Транспортный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Транспортная деятельность составляет одну из важнейших сфер экономики. Транспорт как отрасль народного хозяйства является связующим звеном между всеми другими его отраслями, по сути обеспечивающим продолжение процесса производства и его материально-техническое обеспечение, а также удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Виды транспортных договоров
1.1 Договоры об организации перевозок………………………………4
1.2 Договор перевозки груза…………………………………………….8
2. Правовое регулирование заключения договоров на автомобильном транспорте………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Транспортное право.docx

— 30.68 Кб (Скачать)

             Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Виды  транспортных договоров

1.1  Договоры об организации перевозок………………………………4

1.2 Договор перевозки груза…………………………………………….8

2. Правовое регулирование  заключения договоров на автомобильном  транспорте………………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………14

Список использованной литературы……………………………………..15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

     Транспортная  деятельность составляет одну из важнейших  сфер экономики. Транспорт как отрасль  народного хозяйства является связующим  звеном между всеми другими его  отраслями, по сути обеспечивающим продолжение  процесса производства и его материально-техническое  обеспечение, а также удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.

     Транспортные  обязательства в первом приближении  могут быть определены как гражданско-правовые обязательства, опосредующие отношения  в сфере оказания транспортных услуг. Из этого определения следует, что  транспортные обязательства - понятие  собирательное, включающее разнотипные  обязательства с одним непременным  элементом - услугой, суть которой выражается в осуществлении деятельности по перемещению грузов и людей в  пространстве. В юридической литературе правильно отмечалось, что транспортное обязательство не образует обособленного  единого обязательственного типа, а  представляет собой совокупность обязательств, охватывающую самостоятельные обязательственные  типы и их разновидности. [33, c. 29]

     Вместе  с тем по наличию указанного выше элемента в разряд транспортных должны быть отнесены все обязательства, опосредующие транспортную деятельность в любом  ее виде, несмотря на различия их конкретных экономических и юридических  признаков. Производность таких  обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения.

     Обязательство перевозки можно назвать ядром  транспортных обязательств. Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом. 
 

         1. Виды транспортных договоров

  Система транспортных договоров включает в  себя три группы договоров: договоры об организации перевозок, договоры перевозки грузов, вспомогательные  транспортные договоры. Эта группа транспортных договоров способствует функционированию транспортной системы  государства, призванной обеспечить народное хозяйство перевозками грузов. Каждая из трех групп транспортных договоров  выполняет самостоятельные задачи в процессе организации и осуществления  перевозок.

         1.1  Договоры об организации перевозок

  Договоры  об организации перевозок заключаются  на четырех видах общественного  транспорта: автомобильном, воздушном, морском и речном. Содержание таких  договоров, их особенности применительно  к каждому из названных видов  транспорта определены ст. 36 УАТ, ст. 85 ВК, ст. 107 КТМ и ст. 60 УВВТ.

  Договор об организации перевозок носит  долгосрочный (как правило, годовой) характер и заключается при наличии  устойчивых хозяйственных связей между  сторонами, вызванных необходимостью осуществления систематических  перевозок. Он дает возможность согласования условий, которые не предусмотрены  транспортными уставами, кодексами  и издаваемыми в их развитие правилами. Например, по соглашению сторон в договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки и другие условия  предоставления транспортных средств  и предъявления грузов для перевозки.

  Договоры  об организации перевозок являются консенсуальными. Их содержание составляют права и обязанности сторон, касающиеся организации предстоящей перевозки  грузов. Они относятся к группе организационных гражданско-правовых договоров, определяющих не условия  товарообмена сторон, а организацию  их взаимоотношений на будущее время.

  Договором об организации перевозок на автомобильном  транспорте является годовой договор, в соответствии с которым автотранспортное предприятие обязуется в установленные  сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы  в обусловленном объеме. При заключении такого договора стороны, кроме того, определяют порядок расчетов, рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

  Годовой договор на автомобильном транспорте может заключаться со снабженческо-сбытовой или иной посреднической организацией, не являющейся грузоотправителем или  грузополучателем. В соответствии с  годовым договором утверждаются месячные планы и определяются декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала. Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются за 10 дней до начала соответствующего месяца. Таким образом, годовой договор об организации перевозок определяет взаимоотношения сторон - перевозчика и грузоотправителя по выполнению плана перевозки грузов. Дело в том, что непосредственно из плана перевозки не вытекает обязанность автотранспортного предприятия по подаче автомобилей, а для клиентуры - по предъявлению груза (ст. 36 УАТ).

  Договоры  об организации перевозок не порождают  прав и обязанностей сторон по перевозке  конкретных партий грузов. Это - функция  разового договора перевозки груза. Именно такой договор порождает  права и обязанности по перемещению  материальных ценностей.

  По  договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный  ему отправителем груз в пункт  назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 45 УАТ).

  Договор перевозки грузов является реальным, поскольку для его заключения недостаточно соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, необходима еще  и реальная передача груза перевозчику. Он всегда имеет срочный характер, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Данный договор является возмездным, поскольку грузоотправитель оплачивает услуги транспорта в виде провозных платежей, а также взаимным, поскольку обе стороны - перевозчик и отправитель - принимают на себя соответствующие обязанности.

  В качестве перевозчика обычно выступает  специализированная транспортная организация (автотранспортное предприятие), а грузоотправителя — законный (титульный) владелец груза  либо экспедитор или иное уполномоченное владельцем груза лицо.

