География Тверской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ потенциала области и выявление перспектив развития разнообразных форм туризма в Тверской области.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические материалы по данной тематике.
Определить общую географическую характеристику и природные ресу

Работа содержит 1 файл

курсовая география.docx

— 500.23 Кб (Скачать)

     1.4. Историческая справка городов Тверской области

     Город Тверь возник на месте ремесленно-торговых поселений около монастыря, недалеко от устья реки Тверцы в XII веке. Первое летописное упоминание о Твери относится к 1208 году, хотя есть и более ранние косвенные указания на его существование. Как и большинство древних городов, Тверь первоначально была крепостью и входила в состав Новгородского княжества. С XIII века город стал разрастаться, его жители начали заселять противоположный нагорный берег реки, а затем туда же была перенесена крепость. К началу XIV века Тверь стал одним из крупнейших политических и культурных центров Руси. Здесь велось летописание, сложилась самобытная школа иконописи, зодчества, декоративно-прикладного искусства. Город часто посещают «заморские гости», а тверской купец Афанасий Никитин в 1466-1472 годах совершает путешествие к берегом Каспия и далее в Индию.

     Как самостоятельное государственное  образование Тверское княжество  выделилось в 40-50 годы XIII века из состава  Переяславского княжества. Первоначально малонаселенный регион привлекал многочисленных переселенцев, в первую очередь, своим удаленным от Орды, изолированным положением и большим количеством свободных пахотных земель. Значительная часть переселенцев из разоренных монголо-татарским нашествием Северо-Западных, Северо-Восточных и Южных земель Руси оседала в тверском крае. Самостоятельное Тверское княжество, появившись намного позднее своих соседей, уже с первых десятилетий своего существования играло важную роль в общественно-политической жизни русских земель. [2 c. 67-83]

     Последний расцвет Тверского княжества  приходится на время правления великого князя Тверского Бориса Александровича (1425 – 1461). В эти годы Тверская земля  оставалась для остальных княжеств оплотом стабильности, особенно в  связи с многолетней династической  междоусобицей, раздиравшей в 30-60 годы XV века княжество Московское. Последнее, во многом лишь благодаря поддержке  тверского князя, сохранило свою целостность.

     В XIX веке город стал столицей Тверской губернии. После окончания отечественной войны 1812 года Твери понадобилось шесть лет, чтобы восстановить экономику. Затем начался активный промышленный подъем рост города. Расцвету Твери содействовала Вышневолоцкая водная система, в которую Тверь входила, а также строительство в 1851 году линии Николаевской железной дороги в четырех километрах от города. В 1853 году в Твери появилась первая текстильная фабрика купца Каулина, через пять лет начала работать крупнейшая хлопчатобумажная мануфактура торгового дома Морозова. Из учебных заведений существовало 16 начальных школ, две гимназии, юнкерское кавалерийское училище, семинария и женская учительская школа. В 1860 году в Твери открылась публичная библиотека (к началу XX века город имел уже 7 библиотек). В 1866 году был открыт первый в России провинциальный музей. Тверь пользовалась большим вниманием представителей русской культуры.[2 c.89-90]

     20 ноября 1931 года постановлением ВЦИК  город получил новое название  – Калинин, а в 1935 году была  создана Калининская область. 

     В 1990 году городу возвращено его историческое название – Тверь, а область была переименована в Тверскую.

     До  настоящего времени в Твери сохранилось  много зданий исторического и  художественного значения, около 50 памятников архитектуры находятся  под государственной охраной  и до 150 объектов предлагается включить в списки охраняемых памятников. Однако, состояние жилой и общественной застройки в исторической части  города в основном плохое. Во многих домах изношено санитарное оборудование.

     Основная  внешняя автомагистраль Москва –  Санкт-Петербург огибает город  с запада. Однако интенсивные внутригородские  транспортные потоки, соединяющие крупные  части города на обоих берегах  Волги, проходят через исторический центр, что приводит к невыносимой  нагрузке на него.

     В 1992 г. российскими и германскими специалистами был разработан проект комплексной реконструкции исторической зоны Твери.

     Конаково – районный центр, железнодорожная станция, пристань (на берегу Иваньковского водохранилища), население 44 тыс. чел. Расположен на Верхне-Волжской низменности в 82 км к юго-западу от Твери. Вырос на месте фабричного пос. Кузнецово, где с 1829 г. был расположен фарфоро-фаянсовый завод, владельцем которого с 1870 г. был М.С. Кузнецов.

