Уровень
развития транспортной системы государства
– один из важнейших признаков
ее технологического прогресса и
цивилизованности. Потребность в
высокоразвитой транспортной системе
еще более усиливается при
интеграции1 в европейскую и мировую экономику.
Современный этап социально-экономических
преобразований в России –
это этап проведения институциональных
реформ, нацеленных на создание
эффективных рыночных механизмов.
Основные национальные интересы
в сфере экономики концентрируются
в следующих направлениях: повышение
конкурентоспособности экономики,
ее эффективности и устойчивости,
устранение структурных диспропорций
и интеграция России в мировую
экономику. Транспортная система
становится базисом для эффективного
вхождения России в мировое
сообщество и занятия в нем
места, отвечающего уровню высокоразвитого
государства.
Динамично развивающаяся экономика
России выдвигает перед транспортной
системой страны дополнительные
требования не только к повышению
пропускной способности инфраструктуры,
но и к внедрению новых технологий,
инновационных решений, повышению
качества обслуживания, снижению
административных барьеров и
качества планирования.
Задачи развития транспортной
системы на современном этапе
развития России должны быть
непосредственно нацелены на
реализацию социально-экономических
и геополитических приоритетов
государства.
Развитие
единого экономического пространства,
ускорение товародвижения, снижение удельных
транспортных издержек в экономике возможны
на основе создания в стране опорной транспортной
сети без разрывов и "узких мест",
ликвидации административных барьеров
в системе товародвижения, ликвидации
диспропорций в развитии транспортной
системы между отдельными регионами.
Обеспечение транспортной доступности
на уровне, гарантирующем социальную
стабильность, развитие межрегиональных
связей и национального рынка
труда возможно на основе повышения
надежности и доступности услуг
магистрального пассажирского транспорта.
Нарастающая
автомобилизация страны требует системных
мер, направленных на ограничение ее негативных
последствий для общества, при максимально
возможной реализации ее преимуществ
и выгод.
Интеграция
России в мировую экономику
и диверсификация2 внешней торговли
требуют адекватной перестройки транспортной
инфраструктуры, реализации потенциала
России как транзитной державы, повышения
конкурентоспособности отечественных
перевозчиков и развития экспорта транспортных
услуг.
Изменение
геополитической ситуации и позиционирования
России в мировом сообществе
выдвигают новые требования к
транспорту как к элементу
системы национальной безопасности.
Традиционное преобладание важности
безопасности транспортного процесса
дополняется требованием обеспечения
антитеррористической безопасности
на транспорте.
***
Автомобильный
транспорт России представляет
собой наиболее массовый вид
транспорта. На его долю приходится
более половины объема пассажирских
перевозок и три четверти грузовых
перевозок.
Основными
причинами активного использования
автотранспорта стали присущие
ему гибкость доставки и высокая
скорость междугородних перевозок.
Кроме того, помощью автомобильного
автотранспорта груз может доставляться
«от дверей до дверей» без
дополнительных затрат на перегрузку,
а также с необходимой степенью срочности.
Этот вид транспорта обеспечивает регулярность
поставки. Здесь, по сравнению с другими
видами транспортных средств, предъявляются
менее жесткие условия к упаковке товара.
Большая
мобильность, возможность оперативно
реагировать на изменения пассажиропотоков
ставят автотранспорт «вне конкуренции»
при организации местных перевозок
пассажиров.
Однако
себестоимость перевозок на автомобильном
транспорте весьма высока и
в среднем превышает аналогичные
показатели речного и железнодорожного
транспорта. Высокий уровень себестоимости
определяется небольшой грузоподъемностью
и, следовательно, производительностью
подвижного состава и в этой
связи значительным удельным
весом заработной платы в общей
сумме эксплуатационных расходов.
Резервами снижения себестоимости
являются в основном интенсивные
факторы – повышение коэффициентов
использования пробега автомобилей,
грузоподъемности, коммерческой скорости.
В отличие,
например, от железных дорог автотранспорт
отличают сравнительно небольшие
капиталовложения в оборудование
терминалов (погрузочно-разгрузочных
мощностей) и использование автодорог
общего пользования. Однако в
автотранспорте величина переменных
издержек (оплата труда водителей,
затраты на горючее, шины и
ремонт) в расчете на один километр
пути велика. Постоянные же расходы
(накладные расходы, амортизация
автотранспортных средств) наоборот
невелики. В следствии этого, автомобильный
транспорт в основном используется для
перевозки небольших потоков грузов на
короткие расстояния.
Основная
часть автомобильного парка страны
эксплуатируется в нетранспортных
организациях. При этом сеть автомобильных
дорог наряду с парком коммерческих
автомобилей используется также
автомобилями, находящимися в личном
пользовании граждан.
Вообще,
сфера применения автотранспорта
широка. Он выполняет большую
часть коротких внутрирайонных
перевозок, доставляет грузы к
станциям железных дорог и
речным пристаням и развозит
их к потребителям. В северных
и восточных районах страны, где
почти нет других видов сухопутного
транспорта, им осуществляются дальние
межрайонные перевозки.
Автомобильный
транспорт в России выполняет
свыше 55% объёмов внутренних грузовых
перевозок и более 60% пассажиров,
с тенденцией увеличения этой
доли, являясь, таким образом,
главным перевозчиком для основных
секторов экономики.
В настоящее
время транспорт оказывает заметное
влияние на экономическое развитие
страны в целом. Транспорт обеспечивает
получение около 8% ВВП3. Транспортная
составляющая в стоимости продукции
промышленности и сельского хозяйства
оценивается величиной порядка
15-20%. На транспорте занято свыше
3,2 млн. человек, что составляет
4,6% работающего населения.
Ежедневно
автотранспортом перевозится около
17 млн. тонн грузов и более
62 млн. пассажиров. Если сравнивать
с аналогичным показателем железнодорожного
транспорта, то это почти в
6 раз больше по объемам перевозок
грузов и в 17 раз – по
перевозкам пассажиров.
В автомобильном
транспорте сконцентрировано свыше
97% от всех лицензируемых субъектов
транспортной деятельности. В сфере
коммерческих и некоммерческих
автомобильных перевозок сейчас
занято порядка полумиллиона
хозяйствующих субъектов. Их деятельность
проходит в условиях достаточно
высокой внутриотраслевой и межвидовой
конкуренции.
Вообще,
динамика роста российского автомобильного
парка одна из самых высоких
в мире. Тем не менее, этот
процесс происходит в условиях
существенного отставания потребительских
и экологических показателей
отечественных автотранспортных
средств и используемых моторных
топлив от достигнутого мирового
уровня. А без устойчивой работы
этой системы и, в первую
очередь, без опережающего развития транспортной
инфраструктуры, новых эффективных схем
доставки товаров невозможно достичь
гарантированной доступности транспортных
услуг для всех потребителей и снижения
риска хозяйственной деятельности.
Не ликвидировано
уже существующее многие годы
отставание в развитии и техническом
состоянии улично-дорожной сети.
В парке грузового автотранспорта
сохраняется значительная доля (свыше
50%) автомобилей устаревших моделей,
у которых срок эксплуатации
превысил 10 лет. Все также невысок
удельный вес (14–15%) новых автомобилей,
выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное
обновление парка грузовых автомобилей
не превышает 5%.
Рост
темпов автомобилизации, пассажиропотоков
и грузопотоков существенно опережает
прирост транспортной инфраструктуры.
Сегодня большое количество дорог
работает в режиме перегрузки.
В последние
годы общая численность парков
автобусов и грузовых автомобилей
изменялась практически незначительно.
Тем временем интенсивно растет
количество легковых автомобилей
в собственности граждан. Автомобилизация
страны стимулируется инвестициями
населения и бизнеса, которые
ежегодно вкладывают только в
новые автомобили до 4 миллиардов
долларов. По сути дела, конечными
потребителями автомобилизации
становятся все отрасли экономики,
а также социально-культурная
сфера, пассажиры и владельцы
личных автомобилей и другие
виды транспорта, являющиеся смежными
звеньями в системе товародвижения.
***
Автомобильный
транспорт - одна из важнейших
отраслей народного хозяйства,
развивается как неотъемлемая
часть единой транспортной системы.
В современных условиях дальнейшее
развитие экономики немыслимо
без хорошо налаженного транспортного
обеспечения. В условиях, когда
наметилась тенденция к оживлению
и восстановлению реального сектора
экономики, автомобильный транспорт
способствует нормализации положения
в финансовой и кредитной сфере.
От его чёткости и надёжности
во многом зависят трудовой
ритм предприятий промышленности,
строительства и сельского хозяйства.
Он обеспечивает наряду с другими
видами транспорта рациональное
производство и обращение продукции
промышленности и сельского хозяйства,
удовлетворяет потребности населения
в перевозках.
В России
с ее огромной территорией
именно транспорт объединяет
в единый комплекс буквально
все отрасли экономики. Именно
транспорт обеспечивает не только
нормальную жизнедеятельность государства,
но и его национальную безопасность
и целостность. Всевозрастающие
масштабы общественного производства,
расширение сфер промышленного
использования природных ресурсов,
развитие экономических и культурных
связей как внутри страны, так
и с зарубежными странами, требования
обороноспособности страны не
могут быть обеспечены без
мощного развития всех видов
транспорта, широко разветвленной
сети путей сообщения, высокой
мобильности и маневренности
всех видов транспорта.
Транспорт
в нашей стране способствует
решению таких важных политических
задач, как ликвидация экономического
отставания окраинных районов,
противоположности между городом
и деревней, расширение связей
народов нашей страны, укрепление
их дружбы, обмен достижениями
во всех отраслях народного
хозяйства и областях культуры.
Транспорт
имеет огромное значение для
экономического и культурного
сотрудничества России с другими
странами, укрепления и развития
экономической системы хозяйствования,
в решении социально-экономических
проблем. Обеспеченность территории
хорошо развитой транспортной
системой является одним из
факторов привлечения населения
и производства, служит важным
преимуществом для размещения
производительных сил и дает
интеграционный эффект. Так же
транспорт создает условия для
формирования местного и общегосударственного
рынков.