Договор на реализацию туристского продукта и его основные условия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Актуальность этой работы заключается в том, что в феврале 2007 г. в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены существенные изменения. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор.

Содержание

1. Введение стр. 2
2. Основные понятия, используемые в тексте данной работы стр. 3
4. Договор на реализацию туристского продукта и его основные условия стр. 4
5. Заключение стр. 13
6. Список источников стр. 14

Работа содержит 1 файл

право.docx

— 45.24 Кб (Скачать)

Для турагента при оформлении договора с клиентом очень важно понимать от чьего имени он заключает этот договор. В зависимости от вида договора турагента с данным конкретным туроператором, он может действовать либо от имени туроператора, либо от своего собственного имени. Это тоже должно быть прописано в преамбуле договора реализации турпродукта. Если турагент действует от имени туроператора, то следует указать и реквизиты доверенности, выданной ему туроператором. При этом нужно быть готовым предъявить эту доверенность заказчику и, по его требованию, передать ему её копию. 

Предметом договора на реализацию турпродукта является оказание исполнителем туристу комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену. Обычно предмету договора посвящена первая его часть. В связи с большим объёмом информации об услугах есть смысл в этой части не перечислять их полностью со всеми их потребительскими свойствами, а сделать ссылку на приложение к договору, в которое будет вынесена эта информация. Например: «Колокольчик предоставляет Заказчику и/или его туристам туристические услуги согласно Приложению № 1 к настоящему Договору. Заказчик оплачивает услуги Колокольчика в сумме, указанной в Приложении № 1 к настоящему Договору. Полный список туристов Заказчика по настоящему Договору указан в Приложении № 1». В качестве такого приложения вполне может подойти, например, один из стандартных отчётов программы «Мастер-Тур» (лист подтверждения, лист бронирования), дополненный в правой верхней части словами «Приложение № 1 к Договору № ___ от ____». Но лучше, конечно, обратиться к разработчику программного обеспечения с просьбой написать соответствующий отчёт, приемлемый конкретно Вам. 

Приложение  к договору с описанием  услуг должно содержать информацию о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах. Если Вы по договору реализуете не турпродукт, а отдельные услуги, информация о них должна фигурировать вместо информации о турпродукте. В этом случае, в отличие от турпродукта, против каждой услуги должна быть указана её цена, с подведением в конце итоговой суммы. Турпродукт же не требует отдельного указания цены каждой входящей в него услуги, поскольку все они оказываются за общую цену. Эта общая цена (цифрами и прописью) и должна фигурировать в приложении.

Приложение должно содержать полный список туристов заказчика с указанием их фамилии, имени и отчества, реквизитов загранпаспортов (при необходимости пересечения границы РФ) и даты рождения (для определения возрастных условий и льгот). В этом приложении также следует указать дату, до наступления которой заказчик должен сообщить турфирме все сведения, необходимые для совершения туристами путешествия, и передать необходимые документы туристов (для оформления визы, например). В тексте самого договора при этом нужно предусмотреть освобождение турфирмы от обязательств по договору в случае нарушения этого срока заказчиком.

Турагентам, а также тем турфирмам, которые могут по договору реализации турпродукта выступать как турагентами, так и туроператорами (по разным турам), есть смысл вынести в отдельное приложение к договору и всю информацию, связанную с туроператором. Такая информация должна включать в себя как минимум полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии. Уместным будет также указать и реквизиты Вашего договора с туроператором. Такое приложение целесообразно постольку, поскольку содержащаяся в нём информация является для договора турагента переменной, ведь он может реализовывать туры многих различных туроператоров. Для этого в сам договор достаточно ввести пункт типа: «Лицом, оказывающим туристам Заказчика услуги по настоящему Договору, является туроператор. Информация о туроператоре, его финансовом обеспечении, порядке и сроках предъявления претензий к туроператору и организации, предоставившей ему финансовое обеспечение, изложена в Приложении № 2 к настоящему Договору». 

В качестве переменной информации в отдельное приложение к договору целесообразно также  вывести памятку туристу, которая должна содержать информацию, касающуюся безопасности путешествия, предусмотренную статьёй 14 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Такие памятки уважающие себя туроператоры сами разрабатывают для каждого вида формируемых ими турпродуктов, а турагенты - получают у туроператора, заказывают в поддерживающих туризм организациях либо разрабатывают самостоятельно. Если по договору Вы реализуете не турпродукт, а отдельные туруслуги, то памятка туристу всё равно не будет лишней, поскольку она лежит в русле требований законодательства о защите прав потребителей к обеспечению безопасности услуг и предоставлению потребителю информации о них. 

