Договор оказания туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов договора оказания туристских услуг и содержание самого договора.
Задачи:
1)Определить основные понятия договора оказания туристских услуг
2) Рассмотреть классификацию договора оказания туристских услуг
3) Изучить условия договора оказания туристских услуг

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика договора оказания туристских услуг
1.1 Основные понятия договора оказания туристских услуг….....................5
1.2 Классификация договора оказания туристских услуг……………………14
Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг
2.1 Условия договора оказания туристских услуг…………………………..16
2.2 Права и обязанности сторон………………………………………………..20
2.3Ответственность сторон за нарушение договора…………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список …………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая Коч.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Между тем заключение туристского договора не совпадает по времени с началом путешествия. В соответствии со ст. 9 Закона об основах туристской деятельности конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора. И именно на основании такого договора осуществляется реализация туристского продукта (ст. 10).

Положения ст. 10 Закона существенно упрочили роль туристской путевки, ибо придали ей качество письменного акцепта оферты туроператора или турагента. Таким образом, как отмечает Я.В.Вольвач, в соответствии с п. 1 ст. 438, п. 1 ст. 433 ГК РФ именно путевка, а не иной документ, точнее, подпись туриста в путевке, признаваема моментом заключения договора[7].

Так же, с целью более подробного регламентирования деятельности туристских организаций Правительство РФ издало Постановление от 18 июля 2007 г. N 452, которым утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

Итак, данный закон определяет туристскую путевку, во-первых, как «документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта», предусматривающий «конкретные условия путешествия, розничную цену туристского продукта» и «являющийся письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора» (ст. 1), а во-вторых, как документ первичного учета туроператора или турагента (ст. 10)[8].

Еще до вступления в силу Закона об основах туристской деятельности в российском законодательстве сложилась ситуация, когда туристской путевке была отведена специфическая, причем по мнению некоторых авторов сильно преувеличенная, роль. Такое положение было вызвано несколькими причинами: во-первых, использование туристской путевки при оказании услуг освобождало туристские организации от уплаты налога на добавленную стоимость (для выездного туризма до 1 июля 1999 г.); во-вторых, туристская путевка, рассматриваемая как бланк строгой отчетности, используется для расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин (письмо Минфина России от 26 марта 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности")[9].

Более того, положения ст. 10 Закона существенно упрочили роль туристской путевки, ибо придали ей качество письменного акцепта оферты туроператора или турагента (далее - организатор путешествия). Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 438, п. 1 ст. 433 ГК РФ именно путевка, а не иной документ, точнее, подпись туриста в путевке, признаваема моментом заключения договора.

Придание и выполнение турпутевкой указанной функции приводит к однозначному выводу: законодательство о туристской деятельности вынужденно подстроено под уже сложившуюся в Российской Федерации практику существования двух документов - путевки и ваучера, образующих в международной практике единое и неделимое целое - ордер на обслуживание.

Согласно ст. 9 Закона туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Но вид такого договора Закон не определяет[10].

Специфика туристских отношений состоит в возложении, во-первых, исполнения организатором путешествия туристского обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, не находясь при этом в правовой связи с туристом; во-вторых, ответственности организатора путешествий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства на третьих лиц, на которых было возложено исполнение. Исходя из этой специфики, когда тур приобретается организатором путешествия в целях удовлетворения потребностей иного лица (лиц), существо отношений состоит, очевидно, в соглашении об оказании услуг третьим лицам - туристам. И оплата осуществляется именно за оказание услуг третьим лицам, а не за передачу права на комплекс услуг организатору путешествия.

Туристский договор не может быть отнесен к видам договора купли-продажи, где предметом является услуга, а существом отношений - передача в собственность туристу имущественного права на комплекс туристских услуг. Услуга выступает и как деятельность по организации (подготовка, проведение турпоездки), и как результат такой деятельности - размещение, питание, перевозка и т.д., удовлетворяющий потребность[11].

 

1.2 Классификация договора оказания туристских услуг.

Классификация договоров по туристскому обслуживанию может быть проведена по различным основаниям. Во-первых, договоры могут заключаться в пользу его участников, т.е. между туристом и туроператором, или в пользу третьих лиц, т.е. между туроператором и другим лицом в пользу туриста[12].

Во-вторых, классификация может быть проведена в зависимости от способа заключения договора. Статья 9 Закона о турдеятельности предусматривает два способа:

      договоры, формирование комплекса услуг по которым осуществляется туроператором самостоятельно;

      договоры, условия которых формируются по конкретному заказу туриста. Подобное деление договоров характерно не только для России, но и для других стран.

В-третьих, договоры могут подразделяться в зависимости от целей туристской поездки, указанных в предусмотренных законодательством определениях туризма и туриста.

