Денежный оборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Наиболее приемлемым является следующее определение: денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно деньги, а не различные заменители или суррогаты денег.

Работа содержит 1 файл

Денежный оборот.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Наиболее приемлемым является следующее определение: денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Такое определение соответствует содержанию современного денежного оборота, где движение совершают именно деньги, а не различные заменители или суррогаты денег.

В условиях обращения денег, обладающих собственной  стоимостью, денежный оборот, как и  товарный оборот, выступает в качестве стоимостного оборота, поскольку золотая  или серебряная монеты имели собственную стоимость, отраженную в указанном на ней номинале. Стоимостной оборот объединял как денежный, так и товарный обороты.

Современный же денежный оборот совершается с  помощью денежных единиц (в налично-денежном и безналичном оборотах), не обладающих стоимостью, равной их номиналу. Поэтому стоимостным сейчас можно считать только товарный оборот.

В экономической  литературе часто не разграничиваются понятия «денежный оборот», «платежный оборот», «денежное обращение», «денежно-платежный  оборот». Между тем все эти понятия различаются между собой. Так, понятие «денежный оборот» более узкое, чем понятие «платежный оборот».

Платежный оборот - процесс движения средств платежа, применяемых в данной стране. Он включает не только движение денег как средств платежа в налично-денежном и безналичном оборотах, но и движение других средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т.д.). Нельзя не обратить внимание на то, что определенная, сравнительно значительная часть расчетов между их участниками осуществляется без денежных оборотов, в форме бартера, зачета и др. Денежный оборот является, следовательно, составной частью платежного оборота. Денежное обращение, включающее оборот наличных денег, в свою очередь, служит составной частью денежного оборота. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим. Например, банк выдает денежные знаки институту, которые поступают в кассу банка. Из кассы банка эти денежные знаки поступают студенту в форме стипендии. Студент покупает за эти денежные знаки товары на рынке. Продавец товара за эти денежные знаки приобретает товары в магазине. Магазин сдает эти денежные знаки в банк. Банк снова предоставляет денежные знаки институту и т.д.

Обращаться  могут только наличные деньги. Движение денежной единицы в безналичном обороте отражается в виде записей по счетам в банке. В подобной ситуации движение наличных денег замещается кредитными операциями, выполняемыми при участии банка, по счетам участников соответствующих операций. Поэтому понятие «денежное обращение» можно отнести только к части денежного оборота, а именно к налично-денежному обороту.

Под денежно-платежным оборотом понимается часть денежного оборота, где деньги функционируют как средство платежа независимо от того, безналичный это оборот или наличный.

Деньги, находящиеся в  обороте, выполняют  три функции: платежа, обращения и накопления. Последнюю функцию деньги осуществляют потому, что их движение невозможно без остановок. Когда же они временно прекращают свое движение, они и выполняют функцию накопления.

Функцию меры стоимости деньги, находящиеся  в денежном обороте, не выполняют. Эту  функцию деньги выполнили до вхождения  в денежный оборот при установлении с их помощью цен на товары. Поэтому  выполнение функции меры стоимости влияет только на потребность в деньгах для денежного оборота, следовательно; и на величину денежного оборота. Например, когда человек приходит на рынок, перед тем как купить товар и передать деньги продавцу, он торгуется, в результате чего устанавливается цена товара, и только после этого деньги совершают движение - передаются в руки продавца.

Денежный  оборот складывается из отдельных каналов движения денег между:

* центральным  банком и коммерческими банками; 

* коммерческими  банками; 

* предприятиями и организациями;

* банками  и предприятиями и организациями; 

* банками  и населением;

* предприятиями,  организациями и населением;

* физическими  лицами;

* банками  и финансовыми институтами различного  назначения;

* финансовыми  институтами различного назначения и населением. По каждому из этих каналов деньги совершают встречное движение.

Структуру денежного оборота можно определять по разным признакам. Из них наиболее распространенным является классификация  денежного оборота в зависимости  от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты. Однако, несмотря на всю важность такой классификации, она не отражает экономического содержания отдельных частей денежного оборота. Поэтому наряду с данным признаком классификации денежного оборота следует использовать и другой признак - характер отношений, которые обслуживает та или иная части денежного оборота.

В зависимости  от этого признака денежный оборот разбивается на три части:

* денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц;

* денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве;

* денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.

