Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 11:56, контрольная работа
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ГОРАХ.
ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ТУРИЗМА В КИРГИЗИИ
Две недели многочисленные спасательные команды прочесывали районы предполагаемой катастрофы. Но все поиски оказались тщетными. И вдруг 21 декабря по радио прозвучало радостное сообщение. Накануне вблизи деревни Эльс-Дурасио пастух Сержио Каталоне заметил на перевале фигуры людей, которые медленно ползли по снегу, то поднимаясь, то снова падая. Он бросился им навстречу и ужаснулся, увидев двух оборванных, обмороженных юношей, еле живых от голода и лишений. Это были Роберто Канесса и Фернандо Паррадо двое из команды исчезнувшего самолета. Вскоре спасательные вертолеты обнаружили останки самолета и 14 измученных, но живых студентов.
Что же произошло?
Заправившись горючим в аргентинском аэропорту Мендоса, самолет взял курс на Анды. Погода резко ухудшилась. Воздушные вихри швыряли машину, то и дело терявшую управление. На высоте 4500 м. пробиваясь сквозь густую облачность, самолет зацепил скалу и рухнул вниз. Самолет буквально развалился на куски. Из экипажа остался в живых лишь один бортмеханик, при ударе погибли все находившиеся в хвостовой части машины.
После первой ночевки умерло еще трое. В живых оставались 37 из 45 человек. Но судьба продолжала преследовать несчастных. Снежная лавина, сорвавшаяся с вершины, погребла еще восьмерых. И все же ребята не сдавались. Они собрали из обломков отсеков все имеющиеся продукты и медикаменты, ободрав обшивку кресел, сшили одеяла. Разыскав более или менее уцелевшую часть фюзеляжа, оборудовали его под жилье. Воду добывали с помощью резиновых камер от мячей, набивая их снегом и разогревая на солнце. Не терять надежду на спасение помогла им радиостанция, собранная умельцами из остатков самолетной рации и случайно сохранившегося аккумулятора.
Отчаяние пришло, когда из радиосообщений они узнали, что поиски прекращены. Положение становилось безвыходным. Тем более, что запас продовольствия таял на глазах. Они долго и мучительно совещались, прежде чем решили использовать для поддержания сил тела погибших. Это было ужасно, но другого выхода не было. Не выдержав испытаний, один за другим ушли из жизни еще 10 человек. И тогда капитан команды Р. Канесса решился. Захватив карту, надев кеды, обернутые пластиком, одевшись потеплее, взяв запас пищи, Канесса вместе с Паррадо и Тентеном двинулись в путь. Но Тентен сорвался в пропасть, и, когда его с большим трудом удалось извлечь, он был вынужден вернуться. Наедине с Андами остались двое. Они все шли и шли на запад. Вершина сменялась вершиной, перевал - перевалом. И вдруг, перевалив через очередную гору, они увидели человека. Это был пастух Каталоне. А вскоре спасательные вертолеты обнаружили останки самолета и четырнадцать фигурок, радостно размахивающих руками.
Когда
дома на исповеди они
рассказали, какой ценой
им досталось спасение,
священник, отпускавший
им грехи, сказал: «Церковь
не считает, что вы согрешили,
поедая тела погибших,
ибо в заповедях Христовых
ничего не сказано о
том, что нельзя есть
мертвых. Это как переливание
крови из одного тела
в другое».
Автономное существование в горах всегда суровое испытание. Оказавшись в условиях автономного существования в результате чрезвычайной ситуации, необходимо в первую очередь подобрать место для временного лагеря, безопасное от лавин и камнепадов, и принять все меры для защиты от ветра и холода. Прежде чем решить, как действовать дальше, необходимо разжечь костер, приготовить горячую пищу и питье, успокоиться, не предпринимать никаких поспешных действий. Наиболее разумным будет оставаться на месте до прихода помощи.
ПЕРЕХОД
В ГОРАХ УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА
В ГОРАХ
Переход в горах всегда труден. Значительные физические нагрузки, особенно при подъеме на крутые горные склоны, пониженное парциальное давление кислорода в воздухе способствуют быстрому развитию утомления. К этому присоединяется постоянное психическое напряжение, вызванное преодолением хрупких снежных мостов через трещины, непрочных снежных карнизов, угроза лавин и камнепадов.
