Государственное и региональное регулирование сферы туризма в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Современная политическая и социально-экономическая обстановка в России, характеризуемая стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, ежегодным ростом внутреннего валового продукта, сопровождающимся ростом реальных доходов населения, создают благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Важная роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Государственное и региональное регулирование сферы туризма в РФ………4
2 Направления деятельности государства в области развития туризма………..11
3 Структура управления туризмом на федеральном и региональном уровнях..13
Список использованной литературы…………………………………..................14

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ по регионалке.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Государственное  и региональное регулирование сферы туризма в РФ………4

2 Направления  деятельности государства в области  развития туризма………..11

3 Структура управления туризмом на федеральном и региональном уровнях..13

Список  использованной литературы…………………………………..................14

 

Введение

     Современная политическая и социально-экономическая  обстановка в России, характеризуемая  стабильностью, отсутствием ярко выраженных социальных конфликтов, ежегодным ростом внутреннего валового продукта, сопровождающимся ростом реальных доходов населения, создают благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Важная роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, на федеральном уровне в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный закон) констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства.

       В целом в Российской Федерации и в ряде ее субъектов туризм позиционируется как отрасль (сектор) экономики, играющая важную роль в социально-экономическом развитии, что предопределяет деятельное участие государства в воздействии на данную сферу. Вместе с тем специалисты единодушно отмечают, что богатейший туристский потенциал страны используется недостаточно эффективно и туристская деятельность не приносит того результата, который можно было ожидать и который планировался в разрабатываемых и реализуемых в последнее десятилетие федеральных и региональных программах развития туризма.

     Необходимость усиления воздействия государства  на сферу туризма в настоящее  время обусловлена обострением конкурентной борьбы как на международном, так и на внутреннем рынках туристских услуг. При этом внутренняя конкуренция обостряется между субъектами Федерации, имеющими в качестве приоритетных одни и те же виды туризма.

 

      1 Государственное и региональное регулирование сферы туризма в РФ 

     Государство воздействует на сферу туризма посредством  государственного регулирования. В  связи с этим совершенствование  государственного регулирования в  Российской Федерации в целом  и в ее субъектах следует считать  важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение заданных показателей. 
Основными направлениями государственного регулирования являются развитие теории государственного регулирования применительно к сфере туризма и разработка методических положений и рекомендаций, обеспечивающих достижение целей государственного регулирования. 
Развитие теории государственного регулирования должно включать уточнение понятийно-категориального аппарата и научное обоснование системы и механизма государственного регулирования. К основным понятиям следует отнести само государственное регулирование, его формы и методы. 
Существуют разные подходы к определению сущности государственного регулирования. Вот один из них: «государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране». Вместе с тем в одном из экономических словарей регулирование трактуется как «функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров».

     Государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти региона по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.

     В государственном регулировании  туризма выделяют два уровня –  федеральный и региональный (уровень  субъекта Федерации). И на первом, и  на втором уровнях используются различные  формы и методы регулирования. При  этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.

     Рассматривая  форму как внешнее выражение  содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти, представлена в таблице 1.

Таблица 1 Основные формы государственного регулирования туризма и их сущность

     Правотворчество следует рассматривать как более  широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из «Федерального закона, принимаемых в соответствии с  ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации».

     Поддержка субъектов сферы туризма со стороны  органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – косвенной поддержкой. 
Методы государственного регулирования туризма достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме. Поскольку регулирование является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.

     В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть профильные комитеты, как, например, в Москве и Московской области, или структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

     Структура органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере туризма должна оптимально соответствовать объему и характеру решаемых этим органом задач. В его составе могут быть несколько отделов, например, отдел маркетинга, отдел планирования и организации туристской деятельности, отдел развития туристской деятельности, общий отдел, а также бухгалтерский отдел. 
Система государственного регулирования туризма наряду с органом исполнительной власти в сфере туризма, являющимся субъектом регулирования, включает объекты и средства регулирования. Практическое воздействие государства на сферу туризма осуществляется через механизм государственного регулирования, базой которого является система, рассмотренная выше. Основными элементами этого механизма являются субъекты регулирования – органы государственной власти (законодательные и исполнительные) субъектов Федерации, объекты регулирования, а также формы, методы и средства регулирования (рисунок 1).

