Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность свыше 1 тыс. км.

Работа содержит 1 файл

Трубопроводный транспорт.docx

— 21.28 Кб (Скачать)

Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития

 

 

 Перевозки  -  Транспорт 

 

 

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и  нефтепродуктопроводы. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х  годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность свыше 1 тыс. км.

 

Строительство газопроводов начато в основном в 1920—30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и перекачка природного газа началась после Великой Отечественной  войны. Газопровод является практически  единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического вида груза.

 

Широкое строительство и  использование трубопроводного  транспорта в последние 50 лет обусловлено  значительными изменениями в  топливно-энергетическом балансе страны, повышением в нем доли нефти и  газа до 70—75%. Особенно высокими темпами  идет рост добычи и потребления природного газа. Себестоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти. Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Его доля в работе транспортной системы страны постоянно возрастает и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7% (включая нефте - и газопроводы). В 2000 г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных магистралей в перевозках до 11%. Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует общепринятому определению понятия транспорт : здесь нет подвижного состава, пути и т. п. Подвижной состав — это сам трубопровод. Груз в нем    перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100—140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).

 

Трубопроводный транспорт  делится на нефте - и продуктопроводы магистральные, подводящие,  промысловые и газопроводы магистральные и местные. Основные показатели работы всего трубопроводного транспорта России, включая местные, подвозящие и промысловые линии, показаны в табл. 9.1.

 

Таблица 9.1

Показатели работы трубопроводного  транспорта России

Показатель 

1985 г. 

1990 г. 

1998 г. 

2001 г. 

2010 г.

Объем   перевозки,млн. т

968,8

1097,7

777,7

920,0

1050,0

Грузооборот, млрд. т км

1954,1 

2567,2 

1873,2

2123,0

2395,0


 

Длина эксплуатационных транспортных сетей трубопроводного транспорта приведена в табл. 9.2.

 

Основными экспортными трубопроводными  системами, построенными на территории бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод мира Дружба длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и  в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой—Помары—Ужгород длиной 4450 км; транссибирский нефтепровод  Туймазы—Иркутск длиной 3700 км; Союз (от Оренбурга до западной границы  страны) общей длиной 2750 км.

 

Таблица 9.2

 

Длина эксплуатационных транспортных сетей

Показатель

1990 г. 

1991 г. 

1995 г. 

1999 г.

Длина трубопроводов, тыс.км

210,2

213,7

208,0

212,0

газопроводов

144,0

148,6

145,0

147,5

нефтепроводов

51,2

48,0

48,0

49,0

нефтепроводов

15,0 

15,0 

15,0 

16,0


 

 

Средняя Азия—Центр длиной около 3000 км; Ямбург—западная граница  длиной около 4605 км, построенный на компенсационной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогревом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину. На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Строятся новые трубопроводные линии Западная Сибирь—Центр, Ямал—Запад и др.

 

Трубопроводный транспорт  эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для  газообразных и жидких грузов и для  твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного  транспорта является непрерывность  транспортного процесса.

 

К основным технико-экономическим  особенностям и преимуществам трубопроводного  транспорта относят: возможность повсеместной прокладки трубопроводов; массовость размеров перекачки; самую низкую себестоимость  транспортировки (если принять среднюю  себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном  — 80%, на автомобильном — 1600%); полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке; меньшие капитальные первоначальные вложения; независимость от климатических условий, а также отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала. Основной недостаток — узкая специализация по видам грузов.

 

Главной проблемой в развитии трубопроводного транспорта следует  считать дальнейшее увеличение сети трубопроводов для увеличения размеров перекачки и возможности переключения грузопотоков с других видов транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет более 7,3 млн. т-км/км (для сравнения — на железной дороге 16,0 млн т-км/км; на речных путях — 1,8 млн т-км/км). Необходимо развитие сети газопроводов как единственно возможного, безопасного и экономически выгодного вида транспорта газа.

 

Одной из основных технических  проблем является проблема повышения  провозной способности трубопроводов. Зависимость провозной способности  нефтепровода от диаметра трубы может  быть проиллюстрирована следующими цифрами: при диаметре 720 мм — 15 млн. т в год; 1020 мм — 45 млн. т;. 1420 мм — 75 млн. т. В нашей стране основная сеть трубопроводов имеет диаметр  до 1020 мм. Удельные капитальные вложения снижаются от увеличения диаметра. Например, использование труб диаметром 1420 мм дает уменьшение капиталовложений на 20%, а по эксплуатационным расходам — на 30% от уровня затрат при диаметре 1020 мм. Трубы диаметром 1420 мм при  давлении в 10 МПа позволяют повысить производительность на 40%, а при давлении 12 МПа — в 2 раза. При диаметре труб 1600 мм и давлении 7,6 МПа провозная  способность трубопровода может  увеличиваться вдвое, а при диаметре 2000 мм — в 3—4 раза по сравнению с  диаметром 1020 мм. Однако стоимость трубы  и ее транспортировки к месту  укладки возрастает значительно, поэтому  эксперимент прокладки труб диаметром 2500 мм не дал положительного результата.

 

Повысить провозную способность  можно, увеличив давление в трубах, но для этого требуются многослойные трубы, что удорожает их стоимость. Увеличение провозной способности  может достигаться также прокладкой вторых линий. Производительность транспортировки  газа в сжиженном состоянии повышается в 3—4 раза, но из-за повышения его  химической активности требуются легированные стали для изготовления труб. Природный  газ из скважин имеет температуру  около 40°С и его необходимо охлаждать до температуры фунта. Разрабатывается метод охлаждения газа до температуры минус 70—75°С с теплоизоляцией труб, что также повысит пропускную способность газопроводов. Производительность может быть повышена при ликвидации турбулентности, снижающей скорость транспортировки. Для этого применяют искусственные водоросли , разбивающие поток жидкого груза.

 

На 1 км газопровода диаметром 1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед  металлургами стоит задача создания особо прочных и тонкостенных труб. Острой является проблема внешней  и внутренней коррозии труб из-за химической активности транспортируемого груза. Изоляция внутренних поверхностей повышает пропускную способность на 5—8%, но удорожает  общую стоимость труб. В крупных  городах проблема коррозии усугубляется блуждающими токами. В стране ежегодно из-за коррозии теряется до 15 млн т стали.

 

Трубы от коррозии защищаются различными методами, в частности, битумно-бумажным покрытием, полимерными пленками с  защитными обертками, эпоксидными  и лакокрасочными пленками, пенополиуретаном и др. Самым надежным является эмалирование, но в связи с его дороговизной применяется довольно ограниченно, в основном в городах. За рубежом применяют полиэтиленовые покрытия на предварительно нанесенной клеевой состав из бутилкаучука или покрытия на основе эпоксидных смол, обладающих высокой адгезионной прочностью и стойкостью к повышению температуры, а также многослойные покрытия из полиэтиленовых и поливинилхлоридных лент на бутилкаучуковой грунтовке. Для внутренней изоляции применяют лакокрасочные покрытия на основе эпоксидных полиуретановых смол и цементно-песчаные покрытия.

 

Трубопроводы в зависимости  от природно-климатических условий  региона укладываются непосредственно  на землю, на специальные эстакады или  закладываются в землю (наиболее распространенный способ для городских  трубопроводов). При пересечении  водных преград трубопровод проводят по дну. В связи с этим возникают  проблемы, особенно в зонах вечной мерзлоты, пустынно-степных и др., так как при перекачке грузов трубопровод нагревается, и меняется тепловой режим почвы. Мерзлота подтаивает, что приводит к отрыву трубопроводов. В зонах с низкими температурами  обычные марки стали становятся хрупкими. Для районов, характеризующихся  лавинообразованием, изготавливаются  многослойные трубы, что позволяет  поднимать рабочее давление до 15 МПа. Лазерная спайка и сварка повышает качество швов.

 

Для уменьшения металлоемкости, массы, коррозии применяются пластмассовые  трубы. Опыт США, Канады, Германии и  других стран показал рентабельность этого материала — 1 т пластмассовых  труб заменяет 7,5 т стальных и 12 т  чугунных труб. Некоторые пластики при диаметре до 70 мм выдерживают давление до 25 МПа, что позволяет увеличивать провозную способность трубопровода в 1,5 раза. Однако прочность и термостойкость пластиков еще недостаточны.

 

Для улучшения экологической  обстановки в районе пролегания трубопроводов  необходимо наладить наиболее быстрый  поиск неисправностей. Разработан метод  дистанционного обнаружения повреждений  лазерным анализатором, установленным  на самолете.

 

Остается сложной проблема уменьшения количества персонала, работающего, как правило, вахтовым методом на промежуточных компрессорных станциях. Для этого продолжаются исследования по широкому внедрению средств автоматизации  управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по заданным параметрам, а также  вести учет и анализ производственной и экономической деятельности.

 

Решение части проблем  на трубопроводном транспорте позволило  за последние годы снизить себестоимость  перекачки нефти на 15-20%.

 

 

 

Роль Северного Кавказа 

 

Северный Кавказ занимает выгодное экономико-географическое положение. Он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов, обладает огромными потенциальными возможностями в закреплении и расширении экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.

 

Северный Кавказ, располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, обладает достаточно развитой инфраструктурой  и обладает большими возможностями  для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Северный Кавказ может активно использовать железнодорожные и автомобильные  магистрали федерального значения, морские  и речные порты, крупные аэропорты  российского и международного уровня. Ускоренное комплексное развитие морских  и устьевых речных портов Азово-Черноморского  и Прикаспийского бассейнов позволит активизировать внешнеторговые перевозки  грузов, осуществляемые в настоящее  время через украинские и другие зарубежные транспортные компании. У  Северного Кавказа есть все предпосылки  для превращения в транспортный узел международного значения.

 

Большие возможности открываются  в связи с перспективами развития трубопроводного транспорта в Северо-Кавказском регионе. Хорошие перспективы могут появиться в связи с совершенствованием сферы деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Он предназначен для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других месторождений в Казахстане и России до терминала в районе г. Новороссий-ска. Маршрут нефтепровода предполагается провести через территорию Казахстана, Республики Калмыкия, Астраханской области, Ставропольского и Краснодарского краев.

 

По экспертным оценкам, в  федеральный и региональный бюджеты  России должно поступить 23,3 млрд. долл. США в виде налоговых отчислений и прибыли. За эти годы Краснодарский край получит около 6,7 млрд. долл., Ставропольский край — 1,5 млрд. долл., Республика Калмыкия — 1,7 млрд. долл., Астраханская область — 1,8 млрд. долл.

 

В настоящее время нефтепродуктопроводы, проходящие по территории Северного  Кавказа, из-за ситуации в Чечне не работают. Проработаны иные схемы  доставки нефтепродуктов: комбинированные  воднотрубопроводные и железнодорожно-трубопроводные системы. Сложившаяся ситуация привела к тому, что общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Северо-Кавказском экономическом районе в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Довольно низки иностранные инвестиции в регион — примерно 3,5% от общего объема иностранных инвестиций в экономику России. При этом 80% этих инвестиций приходится на Краснодарский край.

Информация о работе Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития