Финансирование историко-культурных центров в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

В своей работе мы рассмотрим, что же такое историко-культурные центры, их роль в развитии туризма, обратимся к успешным примерам механизмов финансирования формируемых историко-культурных центров за рубежом, а также посмотрим какие пути финансирования уже используются или планируются в России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие историко-культурного туризма 5
2. Механизмы финансирования формируемых историко-культурных центров на примере зарубежных стран 10
3. Финансирование историко-культурных центров в России 29
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.docx

— 177.01 Кб (Скачать)

     Национальный  фонд поддержки гуманитарных наук финансирует  в первую очередь образовательные  проекты и гуманитарные исследования. Кроме того, он выделяет гранты на консервацию  и реставрацию памятников культуры, издание классической американской литературы, а также создание выставок и документальных фильмов, посвященных  американской истории и культуре. Планируется, что бюджет Фонда на 2006 финансовый год составит 138 млн долларов.

     Старейшее музейное учреждение США, Институт Смитсона, был основан в 1846 году. Под эгидой Института Смитсона создано 18 музеев и 9 исследовательских центров в Вашингтоне, 140 филиалов музеев, расположенных в 40 штатах, издается два журнала, работает фирма звукозаписи, книжное издательство, информационно-образовательное подразделение и служба передвижных выставок, экспонирующая коллекции Института в 247 населенных пунктах. Запрос на прямое государственное финансирование Института Смитсона в 2005 году составил 628 млн 025 тыс. долларов, или примерно 65% от общего бюджета, федеральная часть бюджета 2006 года — 615 млн. Остальные 35% в последние годы складываются из государственных грантов и заказов (примерно 15%), грантов частных фондов и пожертвований (примерно 13%), доходов от инвестиций и коммерческой деятельности.

     Библиотека  Конгресса США, крупнейшая в мире, является подразделением, обслуживающим  органы федеральной законодательной  власти. Бюджет Библиотеки Конгресса  в 2004 финансовом году составил 559 млн 299 тыс. 548 долларов. Частные и корпоративные пожертвования Библиотеке с 1987 по 2005 год составили 284,5 млн долларов.

     Национальное  агентство архивов и записей, в состав которого входят 18 федеральных  архивов, а также 11 "президентских" (прежде принадлежавших президентам  США, а сейчас общедоступных) библиотек. Кроме того, NARA ежегодно выделяет гранты (на сумму примерно в 10 млн долларов) на создание цифровых архивов, издание документов и повышение квалификации архивистов, а также проводит семинары для преподавателей школ и высших учебных заведений. В 2006 финансовом году бюджет NARA составит 314 млн долларов.

     На  региональном уровне также происходит поддержка искусства. Согласно опубликованному  в июне 2005 года отчету Национальной ассамблеи художественных агентств штатов (National Assembly of State Arts Agencies, NASAA), бюджеты региональных структур, финансирующих культуру и искусство, остаются стабильными (речь идет обо всех 56 штатах и территориях США). После трех лет сокращения расходов на культуру правительства штатов увеличили соответствующие статьи бюджетов. Всего на поддержку культуры штатами и территориями в 2005 финансовом году планировалось направить 303 млн 066 тыс. 365 долларов, что на 22 млн долларов, или на 7,8 %, больше, чем в прошлом году. При этом 45 штатов сохранили или увеличили расходы на культуру, а 11— сократили. Естественно, что бюджеты разных штатов сильно отличаются друг от друга: 44 млн 455 тыс. долларов, выделенные штатом Нью-Йорк, несопоставимы с 500 тыс., которые планирует потратить Колорадо.

     Конечно, расходы на поддержку культуры и  искусства составляют ничтожную  долю по сравнению с другими расходами, в первую очередь с здравоохранением и образованием — всего 0,049% от совокупного  бюджета штатов. Тем не менее поддержка  культуры считается важной инвестицией  в развитие местных сообществ, создание новых рабочих мест и развитие творческих индустрий, а кроме того, по словам директора NASAA Джонатана Каца, культурные индустрии помогают создать узнаваемый бренд штата. Ежегодно штаты и территории оказывают финансовую поддержку в виде грантов и субсидий 20 тыс. проектов, организаций и деятелей культуры в 5 500 американских городах.

     Внимания  заслуживают и фонды, активно  участвующие в поддержке культуры. Только с 1995 по 2001 год финансовая поддержка  культуры и искусства со стороны  частных и корпоративных фондов выросла почти в два раза. У  нас же наиболее крупным фодом является вышеупомянутый фонд развития и поддержки искусства, но очевидно, что один фонд не в силах потянуть массовую поддержку.