  Договор перевозки груза заключается  между перевозчиком и отправителем. В случаях, когда в качестве грузополучателя  по договору выступает грузоотправитель, число участников правоотношения, возникающего из договора, ограничивается этими  двумя лицами. Однако на практике получатель и отправитель в одном лице, как правило, не совпадают. И в  этом случае возникает вопрос о роли и месте грузополучателя в  транспортных отношениях.

  Следует отметить, что в легальном определении договора перевозки грузов отсутствуют фактор времени, указание на сроки доставки груза. Между тем, в договоре перевозки как ни в каком другом договоре, фактор времени играет важнейшую роль. Поэтому данному фактору следовало бы придать "статус" существенного условия договора, что способствовало бы устранению диктата транспорта в этом вопросе, отвечало бы принципу равенства сторон в гражданских правоотношениях.

  При ненадлежащем исполнении договора перевозки со стороны транспорта грузополучатель вправе предъявить к нему требования по поводу утраты, порчи груза, его недостачи, просрочки в доставке.

  Специфика правового положения грузополучателя  в транспортных отношениях вызвала  неоднозначный подход к этому  вопросу в юридической литературе. Одни авторы считают, что поскольку у грузоотправителя и грузополучателя общие интересы, то их и следует признать одной стороной в договоре. Другие полагают, что правовое положение грузополучателя следует рассматривать с позиций договора в пользу третьего лица. Третьи авторы считают, что в данном случае идет речь о договоре об исполнении третьему лицу — грузополучателю. И наконец, некоторые специалисты транспортного права отстаивают концепцию, в соответствии с которой грузополучатель (не выступающий одновременно грузоотправителем) является особым субъектом, пользующимся самостоятельными правами и обязанностями, а договор перевозки становится в этом случае трехсторонним. Этот последний подход представляется более предпочтительным.

  Оплата  перевозки груза, обычно следующего от грузоотправителя-продавца к грузополучателю-покупателю, входит в цену отчуждаемого товара в виде условия о "франко". "Франко" по-итальянски означает "свободен", т.е. это условие говорит о том, от какой части транспортных расходов освобождается покупатель (грузополучатель). Например, условие "франко-станция отправления" означает, что покупатель несет все расходы по перевозке от станции отправления, иначе говоря, оплачивает перевозку и выгрузку груза на станции назначения. Грузоотправитель за свой счет доставляет груз на станцию отправления и грузит в вагон (на трейлер) или оплачивает погрузочные работы.

  Распространенным  условием такого рода является условие "франко-за-вод" (ex works). Согласно этому  условию, продавец-отправитель за свой счет помещает упакованный товар (груз) на территории завода-изготовителя в  районе действия погрузочного средства в непосредственной близи от места  погрузки на транспортное средство и  извещает покупателя о готовности товара к отгрузке. Последний за свой счет выполняет все погрузочно-разгрузочные работы и полностью оплачивает перевозку.

           1.2 Договор перевозки груза

  Особенности договора перевозки груза на отдельных  видах транспорта обусловлены спецификой их перевозочной деятельности, транспортных средств, объемом перевозок, а также  неоднозначностью правового регулирования.

  Договор автомобильной перевозки грузов оформляется товарно-транспортной накладной, которая является основным документом при перевозке любых  грузов товарного вида (характера). Под грузами товарного характера  подразумеваются грузы, имеющие  определенную денежную стоимость.

  Перевозка грузов нетоварного характера оформляется  актом замера или актом взвешивания, например при перевозке грунта, снега  и т.д. По этим грузам не ведется складского учета и по условиям договора автотранспортные предприятия могут быть освобождены  от обязанности сдавать груз получателям (ч. 2 ст. 45 УАТ), т.е. предъявлять груз определенному лицу. Однако такая  привилегия для перевозчика возможна лишь по усмотрению заказчика транспорта (грузоотправителя или грузополучателя) .

  Спецификой  договора перевозки грузов автомобильным  транспортом является и то, что  при перевозке груза с оплатой  работы автомобиля по повременному тарифу письменной формой договора служит путевой  лист, в котором фиксируются пробег и время нахождения автомобиля в  распоряжении клиента.

  Основным  методом работы автотранспортных предприятий  является централизованная перевозка  грузов.

  Имеется несколько видов централизованной перевозки: централизованная перевозка  отдельных видов грузов; регулярные междугородные централизованные перевозки; централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты*.

  Сочетание перевозок с транспортно-экспедиционным обслуживанием и является одним  из признаков централизованных перевозок  грузов. Автотранспортные предприятия  и организации в соответствии с договором своим подвижным  составом выполняют одновременно перевозку и транспортно-экспедиционное обслуживание (ст. 38 УАТ). При этом отпадает необходимость в выделении грузоотправителями и грузополучателями работников для сопровождения грузов в пути следования, в передаче груза с одного вида транспорта на другой. Эти и другие заботы берут на себя транспортно-экспедиционные службы автомобильного транспорта.

  Особенность централизованных перевозок состоит  в том, что они осуществляются по согласованным графикам, позволяющим  учитывать интересы основного производства грузоотправителя и грузополучателя, ритмично и своевременно завозить грузы  на промышленные предприятия, базы, склады, станции железных дорог, порты, пристани и аэропорты и вывозить из них.

  Централизованные  перевозки грузов выполняются, как  правило, не за счет перемещения отдельных  партий или видов грузов, не путем  периодического обслуживания отдельных  грузоотправителей или грузополучателей, а осуществляются при стабильных, постоянных хозяйственных связях сторон. Это выражается в том, что централизованные перевозки выполняются автотранспортным предприятием от одного грузоотправителя, как правило, всем грузополучателям или от всех грузоотправителей к  одному грузополучателю. 
 
 
 

Информация о работе Транспортный договор