Безопасность при туристско-экскурсионном обслуживании

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Экзотические виды туризма. Некоторые требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании. Психофизиологические факторы риска. Вопросы безопасности конного туризма.

Работа содержит 1 файл

ОБЖ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей  проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера.

     Современное общество развивается в условиях нарастающего кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды. В последние годы это демонстрируется ощутимым ростом количества техногенных и социально обусловленных катастроф, чрезвычайных ситуаций.

     Воздействие человека на окружающую среду за последние  годы по своим масштабам, интенсивности  и сложности сравнивают со стихийными бедствиями. В этих условиях всё более необходимым становится формирования знаний по безопасности жизнедеятельности, как условия обеспечения устойчивой безопасной жизни.

     ''Безопасность  жизнедеятельности'' представляет собой  междисциплинарный комплекс знаний, основывающийся на научной концепции в системе'' человек – среда обитания – машины – чрезвычайные ситуации''.

     XXI век, – на мой взгляд, это век, когда человек стал, как никогда раньше, уделять большее внимание себе и своему отдыху. 

     Неудивительно, ведь привычная обстановка надоедает, хочется попасть как будто  в другой мир. А кому-то хочется  встряски. Недоступное, неизвестное, далекое всегда манит. И как тут не захочется отведать «запретный плод», который, как известно всегда сладок...

     Людям всегда хочется и будет хотеться чего-то новенького.

     Туризм  является одной из крупнейших и динамично  развивающихся отраслей экономики. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16 рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 7,9% экспорта товаров и услуг. По данным Word Tourism Organization Россия до конца 2020 года войдет в число двадцати крупнейших стран въезда туристов.

     Проблема  безопасности особенно важна в экстремальном (приключенческом) туризме и в  технически сложных видах путешествий, таких как восхождение на Эльбрус; поездки в Сибирь и на Камчатку; туры по Байкалу и Амазонке; конный, водный, горный; лыжный, автомобильный и велосипедный туризм, где риск получения ущерба здоровью и фатального исхода довольно велик.

     Согласно  Федерального закона №132-Ф3 от 24.11.96 г. "Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации" под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненасенение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий. В учебном пособии проанализированы данные проблемы безопасности на различных объектах туристской индустрии. 

Экзотические  виды туризма

    Активные  виды отдыха завоевывают все большую  популярность среди простых туристов. В южных приморских странах это: виндсерфинг, дайвинг, вейкбординг; для  стран средней климатической  полосы свойственен рафтинг, каякинг, горный велосипед, парашютный спорт, спелеология. Страны северные, а так же горные регионы, предлагают привередливому туристу возможность испытать себя на склонах и в тайге: здесь популярны горные лыжи, сноубординг, кайтинг, а так же новое увлечение скиджоринг.

    Наиболее  сложными с организационной стороны  являются те виды спорта, в которых  помимо человека, природы и снаряжения присутствует еще один элемент –  животное. Мегаполисы поглотили биологическую  составляющую человека, настолько, что для ребенка встреча с собакой или лошадью превращается в событие жизни. Прикоснуться к животному, посмотреть ему в глаза, ощутить его силу – это ли не истинное удовольствие от возвращения на родину, в мир природы?

    К счастью, России в ближайшее время  подобной изоляции от животного мира не грозит. Но если говорить о туризме в его мировом масштабе, то интерес к турам, где за основу берется приобщение к деревенскому хозяйству или работа с животными, приобретают все большую популярность. Так как за время прохождения тура турист фактически изучает жизнь животного, его привычки и специфические особенности, можно назвать подобный туризм «животноведческим».

    Так вот, расторопные туроператоры прибегнули к объединению последнего с экстремальным  туризмом, чтобы получить формулу тура, в совокупности обеспечивающего потребности человека в общении с миром животных и  получении очередной порции адреналина.

    Скиджоринг (от норвежского Skijoring) - буксировка лыжника лошадью. Существует два варианта скиджоринга: лошадь под всадником тянет за собой лыжника либо сам лыжник управляет лошадью при помощи вожжей, без всадника.

    Очень популярный вид спорта в мире, который  зародился в Норвегии, а в Росси  он только начинает развиваться.

     Ну, как можно не обратить внимание, например, на такое объявление:

     Санкт-Мориц - респектабельный аристократический курорт на востоке Швейцарии. Самый популярный и известный в мире горный курорт, расположен в Альпах на высоте 1850 м в центре швейцарского кантона Граубюнден, в юго- восточной части страны, на солнечной террасе в сердце долины Энгадин, вдоль берега озера.

