Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:41, реферат
Агротуризм как явление относительно новое, существующее около 40 лет и лишь в последнее десятилетие получившее бурное развитие за рубежом, и ставшее узнаваемым в России, имеет множество определений и классифицируется по-разному в зависимости от принятой модели.
Актуальность темы реферата заключается в том, что агротуризм, являясь относительно новым видом отдыха, играет все более важную роль в структуре въездного и внутреннего туризма. Его развитие перспективно практически для всех регионов России.
Цель данной работы – рассмотреть основные инновационные направления в сфере услуг.
Введение…………………………………………………………………………...3
Определение и признаки агротуризма ………………………………….4
Современное состояние и тенденции развития агротуризма в мире….6
Ключевые факторы развития агротуристских комплексов…………..10
Формы туризма, практикуемые в сельской местности………….…….13
Организация отдыха и развлечений в сельской местности……..…….15
Возможность использования зарубежного опыта в России ………….17
Заключение……………………………………………………………..……….19
Список использованной литературы…………………………………………..20
рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;
более эффективная организация свободного времени (выходные, более частые и короткие каникулы);
рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;
разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.
Сельский туризм возник
как следствие быстрого развития
гостиничной индустрии в
• ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;
• активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);
• повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.
Развитие сельского туризма
основывается на уравновешенном менеджменте
потребностей сельской местности. Надо
отметить, что развитые страны в
этом смысле используют широкую гамму
инструментов и механизмов отслеживания
и направления туристических
потоков. В некоторых странах
Европы в национальных планах по развитию
туризма есть специальные пункты,
связанные с национальными
Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонентов:
• неповторимость местного характера;
• конкретные преимущества для туриста;
• преобладание естественного начала;
• экономическая эффективность;
• специализированный маркетинг;
• отлично вписывается в местный архитектурный стиль.
В сельском туризме предприниматели из разных стран нашли возможности экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали. К примеру:
• Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход.
• Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов, они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.
• Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.
• С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентоспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды, обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п.
Существует 3 формы туризма практикуемые в сельской местности:
1. Отдых: путешествия
с целью отдыха и развлечений
одни из наиболее
2. Познавательный туризм:
одним из наиболее важных
Туроператоры составляя экскурсионные маршруты, включают эти ценности в программы посещений определенной зоны. Для того, чтобы ценный объект был включен в туристический маршрут, он должен отвечать определенным требованиям:
3. Винодельческий туризм
– эта форма туризма,
Только в послевоенный период в большинстве европейских государств начинает разрабатываться нормативная база для туризма. Понятно, что это стало результатом развития туристических маршрутов между разными странами, появления все более разнообразного спроса и соответственно предложений, приспособленных к потребностям путешественников. Туризм в сельской местности на европейском пространстве развивается в следующих формах:
- размещение в домах селян («крыша над головой»);
- сельские гостиницы;
- кемпинги в сельских зонах;
- отдых на базах отдыха;
- комбинация этих форм.
5. Организация отдыха и развлечений в сельской местности.
Каждый человек нуждается в отдыхе и развлечениях и данный факт не может быть поставлен под сомнение. Обычно подобное расслабление происходит ежедневно (перерыв, прогулка, смена занятий, сон), каждую неделю (в выходные и праздничные дни) и ежегодно (каникулы, отпуск). Во время отдыха люди обычно предпочитают занятия не повторяющие их повседневные действия. Таким образом человеческий организм освобождается от стресса и монотонности жизни. Где угодно и когда угодно человек готов выкроить минуты для отдыха. Существуют два вида отдыха: активный и пассивный. Часто можно услышать, что во время отдыха хорошо развлеклись, что говорит о том, что люди отдыхали с большим удовольствием.
Это же происходит и в агропансионе, не все сводится только к размещению и питанию. Отдых и развлечения человек может найти не только в традиционных местах развлечения — приморское побережье или горные курорты, но и в сельской местности. Кроме того, сельский туризм произвел и социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг .
Одна из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Мотивацией к отдыху в сельской местности является:
• Желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;
• Возможность познакомиться с другой культурой и традициями;
• Желание участвовать в разных праздниках, общаться;
• По причинам семейных традиций;
• Отсутствие средств для отдыха в других местах;
• Возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха;
Отдых в селе носит больше
активный, чем пассивный характер.
Здесь туристам предлагаются занятия
активного характера, а также
возможность познать нечто
• Этнофольклорные мероприятия – предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.
• Участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина.
• Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов.
• Отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами.
• Организация экскурсий в пейзажные заповедники.
• Активный отдых – рыбалка и охота.
• Прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.
• Спортивные мероприятия.
Понятно, что владельцы агропансиона не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся:
• структуры размещения (рестораны, бары, таверны),
• владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты),
• центры народных промыслов и ремесленного производства,
• художественные и этнофольклорные коллективы,
• музеи,
• представительные хозяйства,
• администрация заповедника.
6. Возможность использования зарубежного опыта в России
В России сосредоточены огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы в России развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионах явно недостаточно.
Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму регионов, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодёжь на село.
При соответствующем, нормально работающем законодательстве агротуризм, деятельность новая, превратится из перспективной в высокоразвитую. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет и со стороны владельцев усадеб, ни со стороны россиян и гостей страны.
Зарождающийся агротуризм в России уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия «банно-шашлычного» типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.