Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:11, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение состояния, тенденций развития и географии маршрутов автобусного туризма.
Объектом исследования выступает автобусный международный туризм.
Предметом исследования данной работы являются особенности создания и технологии разработки автобусных международных туров.
Введение
1. Теоретические основы автобусного туризма: состояние, тенденции развития, география маршрутов
1.1 Сущность автобусного туризма
1.2 Современное состояние и география направлений в автобусном туризме
2. Практика развития автобусного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Есть двух- или трехдневный «классический» вариант автобусных экскурсионных туров по России маршруты Владимир Суздаль или Мышкин Тверь. За 56 дней можно посмотреть несколько городов Золотого кольца или, например, проехать по маршруту Псков Пушкинские горы Новгород с посещением по дороге мелких городков.
Однако до 90% автобусных туров продолжительностью свыше 4 дней приходится именно на зарубежные путешествия. При этом исключительно автобус из Москвы сейчас почти не предлагают: как правило, до «стартовых точек» - Минска, Бреста, Мюнхена, Калининграда, Берлина и обратно туристов отправляют поездом или самолетом. Это позволяет не только на день-два сократить время в пути, но и избавиться от сложных ночных переездов.
География автобусных направлений охватывает практически все европейские страны Скандинавию (Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу (Италия, Португалия, Испания, Хорватия, Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию, Великобританию; есть интересные программы по Альпийским и Балканским странам. Но где бы ни пролегал маршрут, важно с самого начала определиться с программой: спринт по основным точкам на карте или более короткий маршрут, но с относительно вдумчивым осмотром каждой страны или города. Впрочем, автобусный тур это не обязательно спешная прогулка по городам. Предлагаются путевки и с авиаперелетом в какую-то одну страну (чаще всего это Италия или Франция) и автобусным путешествием уже внутри ее границ. Кроме того, в начале 2008 г., например, был открыт совершенно новый тур в Иорданию по маршруту Акоба Амман Петра.
У российского турбизнеса есть своя специфика, связанная в основном с категориями клиентов и структурой спроса на автобусные туры. В конечном итоге все это отражается на состоянии автопарка туристических компаний.
Операторов российского автобусного туризма можно разделить на три категории.
Первая группа работает преимущественно на заграничном направлении. По информации туристических фирм, к самым популярным европейским направлениям относятся Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Швейцария и Голландия; высок спрос на Скандинавские страны, все большую популярность приобретает Великобритания. Клиенты этой группы компаний граждане РФ. Предпочтения россиян объясняются в основном ценовым фактором, а также уровнем сервиса.
Разница в цене на заграничные и российские автобусные путешествия такова, что наши соотечественники все чаще делают выбор в пользу заграничных маршрутов. Соответственно, туроператоры, работающие на зарубежных направлениях, используют автобусы преимущественно иностранного производства. Выбор в пользу иномарок очевиден. Во-первых, за рубежом без особых проблем можно будет исправить любую неполадку уровень развития СТО там не в пример российской практике. Во-вторых, допуск российских автобусов на заграничные, в частности европейские, маршруты по-прежнему тормозится высокими экологическими нормами.
Вторая группа турфирм работает в основном на локальном рынке. Клиентами являются как россияне, так и граждане других стран. Наиболее прибыльным сегментом являются, естественно, иностранцы. Стремясь не потерять этот сегмент потребителей, для их перевозки российские компании используют преимущественно технику иностранного производства.
Однако стоит отметить, что если некоторое время назад интерес иностранных граждан к России постоянно увеличивался, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Специалисты туриндустрии связывают это прежде всего с ухудшением криминогенной обстановки в стране, а именно, с терроризмом, а также с общим ростом цен.
У третьей группы фирм нет четкой специализации только локальный рынок или только зарубежье. В портфеле этих операторов имеются заказы как российских, так и зарубежных клиентов. Соответственно, в парке также нет жесткой приверженности к иностранным либо отечественным маркам.
Говоря об «автобусных вкусах» российских туроператоров следует иметь в виду, что напрямую о брэндовых предпочтениях можно говорить, когда компания располагает собственным парком. Однако многие компании прибегают к услугам транспортных организаций. В этом случае они ограничены предложением данного рынка аренды.
Как утверждают специалисты, высокий сезон для автобусных путешествий с апреля по октябрь, а наивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и июль-август традиционное время отпусков и каникул. И если в среднем в сезон цена недельного вояжа варьируется от 200 (Польша, Чехия) до 900 евро (Великобритания, длинные трансъевропейские маршруты), то в «пиковые даты» может повышаться на 25% и больше. Вообще же, определить оптимальное время года для автобусных туров в целом невозможно. Если, например, июль во Франции или Скандинавии хотя и жарковат, но в современном кондиционированном автобусе вполне переносим, то, например, поездка в те же сроки в Иорданию может стать весьма сложной для не слишком привычного к ближневосточной жаре россиянина. Опытные автобусные туристы стараются ездить в мае-июне или сентябре: оптимально и по погоде, и по деньгам [3].
Туроператоры, как правило, не скупятся на различные новшества и средства привлечения клиентов. Так, система интернет-бронирования некоторых компаний позволяет заранее выбрать конкретное место в автобусе.
2. Практика развития автобусного туризма в России
Современный автобусный туризм характеризуется в настоящее время не только количественным ростом, но и постоянным качественным изменением, выражающийся в широком разнообразии использования автобусов в международном туризме. Традиционным видом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущность которых состоит в том, что программы для них составляются с учетом максимального использования автобусов в течение всей поездки. В последнее время получил развитие комбинированный автобусный туризм - маршрутный туризм и отдых, привлекающий туристов сочетанием познавательного и оздоровительного отдыха.
Автобусные перевозки в международном сообщении пользуются огромной популярностью среди туристов в различных странах. По данным специалистов туристического рынка, наибольшей популярностью пользуются маршруты по странам Европы — Чехия, Польша, Австрия, Венгрия, Германия, Франция, Италия и т. д. Компания «Троя Тревел», однако, исключает из списка самых востребованных на сегодня стран страны Западной Европы. В связи с кризисом больше пользуются спросом туры в страны ближней, центральной и северной Европы. Автобусные туры в страны дальней Европы не пользуются популярностью из-за высоких местных цен. Соответственно стоимость туров по этим направлениям выше и при себе туристу нужно иметь больше денег.
В конце 2008 года компания «Феерия» прогнозировала спад продаж на 2009 год на 40 %, по сравнению с 2007 годом, но эти прогнозы не оправдались. Пиковые даты - период новогодних праздников, майские праздники, период летних отпусков - не перестают пользоваться ажиотажным спросом. В компании замечена тенденция - бронирование туров на 2010 год.
В условиях кризиса спрос на автобусные туры значительно снизился. Так как именно автобусные туры считаются турами экономного отдыха, основная целевая аудитория таких путешествий - люди со средним уровнем достатка. Из-за неуверенности в завтрашнем дне они опасаются тратить свою зарплату на заграничные поездки, потому откладывают их до лучших времен. С другой стороны, у автобусных туров появился новый сегмент потребителей - туристы, которые ранее могли себе позволить дорогой отдых, сместились на более экономный вариант.
Как отмечают в компании «Сага», летом наиболее популярными направлениями были автобусная Австрия, Италия, а также автобусная Хорватия и Черногория. На Новый год туристы выбирают Прагу, Париж и альпийские курорты.
Однако, несмотря на общий оптимизм, зима все же не является лучшим периодом для совершения автобусных туров по Европе. Несмотря на всю заложенную «продуманность и комфортность» зимних программ, комфорт отелей и транспорта, объективные причины - погода, вернее непогода, короткий световой день, сезонное закрытие многих экскурсионных объектов (замков, дворцов) с 1 ноября по 1 апреля, не дают туристам в полной мере насладиться Европой. Поэтому многие турфирмы сосредотачивают свои усилия на создании праздничных программ, в которых туристы знакомятся именно с ярким праздничным обликом европейских столиц в период новогодних и рождественских каникул, когда приятно гулять по украшенным улицам городов, делать покупки во время зимних распродаж, посещать те или иные праздничные шоу.
С целью сгладить недостатки зимних путешествий туроператоры всячески стараются адаптировать свои программы к существующим условиям. Так, например, целесообразно корректировать программы туров с учетом продолжительности светового дня и зимнего режима работы экскурсионных объектов. Компания «Артекс 94», помимо вышеперечисленных мер, улучшает уровень комфортности для туристов, используя и другие методы. В частности это: и повышение звездности отелей (70 % отелей во многих турах - 4*), и транспортное обслуживание только проверенным, новым 4* транспортом.
Безусловно, спрос на зимние туры в нынешнем году заметно упал по сравнению с предыдущим. Очень много объективных и субъективных факторов влияют на желание и возможность людей путешествовать зимой. Как правило, зимняя поездка - это вторая поездка в году, так как большинство туристов отдыхает летом. И не многие могут позволить себе подобное удовольствие, поскольку в каникулы люди путешествуют, в основном, семьями. Плюс - преддверие выборов, плюс - эпидемия гриппа, плюс вынужденный длительный карантин в учебных заведениях, во время которого многие семьи внепланово, срочно уехали в теплые края. Все это не может не сказываться на наборе групп.