Рис. 1. Структура механизма государственного регулирования туризма субъектов  Федерации

     Регулирование направлено как на объекты внутренней среды, так и на объекты внешней среды. Под внутренней средой следует понимать сферу туризма региона, которая связана с приемом туристов и оказанием туристических услуг местному населению, решившим совершить путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда дестинации, муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и население.

     Каждый  из перечисленных объектов имеет  свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они в совокупности определяют уровень развития туризма в регионе и его привлекательность для туристов. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.

     Для этих целей необходимо разработать  методику определения приоритетных направлений регулирования туризма, которая в общем виде должна включать следующие мероприятия и действия:

    • определение проблемных объектов регулирования;
    • определение потребностей в средствах и мерах, необходимых для улучшения ситуации;
    • выбор целесообразных форм регулирования;
    • выбор методов и средств регулирования;
    • непосредственное регулирование воздействия на проблемные объекты;
    • контроль действенности проведенного регулирования.

     Воздействие на объекты внешней среды носит  более ограниченный характер и осуществляется с использованием небольшого числа  методов, но имеет не менее важное значение для туристской сферы региона, чем регулирование объектов внутренней среды, поскольку именно по его результатам формируются туристские потоки в регион. Главной целью регулирования объектов внешней среды является стимулирование населения (потенциальных туристов) в посещении именно своего региона. Для этого в регионе проводятся выставки и презентации разработанных туристских продуктов за пределами своего региона, приглашаются на собственные выставки и презентации, а также в рекламные туры туроператоры, представители негосударственных организаций сферы туризма, руководители и специалисты органов власти других субъектов Федерации и зарубежных стран. Разработанная рекламная продукция должна распространяться через представительства российских организаций за рубежом, а также целесообразно оборудовать рекламные стенды с информацией о достопримечательностях дестинации и предлагаемых турах в местах большого скопления людей, таких как аэропорты, железнодорожные и морские вокзалы, и других объектах. 
В целом развитие теории государственного регулирования туризма и разработка методических положений по его организации и осуществлению должно оказать положительное влияние на туристскую деятельность, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах.

     Государственная политика на региональном уровне направлена на содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий  для ее развития, поддержание приоритетных направлений, формирование представления  о регионе как благоприятном  для развития туризма, осуществление поддержки и защиты туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

     В рекомендациях ВТО отмечаются следующие  основополагающие функции государственной  политики: маркетинг, координация туристской деятельности и развития, планирование, правовые вопросы и финансирование.

     Целями  государственного регулирования согласно Федеральному закону “Об основах  туристской деятельности” является охрана окружающей среды, развитие туристской индустрии, создание новых рабочих  мест, создание условий для их деятельности.

     Одной из главных задач государственного регулирования в сфере туризма  является создание единой методической основы федеральной системы лицензирования, сертификации, контроля за функционированием  туристских предприятий.

     Методы:

    • Создание нормативно-правовых актов.
    • Содействие в продвижении туристского продукта.
    • Определение приоритетных мероприятий по маркетингу и рекламе туристских регионов в целях повышения их привлекательности.
    • Защита прав и интересов туристов.
    • Лицензирование, стандартизация и сертификация.
    • Установление правил землепользования и охраны окружающей среды, контроль за их соблюдением.
    • Прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию целевых программ.
    • Создание благоприятных условий для инвестиций.
    • Налоговое и таможенное регулирование.
    • Предоставление льготных кредитов и таможенных льгот.
    • Содействие кадровому обеспечению.
    • Развитие научных исследований в сфере туризма.
    • Обеспечение картографической продукцией.
    • Обеспечение доступа к туристскому региону, охрана достопримечательностей.

     Региональная политика, с одной стороны, представляет механизм реализации государственной политики, с другой, – выступает как самостоятельная область деятельности. 
 

Информация о работе Государственное и региональное регулирование сферы туризма в РФ