По объему ремонтных
работ различают следующие виды:
текущий (эксплуатационный) ремонт, капитальный
ремонт без замены обмоток, капитальный
ремонт с заменой обмоток, но без
ремонта магнитной системы, капитальный
ремонт с заменой обмоток и
частичным или полным ремонтом магнитной
системы.
Ремонт по типовой номенклатуре называется
ревизией. При ревизии активную часть
трансформатора вынимают из бака (или
поднимают съемную часть бака) и без разборки
активной части (расшихтовка магнитопровода
и съем обмоток) производят ее осмотр (ревизию).
Кроме того, выполняют целый ряд других
обязательных работ, в которые входят:
обработка масла, замена сорбентов, уплотнений,
а в некоторых случаях — сушка активной
части и контрольные испытания.
По назначению ремонт может быть планово-предупредительный
(профилактический) и послеаварийный,
как и при ремонте электрических машин.
Периодичность их проведения зависит
от результатов профилактических испытаний
и наличия дефектов, выявленных в процессе
эксплуатации и при внешнем осмотре трансформатора.
Кроме того, в установленные сроки предусматривается
вскрытие главных трансформаторов электростанций
и подстанций, через которые передается
основная часть вырабатываемой электроэнергии,
и трансформаторов собственных нужд подстанции.
Вскрытие производят через восемь лет
после включения трансформаторов в эксплуатацию
(независимо от сроков и объемов ремонта).
Трансформаторы вскрывают и осматривают
также после длительного транспортирования
к месту установки. Планово-предупредительный
капитальный ремонт выполняют за сравнительно
непродолжительное время.
Сроки выполнения послеаварийного ремонта
определяются следующими обстоятельствами:
возможностью замены трансформатора,
наличием резерва, категорией потребителей,
которых трансформатор снабжает электроэнергией
и т. п. Капитальный ремонт с заменой обмоток
и изоляции, переизолировкой электротехнической
стали требует значительных материальных,
трудовых затрат и времени.
По характеру выполняемых работ, как и
в случае электрических машин, выделяют:
восстановительный ремонт, реконструкцию
и модернизацию трансформаторов. При восстановительном
ремонте параметры трансформатора и конструкция
узлов и деталей не изменяются. При реконструкции
параметры трансформатора сохраняются,
а конструкция ряда узлов изменяется.
В процессе модернизации изменяют параметры
трансформатора и, как правило, отдельные
части конструкции.
Текущий ремонт предназначен
для проверки состояния ограниченного
числа быстроизнашивающихся и относительно
несложных в ремонте узлов
и деталей с устранением обнаруженных
дефектов, чтобы обеспечил ь безотказную
работу трансформатора до следующего
планового (текущего или капитального)
ремонта. При текущем ремонте
производятся осмотр и чистка узлов
и деталей (как правило, относительно
легкодоступных), в том числе загряз-
ненной внешней изоляции, ликвидация
небольших дефектов. мена неосновных
узлов и деталей, а также измерения,
испытания и осмотры в целях
выявления и уточнения работ,
подлежащих выполнению в ходе капитального
ремонта.
Текущий ремонт также включает комплекс
работ по уходу за трансформаторным маслом:
спуск грязи и конденсата из расширителя,
проверка маслоуказателя и доливка при
необходимости масла в расширитель, проверка
и смена сорбента в термосифонном (адсорбционном)
фильтре и воздухоосушителях. Аналогичные
работы выполняют на маслонаполненных
вводах.
В ходе ремонта производят очистку наружных
поверхностей бака и крышки, проверку
спускных кранов и уплотнений, целость
мембраны выхлопной трубы и предохранительного
клапана, осматривают охлаждающие устройства,
выполняют очистку их наружных поверхностей,
проверяют и смазывают подшипники вентиляторов,
электродвигателей и насосов. Осматривают
и проверяют устройства регулирования
под нагрузкой (привод, контактор), а также
переключатель регулирования без возбуждения,
проверяют устройства релейной защиты,
приборы контроля температуры и давления
масла, систему азотной защиты, соответствующие
вторичные цепи.