Для новичков, оказавшихся в горах в результате чрезвычайной ситуации, эти трудности многократно возрастают. Поэтому решение покинуть лагерь и выбираться собственными силами требует крайней осмотрительности. Здесь надо следовать известной русской пословице: «Семь раз - отмерь, и один раз - отрежь». «Отмерить» надо все обстоятельства: расстояние до ближайшего населенного пункта или туристской базы, реки, если их местоположение точно известно, возможные препятствия на маршруте и, конечно, физическое состояние членов группы,
Только после этого можно приступить к подготовке похода: отобрать минимум необходимых вещей, упаковать все запасы продовольствия, сигнальные средства. Особое внимание уделяют обуви. Ее осторожно просушивают, так чтобы она не потрескалась, а затем подгоняют по ноге на два шерстяных носка или портянку.
Перед выходом по природным признакам определяют ожидаемую погоду. Так, например, вестником приближающегося циклона служат стаи перистых облаков, стремительно несущихся по ясному небу. На ухудшение погоды могут указать кучевые облака, медленно «ползущие» к вершинам и растекающиеся по склонам гор. Мрачные, клубящиеся кучевые облака, громоздящиеся друг на друга, - верный признак собирающейся грозы с ливнем или градом. О перемене погоды извещают иногда гало - радужные кольца вокруг солнца или луны. А когда стрелка барометра начинает неуклонно ползти вниз - жди шторма.
Само собой разумеется, что нельзя начинать свой поход в густой туман, ливень, метель или на ночь глядя. Лучшее время для выхода - ранние утренние часы, когда снежный наст и осыпи еще не успели прогреться под лучами солнца.
Успех путешествия в горах во многом зависит от правильно выбранного темпа движения, умелого преодоления крутых горных подъемов и спусков, снежных мостов, осыпей и лавинно опасных участков. Грамотная тактика похода позволит сэкономить силы и избежать случайных травм.
При подъеме на горный склон, независимо от характера грунта, будь то обнаженные скалы или поросшие травой осыпи, снежная целина или ледник, корпус держат вертикально, а ноги ставят на полную ступню. Такая поза придает телу большую устойчивость. Для снижения нагрузки на мышцы ног рекомендуют упираться руками в бедро.
Подъем производится неторопливо, небольшими шагами, пользуясь для опоры любыми впадинами и выступами в почве. По мере возможности следует избегать крутых склонов. Но если другого пути нет, то преодолевают зигзагом, при каждом шаге поворачивая стопы в сторону движения.
Другой способ подъема - «елочка» - с разворачиванием стоп под углом к склону. Встречающиеся на пути осыпи с беспорядочным нагромождением камней преодолевают с особой осторожностью, чтобы не вызвать камнепад. Сделав очередной шаг, переносят тяжесть тела на ведущую ногу, выбивая для опоры лунку в верхнем слое грунта или выбирая наиболee крупные устойчивые камни.
Но, прежде чем начать подъем, следует убедиться, насколько он безопасен. Наиболее надежны старые слежавшиеся осыпи, отличающиеся темным цветом, обилием лишайников на обломках скал, пучками травы между ними. Молодые осыпи имеют светлую окраску и лишены растительности. Осыпи предпочтительнее проходить в ранние утренние часы. Если осыпь под тяжестью тела начинает сползать, следует немедленно переместиться на менее опасный участок, сохраняющий неподвижность.
По заснеженному склону взбираются не торопясь, плавно, без рывков, вытаптывая с каждым шагом ступеньку и перенося тяжесть тела на ступню, что придает телу хорошую устойчивость. При пересечении ледника особую опасность представляют трещины, прикрытые снегом. По снежному мосту через трещины передвигаются с особой осторожностью, предварительно проверив его надежность лыжной палкой, и только поодиночке, обеспечив надежную страховку.
Люди, не имеющие опыта горных походов, нередко теряют ориентировку. Этому способствует кристально чистый воздух, искажающий расстояние: предметы, кажущиеся близкими, отступают по мере приближения к ним.
Потеря
ориентировки вызывает у новичков чувство
растерянности, усугубляемое видом безжизненных,
заметенных снегом горных хребтов, зияющих
провалов. В этом случае необходимо немедленно
остановиться, успокоиться, заново сориентироваться
по сторонам света и местным предметам
и только после этого продолжать дальнейшее
передвижение. При облачном небе, в отсутствие
солнца и звезд ориентированию помогут
знания местных природных признаков: обилие
мхов и лишайников, покрывающих северную
сторону скал и валунов, более сухая почва
с южной их стороны. В горных лесах на южных
склонах чаще произрастают сосны, а на
северных - бук и ели. Ориентиром могут
служить горные речки. К ним можно выйти
по шуму бегущей воды. Следуя их течению,
можно выбраться к берегу более крупной
реки, которая приведет к желанной цели.
Скорость движения зависит от рельефа, высоты местности, особенности препятствий, веса переносимого груза и от физического состояния участников перехода. При несложном рельефе с крутизной склонов, не превышающей 15°, и высотах не более 1500-2300 м передвигаются со скоростью 2,5-4,0 км/час.
На
высотах более 3500 м такой темп
движения может вызвать кислородную
недостаточность, которая проявляется
в появлении одышки, учащении пульса, ухудшении
общего состояния. Поэтому с увеличением
высоты переходы должны становиться короче,
остановки продолжительнее - до восстановления
пульса до исходных цифр.
При подготовке к горным переходам большое внимание уделяют рюкзаку. Неудачная конструкция рюкзака, неправильное расположение в нем походного снаряжения создают множество неудобств, ведут к быстрому переутомлению из-за увеличения энерготрат организма. Существует множество видов рюкзаков, наиболее распространенные из них -так называемые «абалаковские» и «яровские». Последние кроме большого объема и удобной для переноски формы, присущих «абалаковским» рюкзакам, имеют шнуровку, позволяющую регулировать размер. Основная нагрузка в «яровском» рюкзаке ложится па стягивающий шнур, к которому крепятся лямки. Для горных походов используются рюкзаки удлиненной (до 70 см) формы. Однако они недостаточно удобны, ибо ухудшают устойчивость при ходьбе.
В
станковых рюкзаках центр тяжести
расположен ближе к центру тяжести
тела. В традиционном мягком рюкзаке
он находится низко, на некотором отдалении
от спины. Это создает определенный опрокидывающий
момент, который заставляет человека наклоняться
вперед, оттягивает плечи лямками и давит
на поясницу. С таким рюкзаком быстрее
устают, так как перенапрягаются мышцы
спины и шеи. Преимущество станковых рюкзаков,
особенно двух- или трехэтажных, в том,
что они не требуют специальной укладки.
В мягких рюкзаках тяжелые предметы укладывают
на днище, а мягкие - размещают у стенки,
прилегающей к спине.
ЛАВИНЫ, ЛЕДНИКИ
Частой и наиболее грозной опасностью в горах являются снежные лавины. История единоборства человека с лавинами берет свое начало с 218 г. до н.э., когда они едва не погубили войско грозного карфагенца Ганнибала, дерзнувшего преодолеть Альпы, чтобы всей мощью своих легионов атаковать ненавистный Рим с севера.
Районы схода лавин занимают обширные территории. Так, площади горных территорий бывшего Советского Союза, где ежегодно сходят лавины, занимали свыше 4,6 млн км2 , что равно площади четырех Швейцарий (Канаев, 1987). Лавины чаще всего повинны в горных катастрофах. Только в Австрии с 1960 по 1972 г. погибли по этой причине 336 человек.
В ноябре 1986 г. группа туристов из Новосибирска отправилась покорять восточный гребень пика Советов в Казахстане. Неосторожный улар ледоруба по насту разбудил лавину, погубившую 10 человек.
Год спустя две группы туристов из Сыктывкара отправились в зимний поход вдоль Уральского хребта. Застигнутые пургой, они спешно разбили лагерь у подножия горы Медвежьей. Ночью снежная лавина смела палатки, похоронив под снегом 13 человек.
В 1987 г. лавина погребла четырех альпинистов, поднимавшихся на пик Клары Цеткин, а зимой 1989 г. шесть красноярских спортсменов погибли под снежным обвалом, сорвавшимся со склонов пика Коммунизма.
1990 г. вошел в историю альпинизма как самый трагический. 13 июля огромная лавина уничтожила лагерь альпинистов, расположившийся на высоте 5300 м, унеся жизнь 43 восходителей.
Причинами гибели людей в лавинах, как правило, являются ошибочные действия участников горных походов:
неумение рассмотреть признаки лавинной опасности;
пренебрежение к признакам, указывающим на возможность схода лавин;
неправильный выбор маршрута при преодолении заснеженного склона;
переходы лавиноопасных участков в ночное время и в условиях ограниченной видимости;
преодоление перевалов в критическое время суток;
отсутствие руководства передвижением группы и, как следствие, нарушение дистанции между участниками перехода и порядка преодоления препятствий;
самовольное изменение