Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:13, доклад
Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).
Другим центром
мировой цивилизации был
Из центральной
части страны начинался караванный
путь, вел к Красному морю, а оттуда
в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние
египтяне называли страну в Восточной
Африке, расположенную на побережье Аденского
залива. В настоящее время считают что,
это территория современного Сомали и
Йемена. Главными предметами вывоза из
Пунта были рабы, золото, черное дерево,
слоновая кость и ароматические смолы
мирровых деревьев. На этом караванном
пути существовали оборудованные места
для отдыха и пополнения запасов продовольствия.
Египетские папирусы
свидетельствуют, что плавания в страну
Пунт совершались с IV тысячелетия до н.э.
в период царствования фараона Асса, когда
египетский военачальник Уруду совершил
завоевательный поход в эти земли и привез
в Египет рабов карликов (имеются в виду
пигмеи, проживающие там). Другой египетский
путешественник Киркуф достиг не только
территории Пунта, но и прошел дальше,
о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные
в окрестностях Ассуана. Первое исторически
доказанное плавание египтян в страну
Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне
Сахуре.
Но самое известное
и почти полностью
Речное судостроение
развивалось у египтян очень
рано. Частые наводнения, которым подвергалась
страна, способствовали его развитию.
На стенах древних египетских гробниц
встречаются изображения, рассказывающие
об изготовлении лодок из папируса.
На памятниках и стенах древних храмов
запечатлены большие речные суда со снастями,
каютами и прочими атрибутами настоящего
корабля.
При фараонах XI
династии за две с лишним тысячи
лет до нашей эры неоднократно
совершались экспедиции в южные страны.
Фараоны XII династии посылали экспедиции
вверх по Нилу. Например, фараон Узертезен
III повелел в верховьях Нила поставить
пограничный каменный столб с надписью:
«Никто не должен пересекать эту линию
ни пешком, ни водою, направляясь к северу…».
Сохранились сведения,
что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну
возглавил экспедицию на побережье
Красного моря за драгоценными камнями,
слоновой костью и ароматическими смолами.
Первое плавание по Средиземному морю
было осуществлено при фараоне Снофру
в XXVII в. до н.э. Из источников известно,
что экспедиция была направлена в финикийский
город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре,
из дельты Нила была отправлена флотилия
в Палестину и Сирию, которая привезла
из этих стран вино, оливковое масло и
ливанских медведей.
Корабли иногда
даже помещали в погребальные камеры
фараонов. Например, в пирамиде Хеопса
обнаружена копия корабля, подробно
воспроизводящая все детали в
масштабе 1 : 100.
Слава о сказочно
богатой стране Пунт жила в веках.
Почти через тысячу лет после путешествия
Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы
Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г.
Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция
в составе пяти больших тридцативесельных
кораблей. Путешественники преодолели
по Красному морю 2 000 км. Это путешествие
по праву считается одним из первых путешествий
с разведывательными целями.
Интересна предыстория
этого путешествия. Царица Хатшепсут
решила посадить на террасе храма
Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь
бога Амо-на на западе Фив, тропическое
дерево, выделяющее ароматическую смолу
– мирру. Подобные деревья никогда не
произрастали в Египте. Тогда оракул бога
Амона повелел собрать экспедицию в страну
Пунт и привести оттуда ароматические
деревья.
Путешественники
купили 31 ароматическое дерево и благополучно
вернулись на родину. В честь этого на
стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сделаны
барельефы с изображением фрагментов
экспедиции. К сожалению, деревья так и
не смогли прижиться в малоподходящем
для них сухом климате Египта, но рисунки
на стенах храма сохранились до наших
дней. И хотя им почти 3 500 лет, они поражают
туристов своей живость и реалистичностью.
Во времена
Хатшепсут также строились и
огромные транспортные суда для перевозки
750-тонных блоков в священный город
Луксор.
Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.