Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 16:36, реферат
К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность свыше 1 тыс. км.
Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития
Перевозки - Транспорт
К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность свыше 1 тыс. км.
Строительство газопроводов начато в основном в 1920—30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и перекачка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического вида груза.
Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изменениями в топливно-энергетическом балансе страны, повышением в нем доли нефти и газа до 70—75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. Себестоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти. Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Его доля в работе транспортной системы страны постоянно возрастает и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7% (включая нефте - и газопроводы). В 2000 г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных магистралей в перевозках до 11%. Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует общепринятому определению понятия транспорт : здесь нет подвижного состава, пути и т. п. Подвижной состав — это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100—140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).
Трубопроводный транспорт делится на нефте - и продуктопроводы магистральные, подводящие, промысловые и газопроводы магистральные и местные. Основные показатели работы всего трубопроводного транспорта России, включая местные, подвозящие и промысловые линии, показаны в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Показатели работы трубопроводного транспорта России
Показатель |
1985 г. |
1990 г. |
1998 г. |
2001 г. |
2010 г. |
Объем перевозки,млн. т |
968,8 |
1097,7 |
777,7 |
920,0 |
1050,0 |
Грузооборот, млрд. т км |
1954,1 |
2567,2 |
1873,2 |
2123,0 |
2395,0 |
Длина эксплуатационных транспортных
сетей трубопроводного
Основными экспортными трубопроводными системами, построенными на территории бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод мира Дружба длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой—Помары—Ужгород длиной 4450 км; транссибирский нефтепровод Туймазы—Иркутск длиной 3700 км; Союз (от Оренбурга до западной границы страны) общей длиной 2750 км.
Таблица 9.2
Длина эксплуатационных транспортных сетей
Показатель |
1990 г. |
1991 г. |
1995 г. |
1999 г. |
Длина трубопроводов, тыс.км |
210,2 |
213,7 |
208,0 |
212,0 |
газопроводов |
144,0 |
148,6 |
145,0 |
147,5 |
нефтепроводов |
51,2 |
48,0 |
48,0 |
49,0 |
нефтепроводов |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
16,0 |
Средняя Азия—Центр длиной около 3000 км; Ямбург—западная граница длиной около 4605 км, построенный на компенсационной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогревом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину. На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Строятся новые трубопроводные линии Западная Сибирь—Центр, Ямал—Запад и др.
Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.
К основным технико-экономическим
особенностям и преимуществам
Главной проблемой в развитии
трубопроводного транспорта следует
считать дальнейшее увеличение сети
трубопроводов для увеличения размеров
перекачки и возможности
Одной из основных технических
проблем является проблема повышения
провозной способности
Повысить провозную
На 1 км газопровода диаметром 1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед металлургами стоит задача создания особо прочных и тонкостенных труб. Острой является проблема внешней и внутренней коррозии труб из-за химической активности транспортируемого груза. Изоляция внутренних поверхностей повышает пропускную способность на 5—8%, но удорожает общую стоимость труб. В крупных городах проблема коррозии усугубляется блуждающими токами. В стране ежегодно из-за коррозии теряется до 15 млн т стали.
Трубы от коррозии защищаются различными методами, в частности, битумно-бумажным покрытием, полимерными пленками с защитными обертками, эпоксидными и лакокрасочными пленками, пенополиуретаном и др. Самым надежным является эмалирование, но в связи с его дороговизной применяется довольно ограниченно, в основном в городах. За рубежом применяют полиэтиленовые покрытия на предварительно нанесенной клеевой состав из бутилкаучука или покрытия на основе эпоксидных смол, обладающих высокой адгезионной прочностью и стойкостью к повышению температуры, а также многослойные покрытия из полиэтиленовых и поливинилхлоридных лент на бутилкаучуковой грунтовке. Для внутренней изоляции применяют лакокрасочные покрытия на основе эпоксидных полиуретановых смол и цементно-песчаные покрытия.
Трубопроводы в зависимости
от природно-климатических
Для уменьшения металлоемкости, массы, коррозии применяются пластмассовые трубы. Опыт США, Канады, Германии и других стран показал рентабельность этого материала — 1 т пластмассовых труб заменяет 7,5 т стальных и 12 т чугунных труб. Некоторые пластики при диаметре до 70 мм выдерживают давление до 25 МПа, что позволяет увеличивать провозную способность трубопровода в 1,5 раза. Однако прочность и термостойкость пластиков еще недостаточны.
Для улучшения экологической обстановки в районе пролегания трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый поиск неисправностей. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.
Остается сложной проблема
уменьшения количества персонала, работающего,
как правило, вахтовым методом на
промежуточных компрессорных
Решение части проблем на трубопроводном транспорте позволило за последние годы снизить себестоимость перекачки нефти на 15-20%.
Роль Северного Кавказа
Северный Кавказ занимает выгодное экономико-географическое положение. Он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов, обладает огромными потенциальными возможностями в закреплении и расширении экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.
Северный Кавказ, располагаясь
на пересечении важных сухопутных,
морских и воздушных
Большие возможности открываются
в связи с перспективами
По экспертным оценкам, в федеральный и региональный бюджеты России должно поступить 23,3 млрд. долл. США в виде налоговых отчислений и прибыли. За эти годы Краснодарский край получит около 6,7 млрд. долл., Ставропольский край — 1,5 млрд. долл., Республика Калмыкия — 1,7 млрд. долл., Астраханская область — 1,8 млрд. долл.
В настоящее время
Информация о работе Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития