Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:12, курсовая работа
Эксплуатационные свойства автобуса характеризуют возможность его эффективного использования в определенных условиях и дают возможность оценить степень соответствия конструкции требованиям эксплуатации.
В данной работе я анализирую тягово-скоростные свойства, которые определяют возможный диапазон скоростей движения, интенсивность и путь разгона в тяговом режиме, предельные дорожные условия, при которых автомобиль способен двигаться с заданными конструктивными параметрами. Чем лучше тягово-скоростные свойства, тем меньшие затраты времени на перевозку.
ВВЕДЕНИЕ
Эксплуатационные свойства автобуса характеризуют возможность его эффективного использования в определенных условиях и дают возможность оценить степень соответствия конструкции требованиям эксплуатации.
В данной работе я анализирую тягово-скоростные свойства, которые определяют возможный диапазон скоростей движения, интенсивность и путь разгона в тяговом режиме, предельные дорожные условия, при которых автомобиль способен двигаться с заданными конструктивными параметрами. Чем лучше тягово-скоростные свойства, тем меньшие затраты времени на перевозку. Что положительно сказывается на его продуктивности.
В данной работе я буду производить расчетно-графический анализ для автобуса ПАЗ 3205 , движущегося по дороге с коэффициентом суммарного дорожного сопротивления y = 0,018.
Для заданной модели в этой работе выполняю необходимые расчеты на основании конкретных технических данных автобуса. Строю графики и по ним анализирую тягово-скоростные свойства.
Произведенные расчеты свожу в таблицы, текст сопровождаю расчетными зависимостями с расшифровкой параметров.
Издокументации на автобус выбираю для заданной модели автобуса исходные данные для расчета и реальные значения основных параметров автобуса для сравнения их с полученными расчётными.
а) Исходные данные для расчета
Вид автобуса автобус
Полная масса m, кг 7825
Марка и тип двигателя ЗМЗ-672, карб.
Максимальная мощность Nemax, кВт 85,6
Частота вращения коленчатого вала двигателя при
максимальной мощности nN , об/мин 3200
Наличие ограничителя частоты вращения вала двигателя есть
Передаточные числа:
- коробки передач Uk1 6,55
Uk2 3,09
Uk3 1,71
Uk4 1,00
- раздаточной коробки Ukр1 1,00
Ukр2 1,963
- главной передачи U0 6,83
Шины 240-508 (8,25-20)
Статический радиус колеса rст., м 0,453
Габаритные размеры:
- ширина ВГ, м 2,44
- высота НГ, м 2,952
КПД трансмиссии h 0,85
Коэффициент сопротивления воздуха К, Н×с2/м4 0,4
б) Реальные значения основных параметров автобуса для сравнения их с полученными расчетными
Максимальный крутящий момент двигателя Меmах, Н×м 284,4
Частота вращения вала двигателя при максимальном крутящем
моменте nм, об/мин 2000
Максимальная скорость Vmax, км/ч 80
Для построения внешней скоростной характеристики поршневого двигателя внутреннего сгорания используют эмпирическую формулу, позволяющую по известным координатам одной точки скоростной характеристики (Nemax и nN) воспроизвести всю кривую мощности:
, (1)
где Ne, кВт – текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала двигателя nN, об/мин;
Nemax, кВт – максимальная мощность двигателя при частоте вращения nN , об/мин;
А1, А2, А3 – эмпирические коэффициенты характеризующие тип двигателя внутреннего сгорания.
Значение эмпирических
коэффициентов для
Для выбора текущего значения n диапазон частоты вращения вала двигателя от минимально устойчивых оборотов nmin до nN разбиваю на 8 произвольных участков с постоянным интервалом Dn. Минимальную частоту вращения коленчатого вала nmin принимаем равной 600
об/мин. (2)
Определив Ne для принятых значений n, вычисляем соответствующие значения крутящего момента двигателя
.Н/м (3)
Результаты расчетов по формулам (1), (2), (3) свожу в таблицу 1.2 и строю внешнюю скоростную характеристику двигателя Ne=f(n) и Me=f(n) (рисунок 1.2).
Таблица 1.2 – Внешняя скоростная характеристика ДВС
Параметр |
Числовое значение | ||||||||
n, об/мин |
600 |
925 |
1250 |
1575 |
1900 |
2225 |
2550 |
2875 |
3200 |
A1· n/nN |
0,188 |
0,289 |
0,391 |
0,492 |
0,594 |
0,695 |
0,797 |
0,898 |
1,000 |
A2· (n/nN)2 |
0,035 |
0,084 |
0,153 |
0,242 |
0,353 |
0,483 |
0,635 |
0,807 |
1,000 |
A3· (n/nN)3 |
0,007 |
0,024 |
0,060 |
0,119 |
0,209 |
0,336 |
0,506 |
0,725 |
1,000 |
A1·(n/nN)+A2·(n/nN)2–A3· (n/nN)3 |
0,216 |
0,348 |
0,484 |
0,615 |
0,737 |
0,843 |
0,926 |
0,980 |
1,000 |
Ne, кВт |
18,495 |
29,829 |
41,397 |
52,661 |
63,085 |
72,128 |
79,254 |
83,924 |
85,600 |
Me, Н·м |
294,381 |
307,961 |
316,272 |
319,313 |
317,083 |
309,583 |
296,813 |
278,773 |
255,463 |
Рисунок 1.2 – Внешняя скоростная
характеристика ДВС
Для различных передач и скоростей движения автобуса рассчитываю значения составляющих уравнение силового баланса
. (4)
Тяговое усилие на ведущих колесах определяю из выражения, Н
, (5)
где rд – динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимают равным rст, м.
Вторую составляющую силового баланса – силу суммарного дорожного сопротивления – определяю по формуле, Н
, (6)
где G = g×m – полный вес автобуса, Н;
g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения.
В расчетах не учитываю влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качению, в связи с этим y = const.
Для ПАЗ-3205 G=9,81×7825=76763,25 Н, а при заданном y=0,019, Рy=0,019×76763,25=1458,50175 Н.
Сила сопротивления воздуха, Н
, (7)
где F – лобовая площадь автобуса, м2;
V – скорость автобуса, км/ч.
Лобовую площадь автобуса определяю приближенно по формуле
, (8)
где a – коэффициент заполнения площади; для своей модели автобуса я принимаю a = 0,85.
F = 0,85×2,44×2,952 = 6,122 м2.
Сила сопротивления разгону, Н
, (9)
где d – коэффициент, учитывающий влияние инерции вращающихся масс автобуса;
j – ускорение автобуса в поступательном движении, м/с2 .
При построении и анализе графиков силового баланса величина Pj не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия Рk и суммы сопротивлений движению Py+Pw.
График силового баланса и все последующие строят в функции скорости автобуса V, км/ч, которая связана с частотой вращения вала двигателя n зависимостью
, (10)
где rk – радиус качения колеса, м, равный, при отсутствии проскальзывания, статическому радиусу rст.
Динамический фактор автобуса D определяю для различных передач и скоростей движения по формуле
. (11)
Переменные по скорости величины Рk, Pw и D рассчитываю по формулам (5), (7), (11) и свожу в таблицу 1.3. По рассчитанным величинам строю график силового баланса автобуса и график динамической характеристики. Постоянные величины в формулах целесообразно для упрощения расчетов привести к общим коэффициентам. Так, для тягового усилия на первой передаче
Аналогично получаем Рk2 = 39,6004305×Ме, Рk3 = 21,9148013×Ме, Рk4 = 12,8156733×Ме.
Для расчета скорости V на первой передаче
Аналогично для остальных передач
V2 = 0,00809×n, V3 = 0,01462 ×n, V4 = 0,025×n.