Таким образом, договор реализации туристского  продукта целесообразно снабдить тремя  приложениями: об услугах, о туроператоре и памяткой туристу. Разумеется, все эти приложения должны иметь номер, дату оформления, ссылку на договор и быть подписанными обеими сторонами договора. Часто встречаются случаи, когда по инициативе заказчика или турфирмы в тур вносятся изменения. Эти изменения, как правило, не касаются выбора туроператора, а только состава и свойств приобретаемых услуг. Каждое такое изменение должно быть юридически оформлено подписанием нового приложения об услугах. Во избежание путаницы, в договор с клиентом не лишним будет включить пункт следующего содержания: «При наличии нескольких приложений к настоящему Договору, обладающих одним номером, действительным считается приложение, подписанное последним». Это условие позволит в случае изменения тура не перезаключать весь договор, а обычным порядком подписывать только приложение, не заботясь о судьбе его предыдущих вариантов. 

Текстом самого договора должна быть предусмотрена обязанность заказчика ознакомить с его условиями всех своих туристов и его ответственность за все последствия, вызванные невыполнением этого обязательства, поскольку законом право предъявлять претензии предоставлено не только самому заказчику, но и его туристам. На практике иногда встречаются ситуации, когда заказчик-турист и кто-либо из других его туристов подают претензии отдельно друг от друга, или подаёт претензию только турист, не являющийся заказчиком. В связи с этим не лишним будет и условие договора о том, что возврат средств по любым требованиям туристов осуществляется Вами только заказчику. Это же условие избавит Вас от проблем в том случае, если заказчик не является плательщиком по договору (такое тоже встречается). Необходимо предусмотреть обязанность заказчика получить документы на тур в установленном Вами месте и в установленное время. В противном случае Вы можете «не найти друг-друга» в нужный момент. Это условие становится особенно важным, если Вы планируете передать документы позднее 24 часов до начала путешествия. Поскольку договор с Вами подписывают не все туристы тура, необходимо обязать заказчика обеспечить соблюдение своими туристами требований, условий и ограничений, предъявляемых к туристам со стороны принимающих компаний, отелей, авиаперевозчиков, соблюдение мер профилактики заболеваний и выполнение иных обязанностей, предусмотренных статьями 7 и 14 отраслевого закона. 

Важным условием договора является его цена. При этом она должна быть указана в рублях РФ. Однако, в международном туризме услуги сплошь и рядом номинируются в иностранных валютах. Программные продукты турфирм зачастую тоже ориентированы на валюту. Поэтому подавляющему большинству турфирм удобнее указывать в инвалюте и цену в договоре с потребителем. Если платёж заказчиком осуществляется единовременно в полном объёме при заключении договора, то особой проблемы нет - цена в инвалюте пересчитывается турфирмой в валюту России и вбивается в договор. Если же договором предусмотрена оплата в более поздние сроки и/или оплата частями, то возникает проблема неясности курсов конвертации валют. Т.е. при таком варианте в случае последующего укрепления рубля в невыгодное положение попадает заказчик (фактически он переплачивает за тур), а в случае его ослабления - несёт убытки турфирма. В связи с этим необходимо отметить, во-первых, никто не запрещает указывать в договоре (точнее - в приложении об услугах к нему) цену в иностранной валюте наряду с ценой в рублях, полученной пересчётом валютной суммы по курсу, действующему на день подписания приложения. При этом легитимной будет не «валютная», а именно «рублёвая» цена. А во-вторых, законодательством предусмотрено понятие «условия приобретения услуг». Поэтому весьма полезным будет и определить эти условия в тексте договора примерно следующим образом: «Заказчик имеет право совершать платежи в несколько этапов. При этом сумма, внесённая им на каждом этапе, в целях оплаты по настоящему Договору учитывается с применением следующей формулы: (Сумма платежа в рублях РФ) * (Курс ЦБ РФ валюты, указанной в Приложении № 1, на дату заключения Приложения) / (Курс ЦБ РФ этой же валюты на дату совершения платежа)». Заказчику это условие можно объяснить просто: он должен выплатить «валютную» цену тура. Такая формулировка действует и в случае полной оплаты при заключении договора, и в случае оплаты после его заключения, и в случае оплаты частями. Причём не важна ни валюта конкретного тура (пусть она будет даже рублями РФ), ни принятый турфирмой курс пересчёта.

Если оплата тура осуществляется частями, Вам в  договоре необходимо согласовать с  клиентом размер (в процентном отношении  или в твёрдой сумме), порядок  и срок внесения каждой части. Целесообразно также указать крайнюю дату полной оплаты и оговорить, что при отсутствии полной оплаты после этой даты Вы имеете право отказаться от выполнения своих обязательств по договору. Неполучение полной оплаты в установленный срок будет служить для Вас сигналом о необходимости аннуляции тура. Если заказчик оплачивает Ваши услуги платёжным поручением через банк, то следует согласовать, что будет считаться датой совершения платежа: дата списания средств со счёта заказчика или дата поступления их на Ваш счёт. Разница между этими двумя событиями на вполне законных основаниях может достигать пяти банковских дней. Разумеется, второй вариант для турфирмы предпочтительнее. Кроме того, в первом случае ответственность за выбор заказчиком банка, из которого он совершает платёж, фактически ложится на турфирму. Согласование понятия даты платежа при расчётах наличными смысла не имеет, поскольку оно установлено законодательно. 