     Кимры – районный центр, железнодорожная станция (Савелы), порт, население 61 тыс. чел. Впервые с. Кимры упоминается в 1546 г. как дворцовое в грамоте Ивана Грозного. В XVI-XVII вв. его жители занимались обувным производством и торговлей. В 1677 г. дворцовое село состояло в ведении приказа Большого дворца, затем принадлежало Салтыковым и Скавронским. В 1847 г. жители Кимр выкупились от графини Ю.П. Самойловой на волю с землей. В начале ХХ в. Кимры – одно из наиболее населенных промышленных сел в Тверской губернии, крупный центр кожевенно-обувной промышленности.

     Кашин – районный центр, железнодорожная станция, население 21 тыс. чел. Впервые упоминается в Николаевской летописи под 1238 г. В 1485 г. вошел в состав Московского государства. В XVIII-XIX вв. Кашин – торговый и ремесленный центр, сюда съезжались на ярмарки купцы из Тверской и соседних губерний. В 1892 г. в Кашине действовали 4 кирпичных, кожевенный, 2 свечных, водочный заводы, войлочно-валяльная фабрика. В современном городе есть заводы электроаппаратуры, льноперерабатывающий, ликеро-водочный, по разливу минеральной воды, молочный, швейная фабрика, мясокомбинат. На окраине города бальнеогрязевой курорт.

     Это типичный для России город, организующий центр сельского района. Этому  типу соответствует более половины небольших городов России, а проблемы, стоящие перед ним, во многом сходны. Вместе с тем, Кашин – один из исторических русских городов, имеющий  историко-культурную значимость как  целостный архитектурно-природный  ансамбль. Кашин не входит в “Золотое кольцо”, но вправе стать звеном в  “Серебряной цепочке” ценных малых  городов России, поскольку это  крупный курорт Центральной России, один из старейших в нашей стране.

     Бежецк – районный центр, железнодорожная станция, население 30 тыс. чел. Расположен на правом берегу р. Мологи при впадении в нее р. Остречины (в 130 км к северо-востоку от Твери). Возник в начале XIII в., до второй половины XVIII в. назывался Городецко. С 1776 г. – уездный город Тверского наместничества. Старинный центр льноводческого района.

     В Бежецке действуют предприятия  сельскохозяйственного машиностроения – заводы “Бежецксельмаш” (льнокомбайны, льномолотилки и др), “Автоспецоборудование” (гаражное оборудование), опытно-экспериментальный (технологическое оборудование для  кузнечно-прессового и литейного  производства), спиртовой; предприятия  первичной обработки льна и стройматериалов.

     Торжок – районный центр, железнодорожный узел, население 50 тыс. чел. Этот один из интереснейших в историческом отношении русских городов может быть отнесен к числу тех, что закладывали фундамент русского государства. Расположен на Торжковской гряде на живописных холмистых берегах р. Тверцы (притоке Волги).

     Торжок  один из немногих городов России с  сохранившимся архитектурным ансамблем XVIII-XIX вв., который необходимо сохранить  и восстановить. Потеря этой застройки  приведет к утрате городом своей  индивидуальности. Одной из функций, важной для будущего исторического  центра города, является туризм. Уже  сегодня множество людей приезжает  сюда, чтобы посмотреть этот изумительный по красоте город. Однако инфраструктура туризма пока здесь отсутствует  – нет ни одной хорошей гостиницы, ресторана, кафе и т.п. В рамках Программы  “Возрождения и развития малых городов  России” намечен комплекс мер  по реставрации исторического центра Торжка. В частности, намечено реставрировать Дом городничего и казначея и  гостиницу Пожарских, которые давно  не эксплуатируются, и разместить в  них гостиничный комплекс. Это  предложение может быть реализовано  на территории рассматриваемого комплекса, где сохранились главный дом, флигель и каменная ограда. Для  создания необходимого количества гостиничных  мест предусматривается построить  здание по контуру двора. Новое здание сохраняет масштаб одноэтажных  дворовых построек. Строгость и простота новых архитектурных форм позволяют  в полной мере проявиться классическим постройкам XVIII в. Строительные работы уже ведутся. [2 c.93]

     Ржев – районный центр, железнодорожный узел, население 71 тыс. чел. Примечателен город тем, что находится в месте наибольшего сближения верховьев трех бассейнов – Волги, Западной Двины и Днепра. Расположен на юго-восточной окраине Валдайской возвышенности на высоких берегах Волги. В XII в. входил в состав Смоленского княжества как один из важнейших опорных пунктов на водном пути между Новгородом и Киевом. В XIV в. присоединен к Московскому княжеству. В XVIII-начале XIX вв. Ржев – крупный торговый и промышленный центр в льноводческом районе. Главная отрасль – обработка пеньки (производство пеньковой пряжи, веревок, канатов и т.д.).