Для силы сопротивления воздуха
Для построения графика силового
баланса рассчитываю сумму Py+P
Таблица 1.3 – Результаты расчётов силового баланса и динамической характеристики автобуса
Параметр |
Числовое значение | |||||||||
n, об/мин |
600 |
925 |
1250 |
1575 |
1900 |
2225 |
2550 |
2875 |
3200 | |
Me, Н· м |
294,381 |
307,961 |
316,272 |
319,313 |
317,083 |
309,583 |
296,813 |
278,773 |
255,463 | |
1-я передача Uk1=6,55 |
V, км/час |
2,290 |
3,531 |
4,772 |
6,013 |
7,253 |
8,494 |
9,735 |
10,975 |
12,216 |
Pk, Н |
24711,092 |
25851,100 |
26548,718 |
26803,943 |
26616,778 |
25987,221 |
24915,273 |
23400,933 |
21444,202 | |
Pw, Н |
0,991 |
2,356 |
4,303 |
6,831 |
9,941 |
13,633 |
17,907 |
22,762 |
28,199 | |
Pk-Pw, Н |
24710,101 |
25848,744 |
26544,415 |
26797,112 |
26606,837 |
25973,588 |
24897,366 |
23378,171 |
21416,003 | |
D |
0,322 |
0,337 |
0,346 |
0,349 |
0,347 |
0,338 |
0,324 |
0,305 |
0,279 | |
2-я передача Uk2=3,09 |
V, км/час |
4,855 |
7,485 |
10,115 |
12,745 |
15,375 |
18,005 |
20,635 |
23,265 |
25,895 |
Pk, Н |
11657,599 |
12195,405 |
12524,510 |
12644,914 |
12556,617 |
12259,620 |
11753,922 |
11039,524 |
10116,425 | |
Pw, Н |
4,455 |
10,587 |
19,334 |
30,695 |
44,669 |
61,258 |
80,460 |
102,277 |
126,707 | |
Pk-Pw, Н |
11653,145 |
12184,817 |
12505,176 |
12614,219 |
12511,948 |
12198,362 |
11673,462 |
10937,247 |
9989,718 | |
D |
0,152 |
0,159 |
0,163 |
0,164 |
0,163 |
0,159 |
0,152 |
0,142 |
0,130 | |
3-я передача Uk3=1,71 |
V, км/час |
8,774 |
13,526 |
18,278 |
23,030 |
27,783 |
32,535 |
37,287 |
42,040 |
46,792 |
Pk, Н |
6451,293 |
6748,913 |
6931,039 |
6997,671 |
6948,808 |
6784,450 |
6504,598 |
6109,251 |
5598,410 | |
Pw, Н |
14,545 |
34,571 |
63,131 |
100,227 |
145,859 |
200,026 |
262,728 |
333,965 |
413,738 | |
Pk-Pw, Н |
6436,747 |
6714,342 |
6867,908 |
6897,443 |
6802,949 |
6584,424 |
6241,870 |
5775,286 |
5184,672 | |
D |
0,084 |
0,087 |
0,089 |
0,090 |
0,089 |
0,086 |
0,081 |
0,075 |
0,068 | |
4-я передача Uk4=1,00 |
V, км/час |
15,003 |
23,129 |
31,256 |
39,382 |
47,509 |
55,635 |
63,762 |
71,888 |
80,015 |
Pk, Н |
3772,686 |
3946,733 |
4053,239 |
4092,205 |
4063,630 |
3967,515 |
3803,858 |
3572,662 |
3273,924 | |
Pw, Н |
42,532 |
101,088 |
184,603 |
293,075 |
426,506 |
584,895 |
768,242 |
976,548 |
1209,812 | |
Pk-Pw, Н |
3730,153 |
3845,645 |
3868,637 |
3799,130 |
3637,124 |
3382,620 |
3035,616 |
2596,114 |
2064,112 | |
D |
0,049 |
0,050 |
0,050 |
0,049 |
0,047 |
0,044 |
0,040 |
0,034 |
0,027 | |
Py+Pw, Н |
1501,034 |
1559,590 |
1643,104 |
1751,577 |
1885,008 |
2043,397 |
2226,744 |
2435,050 |
2668,313 | |
Py, H |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 |
1458,502 | |
y |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
0,019 |
Рисунок 1.3 – Силовой баланс
автобуса
Рисунок 1.4 – Динамическая характеристика
автобуса
Показатели разгона автобуса представляют собой графики ускорений, времени и пути разгона в функции скорости.
Ускорение j для разных передач и скоростей определяю по значениям D из таблицы 1.3, использую формулу
, (12)
где di=1.04+0.04×U2ki×U2рв – коэффициент влияния вращающихся масс, предварительно рассчитывается для каждой передачи
d1 = 2,756; d2 = 1,422; d3 = 1,157; d4 = 1,080.
Расчетные данные для построения графика ускорений свожу в таблицу 1.4, где также приводятся значения величин, обратных ускорениям 1/j, которые будут использованы при определении времени разгона автобуса ПАЗ-672.
По данным таблицы 1.4 строю график ускорений и график величин, обратных ускорениям. При максимальной скорости для автобуса ПАЗ-3205 с ограничителем частоты вращения вала двигателя ускорение j=0,072 м/с2, а обратная величина 1/j=13,955 с2/м, построение графика 1/j = f(V) ограничиваю последней точкой, примерно соответствующей Vmax = 80,015 км/ч.
Таблица 1.4 – Результаты расчетов ускорений и величин, обратных ускорениям
Параметры |
Числовое значение | |||||||||
n, об/мин |
600 |
925 |
1250 |
1575 |
1900 |
2225 |
2550 |
2875 |
3200 | |
Me, Н· м |
294,381 |
307,961 |
316,272 |
319,313 |
317,083 |
309,583 |
296,813 |
278,773 |
255,463 | |
1-я передача Uk1=6,55 |
V, км/час |
2,290 |
3,531 |
4,772 |
6,013 |
7,253 |
8,494 |
9,735 |
10,975 |
12,216 |
D |
0,322 |
0,337 |
0,346 |
0,349 |
0,347 |
0,338 |
0,324 |
0,305 |
0,279 | |
D -y |
0,303 |
0,318 |
0,327 |
0,330 |
0,328 |
0,319 |
0,305 |
0,286 |
0,260 | |
j, м/с2 |
1,078 |
1,131 |
1,163 |
1,175 |
1,166 |
1,137 |
1,087 |
1,016 |
0,925 | |
1/j, с2/м |
0,928 |
0,884 |
0,860 |
0,851 |
0,858 |
0,880 |
0,920 |
0,984 |
1,081 | |
2-я передача Uk2=3,09 |
V, км/час |
4,855 |
7,485 |
10,115 |
12,745 |
15,375 |
18,005 |
20,635 |
23,265 |
25,895 |
D |
0,152 |
0,159 |
0,163 |
0,164 |
0,163 |
0,159 |
0,152 |
0,142 |
0,130 | |
D -y |
0,133 |
0,140 |
0,144 |
0,145 |
0,144 |
0,140 |
0,133 |
0,123 |
0,111 | |
j, м/с2 |
0,916 |
0,964 |
0,993 |
1,003 |
0,993 |
0,965 |
0,918 |
0,852 |
0,767 | |
1/j, с2/м |
1,091 |
1,037 |
1,007 |
0,997 |
1,007 |
1,036 |
1,089 |
1,174 |
1,304 | |
3-я передача Uk3=1,71 |
V, км/час |
8,774 |
13,526 |
18,278 |
23,030 |
27,783 |
32,535 |
37,287 |
42,040 |
46,792 |
D |
0,084 |
0,087 |
0,089 |
0,090 |
0,089 |
0,086 |
0,081 |
0,075 |
0,068 | |
D -y |
0,065 |
0,068 |
0,070 |
0,071 |
0,070 |
0,067 |
0,062 |
0,056 |
0,049 | |
j, м/с2 |
0,550 |
0,581 |
0,598 |
0,601 |
0,590 |
0,566 |
0,528 |
0,477 |
0,412 | |
1/j, с2/м |
1,819 |
1,723 |
1,674 |
1,665 |
1,694 |
1,766 |
1,893 |
2,097 |
2,430 | |
4-я передача Uk4=1,00 |
V, км/час |
15,003 |
23,129 |
31,256 |
39,382 |
47,509 |
55,635 |
63,762 |
71,888 |
80,015 |
D |
0,049 |
0,050 |
0,050 |
0,049 |
0,047 |
0,044 |
0,040 |
0,034 |
0,027 | |
D -y |
0,030 |
0,031 |
0,031 |
0,030 |
0,028 |
0,025 |
0,021 |
0,015 |
0,008 | |
j, м/с2 |
0,269 |
0,282 |
0,285 |
0,277 |
0,258 |
0,228 |
0,187 |
0,135 |
0,072 | |
1/j, с2/м |
3,720 |
3,540 |
3,506 |
3,611 |
3,879 |
4,392 |
5,359 |
7,429 |
13,955 |