Наконец, можно классифицировать денежный оборот в зависимости от субъектов, между  которыми двигаются деньги. По этому  признаку структура денежного оборота  будет такова:

* оборот  между банками (межбанковский оборот);

* оборот  между банками и юридическими  и физическими лицами (банковский  оборот);

* оборот  между юридическими лицами;

* оборот  между юридическими и физическими  лицами;

* оборот  между физическими лицами.

      Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, обеспечивающие непрерывный кругооборот денежных средств. Понятие оборотных средств определяется их экономической сущностью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения.

      Оборотные производственные фонды  — это средства производства, вещественные элементы которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. В структуре оборотных производственных фондов принято выделять:

      - сырье и основные материалы;

      - вспомогательные материалы;

      - топливо;

      - тара;

      - запасные части для ремонта  собственного оборудования;

      - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

      - незавершенное производство и  полуфабрикаты;

      - расходы будущих периодов.

      Фонды обращения (функционируют в процессе обращения) — это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары и прочие материальные ценности, товары отгруженные, денежные средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, прочие оборотные средства. Величина фондов обращения должна быть достаточной, и не более того, для обеспечения четкого и ритмичного процесса обращения.

      Оборотные средства предприятия по источникам их формирования подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).

      Собственные оборотные средства обеспечивают финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. В приватизированных предприятиях они находятся в полном их распоряжении. Предприятия имеют право их продавать, передавать другим хозяйствующим субъектам, гражданам, сдавать в аренду и т. д.

      Заемные оборотные средства, привлекаемые главным образом в виде банковских кредитов, покрывают дополнительную потребность предприятия в средствах. При этом главным критерием условий кредитования банком служит надежность финансового состояния.

      Исходя  из принципов организации и регулирования  оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

      Нормируемые оборотные средства дают возможность рассчитать экономически обоснованные нормативы по соответствующим видам оборотных средств.

      Ненормируемые оборотные средства являются элементом фондов обращения. Управление этой группой оборотных средств направлено на предотвращение необоснованного их увеличения, что служит важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения.

      Оборотные средства предприятия, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершают непрерывный кругооборот.

      Для туризма характерна особая схема  круговорота оборотных средств, которая значительно отличается от кругооборота средств в промышленности, торговле, общественном питании. Отличие  обусловлено тем, что во-первых, объектом деятельности туризма является человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своего интереса; во-вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно-обслуживающий процесс.

      Кругооборот оборотных средств в туризме  происходит по следующей схеме:

      Д – Т- Д1–В,

      где Д — денежные средства авансированные туристской фирмой на организацию тура, то есть на создание туристского продукта;

      Т-материальные и нематериальные услуги туризма, а также

      товары  туристско-сувенирного назначения; Д1 — денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость; В — туристские впечатления.

      Приведенная схема показывает, что турист платит деньги за то, что он видит и что его впечатляет (интересные явления природы, памятники истории и культуры, архитектурные памятники и т. п.). В создание объектов туристского показа туристское предприятие не вкладывает свой капитал, но уже само существование таких объектов приносит туризму денежный доход. Туристское предприятие оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам этих объектов.

      Важное  значение для туристского предприятия  при получении дохода имеют вид  и качество туристских впечатлений, которые должны соответствовать туристским интересам. Изменение или исчезновение (частично или полностью) объектов туристского интереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и уменьшению денежных поступлений в туристское предприятие.

      Своеобразие кругооборота оборотных средств  в туризме сказывается на скорости их оборота. Скорость оборачиваемости оборотных средств является важнейшим показателем интенсивности их использования.

      Оборачиваемость оборотных средств — это продолжительность прохождения оборотными средствами отдельной стадии производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, составляют период оборота оборотных средств.

      Скорость  оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью взаимосвязанных показателей:

      - продолжительности одного оборота  в днях (оборачиваемость оборотных  средств в днях);

      - коэффициента загрузки оборотных  средств.

      Простейшим  из показателей является коэффициент оборачиваемости оборотных средств, равный частному от деления выручки от реализации туристского продукта за данный период на средний остаток оборотных средств за тот же период:

      По  сути, коэффициент оборачиваемости оборотных средств — это фондоотдача оборотных средств. Его рост свидетельствует о более эффективном их использовании. Одновременно он показывает число оборотных средств за отчетный период.