В-четвертых, классификация может быть проведена по наличию либо отсутствию в туристском правоотношении иностранного элемента. Очевидно, что подобные правоотношения и договоры, их опосредующие, имеют место в международном туризме. Однако не каждый иностранный элемент является решающим для того, чтобы тот или иной договор признавался международной сделкой в смысле международного частного права.

Таким образом, договор оказания туристских услуг является центральным элементом в организованном туризме, поскольку усилия всех хозяйствующих субъектов в данной сфере направлены на то, чтобы обеспечить организацию туристской поездки, инструментом осуществления которой как раз и выступает рассматриваемый договор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг

2.1 Условия договора оказания туристских услуг.

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 132-ФЗ в договоре нужно прописать следующие существенные условия:

      информация о туроператоре (продавце), включая полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

      размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставив шей такое обеспечение;

      сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

      общая цена туристского продукта в рублях;

      информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;

      права, обязанности и ответственность сторон;

      условия изменения и расторжения договора;

      сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;

      сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

По соглашению сторон к обязательным могут быть отнесены и другие условия, в том числе срок оказания услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность.

В договор не могут быть включены условия, которые ущемляют права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами об оказании услуг по реализации туристского продукта и другими нормативными актами в области защиты прав потребителей.

Правилами об оказании услуг по реализации туристского продукта (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452) установлены дополнительные требования к договору между турагентом и потребителем. В пункте 14 этого документа сказано, что к существенным условиям договора должны быть отнесены также:

      полное и сокращенное наименования турагента и его почтовый адрес;

      информация о том, что оказывает услуги не турагент, а туроператор;

      информация о том, кому предъявлять требования о выплате страхового возмещения в случае необходимости.

Надо заметить, что отныне претензии туристы или заказчики предъявляют только туроператору, а не только туроператору или турагентству, как это было на практике раньше. Кроме того, теперь в договоре обязательно должны быть указаны положения, касающиеся финансового обеспечения и выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора.

Учитывая тот факт, что вышеуказанные условия договора признаны Федеральным законом N 132-ФЗ существенными, туроператорам и турагентствам необходимо в обязательном порядке включать их в свои типовые формы договоров. В противном случае, согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ, договор может считаться незаключенным со всеми вытекающими последствиями.

Правилами реализации туристского продукта установлено, что реклама, размещенная в справочниках и каталогах, может быть признана публичной офертой, адресованной неопределенному кругу лиц. Для этого она должна содержать все существенные условия договора о реализации туристского продукта. Поэтому турагентам и туроператорам нужно внимательно относиться к объему информации, размещаемой в рекламе.

Если же исполнитель хочет провести конкурс, стимулирующую лотерею или другое подобное мероприятие, он должен указать в рекламе:

      сроки проведения мероприятия;

      правила проведения мероприятия;

      количество призов и выигрышей и сроки, место и порядок их получения;

      источник информации об организаторе.

На исполнителя возлагается обязанность предоставить потребителю качественный и безопасный туристский продукт.

Обращаясь к туроператору или турагенту, турист может сообщить, какую цель он хочет достичь, приобретая турпутевку. В такой ситуации исполнитель обязан предоставить такой продукт, который соответствует целям потребителя. При этом исполнитель должен известить потребителя, что при выполнении всех требований последнего качество туристского продукта может быть снижено либо вообще может оказаться невозможным оказать услугу. Турфирма должна пояснить, что нужно сделать или от каких требований потребителю необходимо отказаться, чтобы фирма смогла выполнить свои обязательства. Если турист будет настаивать на своих требованиях, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Добавим, что в статье 10 Федерального закона N 132-ФЗ указано, что заключаемый договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе Закону РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

 

Иные условия договора турфирма и клиент могут определить самостоятельно. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. К таковым относятся:

      ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;

      изменение сроков совершения путешествия;

      непредвиденный рост транспортных тарифов;

      невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Турагентам и туроператорам необходимо иметь в виду, что по новым правилам исполнитель обязан передать потребителю оригинал договора, путевку и прилагаемые к ним документы (ваучер, билет и пр.) не позднее 24 часов до начала путешествия. Об этом говорится в пункте 19 Правил. Сократить указанный срок можно, если на это согласен потребитель

Правила оказания услуг по реализации туристского продукта устанавливают обязанности не только для туроператоров и турагентов, но и для потребителей. Впрочем, оно одно: в установленный договором срок оплатить общую цену туристского продукта. Оплата может быть произведена как наличным, так и безналичным путем. Причем исполнитель не имеет права оказывать за плату дополнительные услуги без согласия потребителя.

Конкретные условия путешествия, общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой путешественнику. Из новой редакции Закона N 132-ФЗ исключено положение о том, что туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.

Информация о работе Договор оказания туристских услуг