Одновременно с текущим ремонтом трансформатора
производят проверку и опробование устройств
его защиты и автоматики, в том числе автоматики
и сигнализации систем охлаждения и пожаротушения.
В ходе текущего ремонта выполняют испытания
изоляции и контактных соединений, в том
числе сопротивления контактов переключателей
ответвлений (на всех положениях).
Следует отметить, что при текущем ремонте
сопротивление изоляции трансформаторов
измеряют в тех случаях, когда не требуется
расшиновка трансформатора. Сопротивление
изоляции измеряют при испытаниях, которые
проводят для оценки состояния трансформатора
при появлении признаков неисправности.
Оценка состояния изоляции при текущем
ремонте трансформатора производится
в таком же объеме, как при вводе его в
эксплуатацию. Обычно совмещают определение
характеристик изоляции трансформатора
и его вводов.
При проведении планового капитального
ремонта большое значение придается условиям
вскрытия активной части. В этом случае
продолжительность ремонта невелика и
если изоляция трансформатора не увлажнена,
сушка активной части в объем ремонта
не входит.
В настоящее время для исключения увлажнения
изоляции при разгерметизации и сливе
масла используется технология, позволяющая
удлинить время нахождения активной части
вне масла до 100 ч. Технология заключается
в подаче в бак трансформатора осушенного
воздуха с относительной влажностью не
выше 20 %. Для получения сухого воздуха
используют специальную установку, снабженную
цеолитовыми* адсорберами и подогревателем
воздуха. Установка также может быть использована
для подсушки изоляции.
Габариты
силовых трансформаторов
Габарит |
I |
11 |
III |
IV |
Мощность кВ А |
<100 |
100... 1000 |
1000...6300 |
>6300 |
Напряжение кВ |
<35 |
Габарит |
V |
VI |
VII |
VIII |
Мощность
кВ'А |
<32000 |
32 000... 80000 |
80000... 200000 |
>200000 |
Напряжение Uw, кВ |
< 110 |
<330 |
>330 |
Силовые трансформаторы
в зависимости от мощности и класса
напряжения подразделяются на группы
(габариты) от I до VIII. Каждая группа включает
трансформаторы, достаточно близкие
по массе и габаритным показателям
(табл.).
При капитальном ремонте трансформаторов
мощностью более 32 MB А и классов напряжения
свыше 110 кВ (IV... VIII габаритов) затраты,
связанные с транспортированием, могут
намного превосходить стоимость ремонта.
Только конкретное технико-экономическое
обоснование позволяет решить вопрос
о методе ремонта в каждом случае.
Однако чаще всего крупные трансформаторы
ремонтируют непосредственно на подстанциях,
имеющих башни с грузоподъемными устройствами,
а на электрических станциях — в машинных
залах, оборудованных мостовым краном
нужной грузоподъемности. Ремонт выполняется
специализированным ремонтным предприятием,
персонал которого выезжает к месту установки
трансформатора. Однако такие работы,
как перемотка и изготовление обмоток,
ремонт главной изоляции, переизолировка
пластин магнитной системы и целый ряд
других, проводятся в специализированных
мастерских.
Капитальный ремонт трансформаторов I
III габаритов и частично IV габарита производят,
как правило, на специализированных ремонтных
предприятиях. Хотя в большинстве случаев
используется индивидуальный метод ремонта,
современные ремонтные предприятия организуют
его выполнение в условиях, максимально
приближенных к заводским по уровню организации
и используемому оборудованию.
* Цеолиты — группа
минералов, получаемых в основном
синтетическим методом. Они обладают
исключительно высокими адсорбционными
свойствами, обусловленными высокой
пористостью кристаллов и определенными
размерами входных окон и каналов,
которые действуют как сита, просеивающие
молекулы, входящие в состав очищаемого
вещества. |