     По  данным Центра фондов (The Foundation Center), в 2002 году на нужды культуры американскими фондами было выделено примерно 4 млрд 050 млн долларов, или около 13% от общей суммы всех грантов, выданных частными и корпоративными фондами. В 2004 году этот показатель, по нашей оценке, достиг 4 млрд 212 млн долларов (исходя из того, что в этом году в виде грантов 66 тыс. американских фондов выплатили всего 32,4 млрд долларов, а доля средств, выделяемых ими на поддержку культуры, в течение последних пяти лет не изменялась).

     Вот как распределяется эта сумма: музеи  получают 34%, на исполнительские искусства  расходуется 30%; остальным достается  заметно меньше: "смешанным" институциям (местным посредническим агентствам, а также организациям, которые  организуют и выставки, и выступления) выделяется 8%, на проекты массмедиа, посвященные культуре и искусству, — 8%, на изобразительное искусство — 7%, на сохранение и консервацию исторического наследия — 6%, на исследования в области культуры и искусства — 3%, на все остальные культурные проекты — 4%.

     Сложившаяся в США за последние 40 лет система  финансирования культуры доказала свою жизнеспособность. Она адекватна  как состоянию американской экономики, так и запросам потребителей культурной продукции.

     В то же время США является и родиной  классического спонсорства и  фандрейзинга. Остальные страны мира использовали опыт США и адаптировали его технологии к своим условиям жизни. США создает условия для реализации демократического, гражданского общества, в которых реально существуют объединительные тенденции нации, когда бизнес развивается не сам по себе и культура не сама по себе. Их существование взаимообусловлено, как правило, без вмешательства идеологии. В США культура и бизнес нашли пути друг к другу, а государство создало для этого плодотворного взаимодействия соответствующие условия. 

 

3. Финансирование историко-культурных центров в России

     Финансирование  историко-культурных центров в России осуществляется не так быстро и эффективно, как в зарубежных странах. Желание  инвестировать в историко-культурные центры России практически отсутствует, мало, кто видит в этом перспективы  и выгоду. Использование такого вида финансирования как кредит, при условиях, которые предоставляет банк, абсолютно  невыгодно и, поэтому используется очень редко. Минэкономразвития  периодически реализовывает мероприятия  государственной поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  путем предоставления субсидий на создание и обеспечение деятельности центров кластерного развития. Так как субсидии носят целевой характер, то для их получения нужно убедить фонды или местный бюджет в том, что именно данный кластер нуждается в финансировании, а в условиях нашей страны, это достаточно сложно. Основная часть финансирования историко-культурных центров в России осуществляется бюджетами.

     К примеру, реставрация Большого театра, которая уже успела стать легендарной, по данным Счетной палаты РФ обошлась в 35,4 млрд. рублей, выделенных на эти цели бюджетные средства.  2,7 млрд. рублей выделено из федерального бюджета на внутреннюю отделку здания второй сцены Мариинского театра. К 425-летию Воронежа была произведенная реконструкция главной городской достопримечательности – Каменного моста. Из городского бюджета на реконструкцию было выделено 6,9 млн. рублей, к которым областной бюджет добавил еще 20,9 млн. рублей.

     Ниже, в таблице указано количество средств, оприходованных на различные  мероприятия по поддержке и развитию историко-культурного наследия РФ. В целом за год было потрачено  практически 600 млрд. рублей.

     Общий объем финансирования программы  « Культура России (2006-2011 годы)» составил 125 219,2255 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета – 112 207,8752 млн. рублей; за счет прочих источников – 13 011,3503 млн. рублей. Средства направляются на: капитальные вложения - в размере 91 854,6493 млн. рублей; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 352,425 млн. рублей; прочие нужды - в размере 33012,1512 млн. рублей

     Прогнозы  и планы:

     ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в России" рассчитана на 2011-2018 годы. В 2011 году на ее реализацию было выделено 2 млрд рублей. По данным Ростуризма, общий объем финансирования ФЦП до 2018 года составит 332 млрд рублей, из них около 30%, или 96 млрд рублей - из федерального бюджета, 5% - из региональных, 65% - внебюджетные средства.

     На  реализацию федеральной целевой  программы (ФЦП) по развитию внутреннего  и въездного туризма в РФ в следующем году будет выделено 2,5 млрд рублей, в 2013 году - 4 млрд рублей

     Согласно  прогнозам, объем финансирования программы«Развитие внутреннего и въездного туризма  в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы», целью которой является  создание условий для формирования на территории республики конкурентоспособной туристической  отрасли –  составит 350 млн рублей: 70 млн выделено из бюджета республики, 280 миллионов – из внебюджетных средств.