      Преимущество  этого показателя — в предельной простоте расчета и ясности содержания. Так, если выручка от реализации составила за год 2000 тыс. руб., а средний остаток оборотных средств фирмы — 400 тыс. руб., то коэффициент оборачиваемости оборотных средств Ко§ = 2000 : 400 = 5 раз. Это означает, что за год каждый рубль, вложенный в оборотные средства предприятия, совершил 5 оборотов.

      При исчислении показателя средней продолжительности одного оборота в днях для некоторого упрощения принято считать продолжительность периода, за который определяется степень использования оборотных средств, любого месяца, равную 30 дням, квартала — 90 дням, года — 360 дням. Продолжительность одного оборота в днях исчисляется по формуле:

         

      где Дп— длительность периода, за который определяется показатель; Коб— коэффициент оборачиваемости.

      Чем меньше продолжительность оборота  или больше число совершаемых им кругооборотов при том же объеме реализованных туристских услуг, тем меньше требуется оборотных средств, и, наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются. В рассмотренном выше примере Д = 360 : 5 = 72 дня.

      Этот  показатель можно определить иначе: сначала рассчитывается среднедневная выручка от реализации  Р’=P : Дп= 2000 тыс. руб. : 360 дней = 5,5 тыс. руб.

      Коэффициент загрузки оборотных  средств характеризует величину среднего остатка оборотных средств, затраченных на один рубль выручки от реализации туристского продукта: 

         

      Величина  этого коэффициента обратна коэффициенту оборачиваемости:

         

      В рассмотренном примере К3 = 400 : 2000 = 0,20 коп. Эту величину можно интерпретировать следующим образом: на один рубль выручки от реализации туристского продукта в среднем за рассматриваемый период приходилось 20 коп. Стоимости запасов оборотных средств.

      Иными словами, коэффициент загрузки оборотных средств представляет собой оборотную фондоемкость, то есть затраты оборотных средств для получения одного рубля реализованного туристского продукта. Этот показатель свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств или, наоборот, о неэффективном использовании оборотных средств лишь в сопоставлении за ряд лет и исходя из динамики коэффициента.

      Для каждого туристского предприятия (как и для любого другого хозяйствующего субъекта) характерна своя скорость оборачиваемости средств. Эта скорость определяется многими факторами (постоянными или случайными), в первую очередь ассортиментом произведенного и реализуемого товара, услуг.

      Обследование  показывает, что в среднем оборачиваемость  оборотных средств в туристском предприятии выше, чем на заводе или в ресторане, но медленнее, чем в продовольственных магазинах и на базах.

      При анализе очень важно определить прирост выручки от реализации туристского продукта за счет изменения суммы среднего остатка оборотных средств и скорости оборачиваемости оборотных средств: 

          
 

      Расчет  и анализ этих показателей способствует эффективному использованию оборотных  средств и финансовой устойчивости туристского предприятия. Ускорение оборачиваемости оборотных средств и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяют предприятию направить их по своему усмотрению на развитие туристской индустрии и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

      Наличие оборотных средств, имеющихся в  распоряжении того или иного предприятия, может быть рассчитано как по состоянию  на определенную дату (обычно отчетной датой является последний день соответствующего квартала), так и в среднем за истекший отчетный период. Такие показатели могут быть определены как по всему объему оборотных средств, так и по отдельным составляющим элементам или их группам. Наличие оборотных средств определяется по данным бухгалтерского баланса. 

      Если  исходить из того, что потребности  оперативного управления туристским предприятием требуют ежемесячного подведения итогов его деятельности, то средний остаток (O’) оборотных средств за данный месяц проще всего определить как полусумму остатков на начало (Oн) и конец (Oк) этого месяца:

         

      Если  возникает необходимость определить средние остатки оборотных средств  за период времени, включающий несколько  равных по продолжительности отрезков (например, за год по данным об остатках на начало и конец каждого квартала), то используется формула средней хронологической простой:

          
 

      На  практике нередки случаи, когда расчет среднего остатка оборотных средств необходимо производить по данным отчетности за периоды времени различной продолжительности. В этом случае (как и при определении среднегодовой стоимости основных фондов) используется формула средней арифметической взвешенной, причем взвешивание данных об остатках за каждый период производится с учетом его продолжительности:

        

Оборот  или доход?

Что считать  «денежными средствами, полученными за реализацию путевок» - один из главных вопросов, который беспокоит руководителей и финансовые службы операторских компаний, в связи с вступлением в силу новой редакции «Закона об основах туристской деятельности». Ответ на этот вопрос не имеет однозначного ответа.  
Согласно статье 39 п.1 Налогового Кодекса (НК) РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.  
Согласно Федеральному закону №132-ФЗ от 24.11.1996г. туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.  
Исходя из определения данного в НК, для признания определенных денежных средств средствами от реализации турпродукта для предприятий определяющих момент признания выручки от реализации по методу начисления, необходимо,чтобы был подтвержден документально сам факт реализации продукта, а именно переход права собственности на него. Естественно, во многих случаях момент поступления денежных средств от заказчика на расчетные счета или кассу туроператора и момент перехода права собственности на продукт не совпадают. Таким образом, денежные средства, поступившие от заказчика тура туроператору в виде предоплаты, до момента признания факта реализации турпродукта, считаются авансовым платежом и только в момент признания факта реализации становятся денежными средствами, полученными от реализации туристического продукта. 
При этом туроператоры вправе самостоятельно определять дату реализации турпродукта, например: 
- в момент передачи путевки и полного комплекта документов (проездных билетов, загранпаспорта с проставленной в нем визой и т.д.); 
- в день начала тура; 
- в день окончания тура, что подтверждается туристским ваучером. 
Согласно п. 51 Приказа ГК РФ по физической культуре и туризму N 402 от 04.12.1998г. в качестве момента определения выручки от продажи туристского продукта рекомендовано принимать дату окончания тура. 
Иная ситуация с предприятиями, находящимися на упрощенной системе налогообложения. В данном случае, согласно ст.346,17 п.1 НК РФ, денежными средствами от реализации туристического продукта, признаются все денежные средства, поступившие на расчетные счета или кассу предприятия от заказчиков турпродукта, включая все авансовые платежи. 
В ситуации, когда туроператор формирует турпродукт на основании одного или нескольких посреднических договоров, денежными средствами от реализации туристического продукта, должны быть признаны все средства поступившие от заказчиков на основании договоров реализации туристического продукта, право собственности на который перешло к заказчику, независимо от того, что выручкой от реализации по посредническим договорам согласно НК РФ является только вознаграждение. Несмотря на то, что одна из составных частей турпродукта может быть приобретена туроператором на основании посреднического договора, весь турпродукт является собственным продуктом туроператора. 
Так же хочется отметить, что на основании определения туристического продукта денежные средства, полученные туроператором от реализации отдельных услуг, например авиабилетов, бронирование гостиниц и.т.д., не могут считаться денежными средствами, полученными от реализации туристического продукта. 

 
 
 
 
 

 
 
 

 
 
     
 
 

Современная экономическая теория рассматривает  цену как результат функционального взаимодействия комплекса ценообразующих факторов. В условиях совершенной конкуренции, т. е. когда множество мелких фирм производят однородную продукцию при благоприятных условиях входа на рынок и выхода из него и равном доступе ко всем видам информации (так можно описать рыночную структуру современного туристского рынка России), цена устанавливается на рынке. Эту цену принято называть ценой равновесия
 
Кривая спроса показывает, что спрос потребителей на туристские услуги увеличивается по мере снижения цены на них. Производители, напротив, увеличивают предложение по мере роста цены. Точка пересечения кривых на графике означает, что спрос и предложение уравновешены, а цена является выразителем этого равновесия. 
 
Цена равновесия равняется, с одной стороны, предельной полезности, а с другой - предельным издержкам. Сущность цены выражается в следующих функциях: 
 
- распределительной;  
- стимулирующей;  
- функции ориентации. 
 
Содержание распределительной функции цены проявляется в том, что созданный с помощью цен валовой внутренний продукт и доход хозяйствующих субъектов перераспределяются между предприятиями и отраслями народнохозяйственного комплекса. Стимулирующая функция цены находит свое объяснение в следующем: цены экономически способствуют производству и потреблению одних товаров и сдерживают потребление и производство других, они также стимулируют применение новых товаров и материалов и повышение качества продукции. Функция ориентации означает, что цена обеспечивает покупателя товара и его продавца необходимой информацией. 
 