     Как нигде в горах, в Санкт Морице много лошадей, кроме скачек, проводится скиджоринг - гонки на лыжах в  конной упряжке, и конное поло, а  также чемпионат мира по гольфу на льду с красными мячами - живописнейшее зрелище. Весьма популярен Энгандинский лыжный марафон, проводящийся в первых числах марта.

    Туры  по скиджорингу относятся к экстремальному виду туризма, а значит, участие в  них может представлять опасность  для туриста.(см. приложение)

    Но, несмотря на все подстерегающие опасности, нас тянет испытать эти волнующие ощущения, которые мы просто называем адреналин.

     Экзотику  надо непременно увидеть своими глазами  и не в кино, почувствовать всеми  рецепторами тела и души. Только тогда получится толк, не будут напрасно истрачены деньги и время. Экзотические далекие страны манили, манят и будут манить к себе неутомимых путешественников всех мастей и состоятельных туристов.

    В данном реферате я рассмотрю тур верховой езды, и попробую определить особенности организации таких туров и сложности обеспечения безопасности во время их проведения. 

Некоторые требования безопасности при туристско-

экскурсионном обслуживании

     При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска  для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и т. п.), возникающих в стране путешествий.

     Риск  для жизни и  здоровья человека в  туристско-экскурсионном  обслуживании возникает  в условиях:

  • cуществования источников риска;
  • проявления данного источника на опасном для человека уровне;
  • подверженности человека воздействию источников опасности.
 

     Травмоопасность

       Может возникнуть: в результате перемещения механизмов, предметов и тел, вследствие сложного рельефа местности; передвижения горных пород (камнепадов, селей, лавин); неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (тесная спортивная обувь, неудачная конструкция крепления горных лыж, узкие лямки рюкзаков и. т. п.); опасных атмосферных явлений (статическое электричество, молнии, град и т. п.). 

     Снижение  травмоопасности обеспечивается:

  • защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);
  • использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);
  • соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;
  • соблюдением требований строительных норм и правил к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств, пассажирских поездов и т.д.);
  • соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;
  • упреждающим информированием туристов о факторах риска;  мерах по предупреждению травм и о принятии экстренных мер  в случае получения травмы.
 
 
 

     Воздействие окружающей среды

     Обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления.

     Показатели  микроклимата в помещениях обслуживания туристов (в спальных комнатах и клубных залах, в помещениях питания-кафе, барах и ресторанах и других), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям (ГОСТ 12.1.005-88. "Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны").

     Предупреждение  вредных воздействий  данного фактора  риска обеспечивается:

  • выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;
  • рациональным проектированием трассы туристского маршрута;
  • учетом погодных особенностей района;
  • сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;
  • оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования и вентиляции, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;
  • обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;
  • своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях).
 

     Психофизиологические  факторы риска

     Исключение  или снижение воздействия психофизиологических факторов риска (физических и нервно-психические перегрузок) достигается:

  • рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршрутам, предусматривающим достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);
  • учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;
  • соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.
 

     Прочие  факторы риска

     К прочим факторам риска относятся  опасности, связанные с отсутствием  необходимой информации об услуге и  ее номинальных (запроектированных) характеристиках.

     Необходимо  предусматривать:

  • предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию Информационного листка к туристской путевке, Технологической карты путешествия, Технологической карты экскурсии; а также сведениями об основных характеристиках этих услуг; условиях обслуживания);
  • проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

      

Охрана окружающей среды

     Естественная  и искусственная окружающая среда  являются наиболее фундаментальной  составляющей туристского продукта. Как только начинает разворачиваться  туристская деятельность, так неизбежно  окружающая среда подвергается изменениям либо для обеспечения туризма, либо вседствие его.

     Для изучения физического  воздействия туризма  на окружающую среду определяют:

  • сравнение с влиянием на нее других видов деятельности (антропогенной нагрузок);
  • условия до начала освоения турбаз и маршрутов;
  • однозначный показатель уровня  терпимости флоры и фауны к вмешательству в их уклад;
  • косвенные и стимулированные виды воздействия, связанные с развитием туризма на исследуемой территории.

Информация о работе Безопасность при туристско-экскурсионном обслуживании