География туристского спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 05:41, реферат

Описание работы

Важная особенность туризма с целью отдыха и развлечений состоит в том, что внутрирегиональные поездки, главным образом в соседние страны, преобладают над межрегиональными. На протяжении 1990-х гг. их соотношение в выездном туристском потоке не менялось и составляло 82:18. В Европе на внутрирегиональные туристские потоки приходится до 90% всех отбытий, в Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе до 75%. Лишь в Южной Азии в структуре туризма доминируют межрегиональные поездки.

Работа содержит 1 файл

География туристического спроса.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

Вознаграждение поездкой получает все большее распространение  в Европе. Практика показывает, что инсентив-туры являются лучшим стимулом к труду по сравнению с любым потребительским товаром. В Великобритании на них приходится 2/5 общей суммы расходов фирм на вознаграждение своих сотрудников, во Франции и Германии – почти половина. Стоимость инсентив-туров варьируется от $500 до $ 1500 и выше на человека, а продолжительность – от трех до семи дней. Маршруты поощрительных поездок пролегают преимущественно по территориям европейских стран: Франции, Испании, Швейцарии, Австрии, Кипра, а также США (Нью-Йорк, Флорида и западное побережье) и островам Карибского бассейна.

Доминирующим сегментом на рынке инсентив-туризма остаются групповые поездки, несмотря на снижение их доли с начала 80-х годов. Количество туристов в инсентив-группе может колебаться от нескольких человек до ста и более. В половине групп численный состав не превышает 10 человек. Инсентив-группы комплектуются из работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящих уровней, а также из рядовых потребителей, например, постоянных покупателей.

Рост инсентив-туров  послужил толчком к расширению тематики конгресс-но-выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по пооверительному туризму, повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадров для этого сегмента туристского бизнеса, способствовал образованию многочисленных ассоциаций, обществ и т.д. Одним из них является Общество должностных лиц в сфере поощрительного туризма (СИТЕ), которое находится в Нью-Йорке. В нем состоят 650 членов. В настоящее время СИТЕ насчитывает 18 комитетов, управляет университетом инсентив-туризма, проводит региональные встречи, семинары, торговые выставки. Эксперты отмечают, что инсентив-туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.

III. География религиозного туризма

1. Паломничество. Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн христиан, 20-30 млн индуистов, 40 млн буддистов, мусульман, синтоистов и др.

Для географического  изучения широкой и весьма пестрой  картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

  • христианская Европа,
  • Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными религиями,
  • Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными местными религиями,
  • Северная Африка с преобладанием ислама,
  • Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,
  • Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,
  • Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама,
  • Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма,
  • Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,
  • Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма),
  • Средняя Азия с господством ислама.

Каждый макрорегион  известен, прежде всего, мировыми центрами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристских центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.

A. Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Многие центры христианского паломничества связаны  с именем Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Две трети из 6000 святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления образа Марии. Одно из таких чудес произошло в XIX в. в небольшом малопримечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции. Сегодня Лурд – второй после Рима культовый центр по числу христиан-пилигримов (4,6 млн человек в год). Подобные святые места существуют в Испании, Португалии, Мексике.

Крупнейшим  центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся всемирно известные соборы. В пределах Рима находится государство-город Ватикан – центр католической церкви, резиденция Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности, собор святого Петра, поражающий своим величием и великолепием. Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира. Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира.

Б. Центры паломничества мусульман. Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения. Главным среди них считается г. Мекка в Саудовской Аравии. Путешествие в Мекку является одной из основных обязанностей мусульман. Другая их святыня находится в г. Медина, также расположенном в Саудовской Аравии. Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

В. Центры буддистского паломничества. Буддизм – одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Он возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. и затем распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. Буддийское вероучение зиждется на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей.

Ортодоксальные  буддисты не совершают паломничества  в том смысле, какой вкладывают в него христиане или мусульмане. Однако они имеют свои святыни и предпринимают к ним индивидуальные путешествия в поисках духовного совершенства. Вплоть до присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. тысячи паломников отправлялись в долгий и опасный путь в священный г. Лхаса, что расположен в Гималаях на высоте 3650 м. Здесь находятся монастырь и дворец Далай-ламы – духовного главы буддистов. Другая святыня буддистского мира расположена в г. Канди (Шри-Ланка).

Центрами притяжения буддистских паломников являются многочисленные статуи Будды. Они достигают гигантских размеров и производят сильное впечатление. В японском г. Нара, недалеко от Осаки, в монастыре Тодайдзи, находится известная достопримечательность Японии – бронзовая статуя Великого Будды.

2. География экскурсионного туризма религиозной тематики. Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Если для богомольца важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие по Святым местам с культурно-познавательными целями. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщаться к духовным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Ее сопровождает хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.

Помимо Израиля  с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании. Эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию – наследницу великом Византии, колыбель православия, с ее горными монастырями, монашеской республикой Афон, и Ватикан – центр католической церкви. Религиозные достопримечательности привлекают туристов во Францию. 57% памятников, составляющих ее национальное достояние и находящиеся под охраной государства (включая придорожные кресты и надгробия), представляют религиозные объекты, действующие культовые или памятные.