Ценообразование в сфере услуг и в туризме в частности имеет целый ряд особенностей: 
 
1 Услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги - это розничные цены. 
2. Устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на них следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей. 
3. Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов; спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер. 
4. Туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как цены для иностранных туристов, как правило, более высокие, чем для отечественных, и устанавливаются в свободно конвертируемой валюте. 
5. Цены на туристские услуги должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, национальные парки, исторические памятники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (горы, водопады). 
 
Цена на туристские услуги имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом выступает себестоимость произведенного товара (туристского пакета), а верхний предел определяется спросом на данный товар. Следовательно, величина цены на турпродукт определяется его стоимостью и спросом на этот продукт. Кроме того, на цену турпродукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания, используемое транспортное средство, форма обслуживания (групповая или индивидуальная), конъюнктура рынка туруслуг, сезонность предоставления услуг, эффективность рекламы и т. п. 
 
Структура цены на турпродукт представлена на рис.

 
Рис. Структура цены на турпродукт

При разработке цен на турпродукт (например, размещение в гостинице) учитываются следующие  виды комиссионных вознаграждений посредникам: комиссия для оптовиков - туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредников; розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператоров или сами бронируют гостиничные номера; комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и гостиницей. 
 
Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту. Таким образом, стоимость туристской путевки определяется по формуле

где Ц - цена турпакета на одного туриста  в рублях;  
И - себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора;  
Н - косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг;  
П - прибыль туроператора в рублях; 
С - скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет; 
К - комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (надбавка к цене турпакета или
скидка с цены туроператора в пользу турагента); 
Т - количество туристов в группе; 
Э - количество сопровождающих группу (эскорт). 
 
Кроме указанных выше особенностей ценообразования в туризме, следует помнить следующее: 
 
- цены на определенные виды услуг туризма не входят в Стоимость турпакета (например, экскурсии); туристы заказывают и оплачивают их дополнительно в соответствии со своими вкусами и интересами; 
- при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе: чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека; 
- цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как детям и школьникам предоставляются
значительные скидки с цены на многие услуги туризма; 
- прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат (размер процента зависит от спроса на данный турпродукт и может колебаться от 5 до 100 % и более). 
 
Расчет цены на турпродукт производится исходя из нормативной себестоимости услуг. Калькуляция - это определение стоимости одной единицы услуг или товара. 
 
Пример. Рассчитаем стоимость тура в Турцию (г. Анта-лья), предлагаемого туроператором "Академсервис" для группы из 40 человек. 
 
1. Общие условия. 
 
Сроки: 15 дней - 14 ночей в июле. 
Количество туристов в группе, включая сопровождающего, -40 человек. 
Питание - полупансион (завтрак и ужин). 
Проживание - двухместные номера со всеми удобствами в курортном отеле. 
Транспорт - перелет регулярным рейсом "Аэрофлота" (ИЛ-86). 
Трансфер: аэропорт - гостиница - аэропорт автобусом "Мерседес". 
 
2. Смета расходов турфирмы по отправке туристов. 
 
Перелет - $175 х 40 человек = $7000. 
Проживание - гостиница "Sun Zeynep", включая питание (полупансион): $35 х 14 ночлегов х 40 человек = $19600.  
Итого: $26600. 
 
3. Услуги фирмы (бронирование мест в гостинице и авиабилетов, сопровождение группы) - 10 % от величины расходов: 
($ 19600 + $7000) х 10 % = $26600 х 10 % = $2660. 
 
4. Прибыль фирмы - 10 % от величины расходов - $2660. 
 
5 Общая стоимость тура на всю группу: $26600 + $2660 + + $2660 = $31920. 
 
6. Стоимость тура на 1 человека (расходы на сопровождающего от фирмы делятся на общее количество туристов в группе, т. е. на 39 человек): 
$31920: 39 = $818,5. 
 
Приведенный пример показывает, что на долю отправляющей туристской фирмы приходится лишь 16,7 % общей стоимости тура: 
($2660 + $2660) / $31920 x 100% = 16,7%.  
 
Следует учитывать, что цена должна быть гибкой, т. е. обладать маневренностью и динамичностью. Так, в настоящих условиях многие туристские фирмы были вынуждены снизить норму прибыли в ценах на туристские путевки в целях привлечения туристов1.

Информация о работе Денежный оборот