Одним из существенных условий договора реализации турпродукта является ответственность сторон. Заказчик (физическое лицо), и турист находятся под защитой законодательства о защите прав потребителей. Поэтому нет смысла устанавливать для них в договоре ответственность, превышающую пределы, определённые законом. Любой суд признает такие условия договора не действительными. А Роспотребнадзор (даже без жалоб потребителей) ещё и наложит на Вас штраф за включение их в договор. Тем не менее, заказчик и турист в ряде случаев должны нести ответственность. И это должно быть указано в договоре. Как минимум, заказчик должен нести ответственность перед Вами и третьими лицами за нанесенный заказчиком и/или его туристами материальный ущерб. Это позволяет, например, переложить на него ответственность за разбитое туристом окно в отеле. Справедливо будет отразить в договоре зеркальную ответственность турфирмы. 

Свою ответственность  турфирме выгодно максимально ограничить. Так, в договоре на вполне законных условиях можно прописать снятие с Вас ответственности в следующих  случаях: 

  • в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения услуг, возникшего вследствие недостоверности, недостаточности  и несвоевременности сведений и  документов, предоставленных заказчиком, а также вследствие других нарушений  заказчиком или его туристами  условий договора;
  • за отмену или изменение времени отправления водного, авиа- и железнодорожного транспорта и связанные с этим изменения объема и сроков услуг по договору. В этих случаях ответственность в соответствии с законодательством несет перевозчик. (Это условие достаточно спорное, но явно закону не противоречит и некоторыми судами принимается);
  • за сохранность личного багажа, ценностей и документов туристов заказчика на весь период оказания услуг;
  • если туристам заказчика отказано в перевозке или проживании в гостинице из-за отсутствия у них надлежащих документов, нарушения правопорядка или причинения беспокойства окружающим, состояния опьянения или нарушения других правил поведения в общественных местах, проезда или провоза багажа;
  • если заказчик или его турист из-за собственной неосторожности, по своему усмотрению или в связи со своими интересами не воспользовался всеми или частью предоставленных услуг;
  • за услуги, приобретённые заказчиком и/или его туристами самостоятельно вне рамок договора;
  • в случае невозможности оказания услуг в силу действия российских или зарубежных таможенной службы или пограничного контроля, в случае отказа посольств зарубежных стран в выдаче въездных виз, либо иных действий официальных органов или властей России или зарубежных стран, делающих невозможным осуществление услуг.

    Кроме того, не лишним будет включить в договор  пункт следующего содержания: «В случае возникновения обстоятельств, препятствующих турфирме оказать услуги в полном объеме и в оговоренные сроки по независящим от неё причинам, она может без дополнительного согласия заказчика перенести сроки проведения поездки, но не более чем на...часов, заменить отель на  отель аналогичной категории или выше, произвести равноценную замену в экскурсионной программе. Данные изменения могут быть произведены  без ухудшения услуг. Если указанные изменения привели к уменьшению фактической стоимости услуг, турфирма производит возврат заказчику излишних средств согласно составленной турфирмой калькуляции». При этом срок переноса поездки может зависеть от специфики данного конкретного тура и туроператора. Устанавливать срок, превышающий 24 часа, полагаю не корректным. Большинство туроператоров вполне в него укладываются. 

    При определении  в договоре условий отказа заказчика от услуг необходимо учитывать, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты Вам фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Тем не менее, целесообразно проинформировать заказчика в договоре, что при его отказе от билетов на чартерные рейсы их стоимость не возвращается. Что касается турфирмы, то необходимо прописать только, на каких условиях она может отказаться от исполнения своих обязательств при наступлении форс-мажорных обстоятельств. 

    Порядок предъявления туристами претензий и ответа на них установлен законом. Однако не лишним будет согласовать в договоре предварительное обращение туристов «на месте» к представителю турфирмы или её партнёра. Также целесообразно указать в договоре, что факты невыполнения турфирмой своих обязательств, на основе которых к Вам предъявляются материальные претензии, должны быть подтверждены документально. 

    В последнее  время многие туроператоры стали  требовать от турагентов страховать туристов от невыезда или предоставлять их расписку с отказом от такого страхования. Расписка служит дополнительным доказательством того, что клиент был проинформирован о возможности возникновения таких обстоятельств и добровольно принял на себя этот риск. Вместо расписки можно ввести в типовой договор пункт типа: «Заказчик отказывается от страхования туристов Заказчика от невыезда на случай их заболевания и/или невыдачи визы». В случае приобретения заказчиком указанной страховки, этот пункт из договора при его оформлении исключается. 

Информация о работе Договор на реализацию туристского продукта и его основные условия