В странах  бывшего социалистического лагеря религиозное направление в туризме  стало развиваться сравнительно недавно в результате переосмысления роли религии в жизни общества. Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить ее коммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена на выживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм. Святыни в лучшем случае рассматривались как экзотически привлекательные места для иностранных туристов. Сегодня картина постепенно меняется. У населения растет потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения. Религия, все глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.

3. География научного туризма с религиоведческими целями. Свои потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым. Это, прежде всего, Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток – Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки более полнокровными.

IV. География лечебно-оздоровительного туризма

Путешествия с лечебными целями имеют давнюю историю. Еще древние греки и римляне использовали целебные источники и места с благоприятным климатом для того, чтобы поправить свое здоровье. На курорты прибывали не только больные, но и здоровые люди, желающие отдохнуть и располагавшие для этого достаточными средствами. В Греции славились Эпидавр и Кос, а в Риме знаменит был светский приморский курорт Байи. Менялись времена, но мотивация путешествий оставалась прежней. Целебные свойства природных факторов, как и раньше, привлекают больных в курортные местности. Потоки туристов с лечебными целями пока не так многочисленны, как масса желающих отдохнуть и развлечься, по они стремительно растут, расширяется и география.

Особенности лечебно-оздоровительного туризма. Лечебно-оздоровительный туризм имеет ряд отличительных черт. Во-первых, пребывание на курорте, вне зависимости от типа последнего и заболевания, должно быть длительным, не менее трех недель. Только в этом случае достигается желаемый оздоровительный эффект. Во-вторых, лечение на курортах стоит дорого. Хотя в последнее время стали разрабатываться сравнительно дешевые туры, этот вид туризма рассчитан в основном на состоятельных клиентов, которые все больше ориентируются не на стандартный набор медицинских услуг, а на индивидуальную программу лечения. Еще одна особенность состоит в том, что на курорты едут люди старшей возрастной группы, когда обостряются хронические болезни или слабеющий организм не в силах справляться с каждодневными стрессами на работе и в быту. Соответственно эти туристы делают выбор между курортами, специализирующимися на лечении конкретного заболевания, и курортами смешанного типа, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм и способствуют восстановлению сил.

В последнее  время рынок лечебно-оздоровительного туризма претерпевает изменения. Традиционные санаторные курорты перестают быть местом лечения и отдыха лиц преклонного возраста и становятся полифункциональными оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей.

Современные трансформации курортных центров  обусловлены двумя обстоятельствами. Прежде всего, изменением характера спроса на лечебно-оздоровительные услуги. В моду входит здоровый образ жизни, и во всем мире растет число людей, которые хотят поддерживать хорошую физическую форму и нуждаются в восстановительных антистрессовых программах. В основном это люди среднего возраста, предпочитающие активный отдых и ограниченные во времени. По мнению многих экспертов, потребители такого типа будут главными клиентами санаторных курортов и гарантией процветания лечебно-оздоровительного туризма в XXI в.

Вторая причина  переориентации курортов состоит в  том, что традиционная их поддержка, в том числе финансовая, со стороны муниципалитетов и государства сокращается. Здравницы вынуждены диверсифицировать свой продукт, чтобы выйти на новые сегменты потребительского рынка и привлечь новых клиентов.

Сохраняя  лечебную функцию, курорты делают более  разнообразной программу пребывания пациентов, проводят культурные и спортивные мероприятия. Они предлагают широкий выбор комплексов оздоровительных и восстанавливающих силы услуг. Очень популярна в последнее время в приморских отелях талассотерапия, пользуются повышенным спросом также программы «Антицеллюлит», «Фито-Красота-Омоложение». Более гибкой становится продолжительность курсов лечения, разрабатываются и внедряются новые стандарты курортного обслуживания.

Основные  типы курортов. Различают три главных типа курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. На бальнеологическом курорте в качестве главного лечебного фактора используются природные минеральные воды. Они рекомендуются для наружного (ванны) и внутреннего (питье, ингаляции и пр.) потребления. Минеральные воды помогают излечиться от многочисленных недугов. Среди пациентов, приезжающих на бальнеологические курорты, преобладают люди с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата и др. Проводимые медицинские исследования подтверждают эффективность лечения ряда заболеваний на бальнеологических курортах. Оно дает результаты, сравнимые с воздействием обычных лекарственных препаратов, но при этом исключаются побочные эффекты, неизбежные при приеме лекарств, удлиняется период ремиссии, снижается вероятность последующих обострений и их интенсивность.

Другой тип  курортов – грязевые – привязан к месторождениям лечебной грязи (пелоидов). Грязелечение показано преимущественно при патологии суставов, нервной системы травматического происхождения, а также при гинекологических и некоторых других заболеваниях. Благодаря современным методам и передовым технологиям грязелечение позволяет добиться высоких медицинских результатов, что способствует росту популярности грязевых курортов у туристов, нуждающихся во врачебной помощи.

Информация о работе География туристского спроса