Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:56, доклад
Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.
Во-первых, это отраслевые отделы, осуществляющие непосредственную деятельность по вопросам отрасли туризма. К ним
17
относятся отделы туризма, санаторно-курортные отделы, отделы организации гостиничной деятельности.
Во-вторых, функциональные отделы, выполняющие
специальные функции, не связанные
с определенной отраслью туризма. Следует
назвать рекламно-
В департаментах (комитетах) по туризму учитывается направленность туризма в отдельном субъекте РФ. Таким образом, отраслевая направленность органов различных субъектов не совпадает. Кроме того, следует сказать, что в некоторых субъектах РФ структурные подразделения со специальной компетенцией в сфере туризма входят в состав органа исполнительной власти, выполняющего более общие функции, например, функции экономического развития.
Следует сказать, что сложившаяся
структура органов специальной
компетенции в сфере туризма
могла бы себя оправдать, однако, в
отсутствие четкой федеральной политики
в сфере туризма, эти органы не
занимают лидирующего положения
в структуре социально-
Наиважнейшей проблемой в
Государственное управление, осуществляемое органами специальной компетенции субъектов РФ в сфере туризма, в конечном итоге выражается в постановлениях (указах) глав исполнительной власти субъектов РФ и нормативных приказах руководителей этих органов. Туризм, как комплексная сфера экономики требует к себе и комплексного подхода со
18
стороны органов государственного управления. С этой точки зрения, автор обосновывает необходимость выделять в структуре органов управления туризмом подразделения, разрабатывающие стратегию развития туризма в субъекте РФ, опираясь не только на сложившуюся практику, но и на развитие новых видов туризма.
Сложившаяся структура управления туризмом отражает лишь экономическую сторону отрасли. Ни в одном субъекте РФ структура специального органа по управлению туризмом не содержит отдела по социальным вопросам, что в принципе можно оправдать отсутствием федерального законодательства. Однако, часть проблем можно было бы решить на уровне субъектов РФ.
Еще одной проблемой является отсутствие
(или недостаточное количество) в
аппарате управления туризмом профессионалов
в исследуемой сфере. Подход у
органа управления, состоящего из специалистов
общей компетенции, к управляемой
специфичной сфере будет тоже
самым общим. Эта проблема напрямую
связана с подготовкой
На основе проведенного исследования диссертантом формулируются предложения по усовершенствованию организации государственного управления туризмом в субъектах Российской Федерации.
Третий параграф «Деятельность органов местного самоуправления по реализации функций государственного управления в сфере управления туризмом». Автор отмечает, что туризм непосредственно проявляет свое положительное и отрицательное влияние на конкретные территории, а значит требует внимания со стороны органов местного самоуправления. Деятельность каждой населенной территории должна быть управляемой на месте, так как только на месте можно определить потребности населения, решить конкретные вопросы, принять необходимые экстренные меры.
19
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Современное законодательство позволяет выделить следующие признаки местного самоуправления:
1. это форма осуществления власти;
2. обеспечивает решение вопросов местного значения;
3. самостоятельность и ответственность населения при принятии решений;
4. учет исторических и иных местных традиций;
5. пределы местного самоуправления установлены Конституцией РФ, федеральными законами, а так же законами субъектов РФ.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере туризма можно условно разделить на две группы:
1. полномочия по решению
2. отдельные государственные полномочия.
Особенность местного управления туризмом заключается в том, что на него непосредственно ложатся такие функции, как реализация региональных программ (целевое использование выделенных денежных средств и составление отчетов о реализации программ для органов власти субъектов РФ), прямое взаимодействие с субъектами предпринимательской деятельности.
Положениями об управлениях по туризму закрепляются такие функции как:
- разработка нормативно-
20
- разработка прогнозов,
- ведение реестра субъектов,
предоставляющих услуги в
- продвижение территориального образования
на рынке туристских
услуг.
С учетом проведенного исследования,
автором обоснован вывод о
необходимости закрепления
Третья глава работы «
Первый параграф «Особенности административно-правового
Рассматривая целевой блок субъектов-организаций,
автор сопоставляет такие понятия,
как «санаторно-курортное
Административно-правовой статус включает
в себя вопросы создания, реорганизации
и ликвидации организаций. Это связано
с тем, что момент возникновения,
изменения и прекращения
Диссертант при проведении исследования
пришел к выводу, что современные
предприятия санаторно-
21
Переход государственной собственности в частную осуществлялся путем приватизации имущественных комплексов санаториев.
Автор обосновывает необходимость
нормативного закрепления статуса
организаций, предоставляющих санаторно-
Во втором параграфе «Государственное регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере туризма»автор, при рассмотрении субъектов малого предпринимательства, берет за основ}' два критерия: налоговый и государственную поддержку. Негативным фактором является выделение различных отличительных признаков для субъектов малого предпринимательства в трудовом, налоговом, и других отраслях права. Такое несоответствие приводит к конкурированию норм, соперничеству уполномоченных государством органов, а в итоге малое предпринимательство в Российской Федерации не развивается.
Проводя системный анализ, диссертант
пришел к выводу о необходимости
унифицировать законодательство относительно
субъектов малого предпринимательства,
в том числе и индивидуальных
предпринимателей, определить признаки
индивидуального
В заключении сформулированы выводы и рекомендации, имеющие как теоретико-методологическое значение для последующего исследования проблем правового регулирования туризма, так и практические предложения по совершенствованию государственного управления в сфере туризма.
1. Калинина Л.Е. Принципы
2. Калинина Л.Е. История развития туризма: административно-правовые вопросы // Культурная жизнь юга России, 2007. №°2 . - 0,5 п.л.Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
3. Калинина Л.Е. Организационно-правовые формы управления сферой туризма (на уровне Российской Федерации и Краснодарского края) // Приоритеты экономического развития России: Материалы второй межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2005. - 0,4 п.л.
4. Калинина Л.Е. Туристская деятельность
в Краснодарском крае: административно-правовой
аспект // Приоритеты социально-экономического
развития юга России: работы молодых ученых
Южного института менеджмента. Краснодар:
Южный институт менеджмента, 2006.-0,3 п.л.
Информация о работе Государственное регулирование в сфере туризма