без полного демонтажа).

Выставочная деятельность является оперативной  формой участия музея в современной  жизни, выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей.

Музейная  выставка – это наиболее динамичная форма экспозиционной деятельности, способствующая на разных этапах музейной жизни возникновению, развитию и  совершенствованию основной (стационарной) экспозиции музея (а при определенных обстоятельствах способная выполнять  ее прямые функции).

В настоящее  время выставочная деятельность становится одним из самых эффективных  методов популяризации искусства, максимально доступным для широкой  публики.

Существуют  две основные формы проведения выставок:

  • внутри музея
  • передвижные

Это определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств.

Основные  требования к выставочным  залам:

- близость  к вестибюлю, возможность беспрепятственного  изолированного доступа (без прохождения  через другие помещения);

- нейтральность  пространственного и художественного  решений;

- возможность  легкой и быстрой трансформации.

При залах  целесообразно предусматривать  помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря, проектировать  в фондохранилищах специальное помещение для передвижных выставок, максимально приближенное к служебному входу.

2.2. Методы выставочной  деятельности.

Порядок группировки  и организации выставочного материала определяет метод построения музейной выставки. Методы построения выставки развиваются с музейным делом.

Первым по времени появления методом построения выставок можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические выставки, т.е. выставки, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства.

Основная  структура систематической выставки – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод выставки применяется в естественно-научных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. Такой принцип организации выставки предпочитают академические музеи. Уместен он и в учебных музеях, если педагогические методики нацелены на освоение систематизации и классификации какой-то дисциплины. Систематическая выставка позволяет представить эту классификацию наглядно.

Возможны  систематические выставки и в других профильных группах музеев. Из исторических музеев чаще всего систематический метод используется при создании выставок по археологии: такая выставка позволяет проследить преемственность традиций и появление новаций при изготовлении предметов и орудий, увидеть эволюцию технических приемов и т.д.

Систематические выставки формируются и в художественных музеях: произведения искусства классифицируются по периодам, по странам, по направлениям, по школам. Внутри школы работы каждого автора, как правило, выставляются рядом, что позволяет проследить формирование авторской манеры, совершенствование профессиональной техники, изменения авторского стиля и т.д.

Ландшафтный метод, в результате которого появляется ландшафтная выставка, чаще применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой выставки воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса.

Характерная черта ландшафтной выставки – использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т.п.

Гораздо чаще в музеях исторического или комплексного профиля (с наличием исторических отделов) используются ансамблевый и тематический методы построения выставок.

Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду.

Основная  структурная единица ансамблевой  выставки – «жизненный» экспозиционный комплекс: интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению реально существовавших между ними связей.

Тематический  метод. Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая выставка строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой выставки должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д. – «ударный экспонат», «маяк», как его называли в практике советского музееведения. Остальные предметы формируются вокруг него с целью сопоставления, взаимного документирования.

Современный музей многолик и постоянно обновляем, что предопределяет многообразие способов работы с посетителем, в том числе  и методов построения музейных выставок. Указанные четыре метода характеризуют скорее «классические» музеи. Эти методы создают стационарную выставку, похожую на стоп-кадр. Даже передвижная выставка, выстроенная таким образом, все равно существует стационарно, воспроизводя один и тот же образ, где бы она ни пребывала.

Информация о работе Художественные выставки и выставочная деятельность