В основном туроператоры предлагают комбинированные туры, в которых задействована не одна страна, а сразу несколько. Таким образом, туристы получают возможность ознакомиться с культурой, обычаями, традициями, памятками архитектуры одной страны и заодно могут поехать в однодневные экскурсии в соседние страны. Более популярны туры без ночных переездов, в которых программа путешествия предполагает ночевки в гостиницах.
Например, самой востребованной страной в автобусном туризме является Чехия. Особенно возросло количество туристов по данному направлению после вхождения Чехии в Евросоюз и в единую Шенгенскую зону. Теперь туристы, получая чешский шенген, без проблем могут посетить граничащие с Чехией страны. Это связано с тем, что для получения шенгенской визы в Чехию не нужен такой большой пакет документов, как в другие страны. Так, пребывая в Чехии, туристы могут поехать на один день в Вену или в Дрезден, а по дороге в Чехию посетить Краков или Будапешт. Кстати, с началом выдачи шенгенских виз чешским посольством в 2008 году большинство туристов, совершающих евротуры с посещением таких стран, как Италия, Испания, Франция и другие, начали запрашивать комбинированные туры и с Чехией. Потому на данный момент практически не существует проблем попасть в любую страну шенгенского соглашения.
Также пользуются популярностью туры в Польшу и Венгрию. Но, к сожалению, работа посольств этих стран налажена не так хорошо, как чешского. И в сезон виза у них может оформляться около двух недель, а то и больше.
Предложения по автобусным турам компании «Артекс 94» условно делятся на три блока:
1) демисезонные предложения - это стандартные программы в даты осенних, зимних, весенних каникул (сроки наиболее наполняемых групп);
2) специальные предложения «Новый год в ...». В этом году предлагается встретить Новый год в таких городах, как Париж, Амстердам, Лондон, Ницца, Прага, Будапешт, скандинавские столицы;
3) эксклюзивный продукт компании «Артеке» - программы Ski-Safari, которые сочетают в себе небольшой объем экскурсий с 7-10-дневным отдыхом на лучших горнолыжных курортах Европы - в Австрии, Франции, Италии, Швейцарии.
Отдельным блоком выпускаются предложения на майские праздники. Это - самый «бумовый» период в автобусном туризме, период премьер, эксклюзивных программ, встреч с постоянными клиентами. Набор на эти программы активен уже с осени. Многие майские туры, такие как «Дорогами пилигримов», «Сказки датского короля», «Легенды Ирландского моря», «Французский калейдоскоп», на данный момент набраны уже на 50%.
Что касается главного конкурента зимних автобусных туров - морских курортов в теплых странах, то поездки в Европу имеют свои преимущества. Здесь турфирмы целиком зависят от предпочтений туристов. Благо, многие среди них - любители горнолыжного отдыха. Высокой популярностью у туристов пользуются и другие предложения «Артекс 94»: «5 столиц объединенной Европы», «Европейская мозаика», «Круиз по Европе», «Сага о викингах».
Как утверждают в компании «Инкомартур», преимущество путешествий на автобусах перед турами с отдыхом на море в новогодний период заключается и в том, что стоимость туров не меняется по сравнению с регулярным сезоном.
Они охватывают в своих программах практически все страны Европы, кроме некоторых стран Балканского полуострова: от близлежащих Чехии и Венгрии до Британии и Скандинавии, и даже... Африки! На Новый год неизменно пользуется популярностью Париж («Праздник, который всегда с тобой»), Скандинавия и Швейцария.
Самые востребованные направления компании «Весь CBІT» в зимний период - Чехия и Венгрия. В эти страны турфирма организовывает автобусные туры еженедельно, тогда как туры по всей Европе совершаются 1-2 раза в месяц.
В новом сезоне «Зима 2010-2011» турфирма «Феерия» предлагает как экскурсионные туры, так и туры с посещением горнолыжных курортов Европы. Кроме того, популярен и внутренний туризм: каждую неделю выезжает группа для ознакомления с западным регионом страны.
К каждому сезону туроператоры стараются предложить туристам что-то новое.
В этом году у компании «Троя Тревел» появились новые туры в балтийские и скандинавские страны. Также готовим новые туры на 2010 год в страны СНГ. Один и тот же тур каждый раз проходит по-разному - со временем расширяется экскурсионная программа, все лучше становятся условия проживания.
Туроператор «Сага» разработал несколько групповых автобусных туров на новогодний период. Новинка новогоднего сезона - тур «Новогодняя Сага - Чехия, Австрия, Швейцария» с катанием на лыжах в австрийских и швейцарских Альпах. Тур недорогой - EUR755 на две недели.