     Вышний  Волочек – районный центр, пристань на Вышневолоцкой водной системе, население 63 тыс. чел. В 1703-22 гг. под руководством голландских мастеров здесь осуществлено строительство канала – одного из первых искусственных водных путей в России. Путь через Мсту и Тверцу в Волгу был одним из важных путей сообщений западно-европейских стран со странами юго-восточной Азии. С XVIII в. в Вышнем Волочке и его окрестностях стали возникать лесопильные заводы, мельницы, кузницы, появилось значительное судостроение. Но главным занятием населения было обслуживание судов Вышневолоцкой системы. К концу XIX в. действовали 15 фабрик и заводов (в том числе чугунолитейные, кирпичные, кожевенные, пивоваренные, мукомольные). Это был один из самых благоустроенных городов в Тверской губернии. Центр города пересекали прямолинейные, одетые в гранит каналы с многочисленными каменными и деревянными мостиками. Прямоугольная планировка улиц, обилие садов и бульваров выделяли его из ряда других городов России. С развитием железных дорог и сокращением движения по Вышневолоцкой водной системе значение Вышнего Волочка упало. [2 c.96]

     Осташково – районный центр, пристань, железнодорожная станция, население 24 тыс. чел. Расположен на одном из полуостровов южного берега оз. Селигер. В 1434 г. впервые упоминались так называемые Осташковские деревни, на месте которых возник Осташковский городок. В 1843 г. здесь была создана первая в России добровольная пожарная команда. В 1895 г. действовали 30 небольших фабрик и заводов, в том числе 20 кожевенных. Из ремесел и кустарных производств процветали кузнечное дело, шитье сапог для рыболовства, выделка рыболовных сетей, изготовление лодок. Жители занимались рыболовством. В современном Осташкове развита кожевенно-обувная промышленность. Город является центром туризма благодаря курорту “Селигер”.  

     1.5. Культурное наследие Тверской области

     Тверская  область является одной из областей Центральной России, культурное наследие которой в течение более чем  трех десятилетий изучалось искусствоведами, архитекторами, историками, археологами, краеведами. Сейчас массив информации по памятникам археологии, истории, архитектуры  и градостроительства насчитывает  более семи тысяч объектов.

     При выделении историко-культурных районов  большое значение имеет система  памятников археологии. В большинстве  случаев в местах их скопления  или даже расположения единичных  памятников, например, городищ в  эпоху Древней Руси и средневековья  возникали и продолжали устойчиво  существовать сельские поселения, часть  из которых впоследствии превратилась в города. Это закономерно, так  как в процессе длительного освоения края древние люди заселяли в первую очередь наилучшие по природным  условиям места: долины наиболее крупных  рек, водораздельные урочища и местности, пересекаемые малыми реками, с разнообразными живописными лесами, через которые  проходили водно-сухопутные пути, связывающие  тверские земли с окружением. Эти  территории оставались наиболее удобными и для расселения в 19-20 веках. К  ним во многих случаях привязаны  узловые участки современной  сети населенных пунктов, отличающиеся густотой поселений, наличием старинных  деревень и сел с памятниками  культового и гражданского зодчества. Так, например, полное совпадение местоположений археологических памятников и ценных культурно-ландшафтных территорий выявляется по долинам рек Волги, Тверцы, Тьмы и Шостки, Мологи и Волчины, Западной Двины и во многих других местах. [3 c.123-124]

     При оценке культурного наследия области  отдельный аспект исследования связан с ремесленно-промысловой деятельностью  населения. Издавна в Тверской губернии был распространен ряд ремесел: ручное ткачество, отличавшееся разнообразием техники и видов изготовляемых тканей, особенно интенсивно развитое в Бежецком, Новоторжском и Вышневолоцком уездах; художественная вышивка и кружевоплетение, отличающееся в разных местах стилевыми особенностями (г. Калязин, г. Торжок); художественная обработка дерева: резьба, украшающая дома, мебель, утварь, прялки и пр.  Распространенная повсеместно, но особенно развитая в Осташковском уезде, гончарное ремесло: поливные изделия (Вышневолоцкий уезд), лепная посуда (Старицкий уезд), глиняная игрушка (г. Торжок), фаянсовая посуда (г. Конаково); художественная обработка металла (г. Тверь, села Васильевский Мох, Михайловское, г. Осташков); художественная обработка стекла в Вышневолоцком уезде; кожеобарабатывающие ремесла (г. Осташков, г. Торжок); производство обуви (г. Кимры) и многие другие.[3 c.126]

Информация о работе География Тверской области