     Общий объем финансирования Программы  «Культура России (2012-2016 годы)»составляет 192863,03 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

  • за счет средств федерального бюджета - 186513.57 млн. рублей;
  • за счет прочих источников - 6349,46 млн. рублей, в том числе:
  • за счет бюджетов субъектов Российской Федерации - 3858,98 млн. рублей;
  • за счет внебюджетных источников - 2490,48 млн. рублей.

     На  капитальные вложения направляется 115491.58 млн. рублей, на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы -915,65 млн. рублей, на прочие нужды -76455,8 млн. рублей

     Ожидаемые конечные результаты реализации программы  и показатели социально-экономической  эффективности, такие как:

  • увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых социально-экономической эффективности является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (до 45,3 процента в 2018 году);
  • увеличение доли учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности (до 72,8 процента в 2018 году);
  • увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества посещений театрально-концертных мероприятий (на 4,2 процента в 2018 году);
  • увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия (до 52 процентов в 2018 году);
  • увеличение доли субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов в 2018 году); увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (до 34 процентов в 2018 году);
  • увеличение количества посещений музейных учреждений (до 0,9 раза на 1 жителя в год в 2018 году);
  • увеличение (по сравнению с предыдущим годом) количества культурных акций, проведенных за рубежом (на 1,22 процента в 2018 году);
  • увеличение (по сравнению с предыдущим годом) численности участников культурно-досуговых мероприятий (до 7,2 процента в 2018 году).

     Все это планы, реализация которых, поможет  России привлечь туристов для ознакомления с историко-культурными центрами России. Также, как нам кажется, в  России необходимо создавать частные  фонды и советы, которые заинтересованы в той или иной сфере. Такие  фонды хотя бы частично могли бы финансировать различные историко-культурные объекты. Примером такого совета является Попечительский совет Большого театра, который был создан в 2001 году при поддержке Министерства культуры и Правительства Москвы и по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова. В его состав входят крупнейшие представители российских деловых кругов. Попечители оказывают существенную поддержку многим творческим проектам театра. Без их поддержки не выпускалась практически ни одна премьера последних сезонов, частично финансировались гастроли балета Большого в Париже и цикл «Камерных вечеров» в Бетховенском зале, цикл симфонических концертов и Фестиваль в честь Майи Плисецкой. 
 

 

Заключение

     Таким образом, можно отметить, что количество историко-культурных центров способных привлечь туристов, как иностранных, так и отечественных, невероятно большое. Помимо этого, если учесть насколько разнообразна культура народностей нашей страны, все центры самобытны, не похожи ни на один другой. Причин их непривлекательности достаточно много, однако, на наш взгляд, основная причина кроется в отсутствии правильной политики финансирования их развития, неумелое использование государственными органами механизмов привлечения капитала в те или иные туристические районы нашей страны. Становится понятным, что стоит обратиться к зарубежным странам, изучить их опыт в привлечении капитала, чтобы использовать его в развитии отечественных очагов культуры, истории и искусства.

     Мы  рассмотрели механизмы финансирования развития историко-культурных центров и культуры в целом на примере Европы и США. Как мы выяснили, механизмов финансирования множество, причем каждый их них тем или иным образом подстраивается под менталитет, культуры и прочие особенности той или иной страны. Однако, из всех способов привлечения капитала сразу выделяется несколько основных. К ним можно отнести следующие механизмы финансирования:

  1. Гранты
  2. Системы встречного финансирования
  3. Система субнациональных бюджетов
  4. Совместное финансирование из центральных и федеральных бюджетов
  5. Финансирование на основе партнерского участия
  6. Финансирование из внебюджетных фондов
  7. Специфические налоги, поступления от которых используются для финансирования отдельных объектов культуры, искусства
  8. Система налоговых льгот
  9. Снижение некоторых видов налогов, например, налога на наследство, с целью сохранить культурные ценности или привлечь внимание инвесторов к историко-культурным объектам
  10. Предпринимательское спонсорство
  11. Специальные условия кредитования, предоставляемые государственными банками или банками с участием государственного капитала
  12. Кредитные льготы (низкие процентные ставки, отсрочки первых платежей, выгодные сроки)
  13. Предоставление государственных гарантий при получении кредита

Информация о работе Финансирование историко-культурных центров в России