Транспортная экспедиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:11, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях формирования новой модели экономического развития стратегические интересы Российской Федерации связаны с необходимостью коренного преобразования транспортных, логистических коридоров. Содержание и уровень транспортных услуг является важной составляющей валового национального продукта. Объективные потребнос

Содержание

Введение 3
1.Понятие и сущность договора транспортной экспедиции 5
2.Виды договора транспортной экспедиции 10
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Правоведение.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Проблемы, связанные с классификацией договоров, относятся к числу давних проблем  цивилистической науки. Классификация  договоров позволяет решать ряд  важных задач. Выявление общих типичных черт договоров и различий между  ними облегчает для субъектов правильный выбор вида договора, обеспечивает его соответствие содержанию регулируемой деятельности, создает возможность на научной основе систематизировать законодательство о договорах, повышать согласованность нормативных актов. В соответствии с различными основаниями классификации договоры можно подразделять на различные виды.

2.Виды договора транспортной экспедиции

 

     Основываясь на анализе статьи 801 ГК РФ и Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности», есть основания утверждать, что договор транспортной экспедиции как самостоятельное обязательство в соответствующей системе гражданского права имеет свои специфические классификационные основания, которые могут быть положены в основу деления его на виды.

     Первый  критерий. Договоры транспортной экспедиции могут делиться в зависимости от степени поглощения им той или иной стадии транспортного процесса на договор полного транспортно-экспедиционного обслуживания («от двери до двери»), договор транспортно-экспедиционного обеспечения доставки груза к месту нахождения основного перевозчика, договор транспортно-экспедиционного обеспечения отправки или получения груза без обязательства его перевозки.

     Договор полного транспортно-экспедиционного  обслуживания. Данный вид договора в максимальной степени оправдывает цель договора транспортной экспедиции - освобождение грузоотправителя и/или грузополучателя от обременении, связанных с процессом перевозки груза. Он охватывает своим регулированием все стадии перевозочного процесса.

     Возможность доставки груза, включающая в себя также, кроме перевозки, все операции, связанные с ней рассматривалась еще советскими цивилистами. Уже тогда признавалось, что для правового обеспечения такого рода услуг более всего подходит договор транспортной экспедиции11.

     В соответствии с договором полного  транспортно-экспедиционного обслуживания экспедитор берет на себя всю полноту  ответственности за транспортировочный процесс - от получения груза у  грузоотправителя до выгрузки и сдачи  его получателю. То есть клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Важной особенностью этого вида договора является то обстоятельство, что экспедитор действует от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. Поэтому все действия экспедитора, совершаемые им на грузовых автомобильных станциях, на железнодорожных станциях, в портах, пристанях, аэропортах осуществляются им в качестве грузоотправителя и грузополучателя. В местах перевалки груза экспедитор действует одновременно как грузополучатель для одного вида транспорта и как грузоотправитель для другого.

     Договор транспортно-экспедиционного обеспечения  доставки груза к месту нахождения основного перевозчика. Особенностью данного вида договора, в отличие  от предыдущего, является тот факт, что транспортный процесс здесь урезается на стадию доставки груза конечному получателю, либо конечному отправителю. Он также как и предыдущий вид договора может состоять из нескольких самостоятельных транспортировок, возможно даже различными видами транспорта, однако, конечным (начальным) пунктом перевозки груза является здесь, в отличие от договора полного транспортно-экспедиционного обслуживания, не склад грузополучателя (грузоотправителя), а железнодорожная станция, порт, пристань или аэропорт.

     Самым распространенным подвидом данной разновидности договоров является договор на централизованный завоз (вывоз) грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов автомобильным транспортном.

     Договор на транспортно-экспедиционное обеспечение  отправки или получения груза. Данный вид договора, в отличие от предыдущих, уже не включает в себя в качестве элемента перевозку груза, осуществляемую экспедитором своими собственными средствами. Единственная обязанность экспедитора здесь - это заключение от имени клиента или от собственного имени договора перевозки с основным перевозчиком. Только здесь он может совершить такую операцию единожды. Если экспедитор заключает два и более договора перевозки для одной отправки груза одним клиентом, то это уже будет либо договор транспортно - экспедиционного обеспечения доставки груза к месту нахождения основного перевозчика либо договор полного транспортно- экспедиционного обслуживания.

     Необходимость в использовании услуг экспедитора  только для выполнения операций по отправки или получению груза может появиться в случае, когда клиент сам располагает собственным автотранспортом для доставки своих грузов. В этом случае для таких организаций выгодно, чтобы их интересы на определенных крупных перевозочных пунктах представляли профессиональные транспортные компании, занимающиеся в этих местах крупными технологическими работами, а также осуществляющие все документальное сопровождение грузов.

     Второй  критерий. В зависимости от характера  обязанностей экспедитора, предусмотренных  абзацем 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ, договоры транспортной экспедиции можно разделить на договоры на организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг и договоры по выполнению экспедитором поручений собственными силами.

     Разделение договоров транспортной экспедиции по этому критерию достаточно условно. В связи с тем, что исполнение транспортного договора, в том числе и договора транспортной экспедиции, предполагается в различных географических точках, порой достаточно удаленных друг от друга, экспедитору приходится часто прибегать к перепоручению своих услуг третьим лицам. Такая ситуация характерна, как правило, для договорных конструкций полного транспортно-экспедиционного обслуживания и транспортно-экспедиционного обеспечения доставки груза к месту нахождения основного перевозчика. Договоры транспортной экспедиции, регулирующие отношения только по отправке или приему грузов, а также договоры на отдельные транспортно-экспедиционные услуги исполняются, как правило, личными силами экспедитора. Однако и здесь не исключено привлечение третьих лиц для исполнения операций порученных экспедитору, если договором не предусмотрено, что экспедитор должен оказать услуги лично (статья 805 ГК РФ).

     В литературе данный вид договора часто  понимается как долгосрочный договор, заключенный на определенный срок для целей транспортно- экспедиционного обслуживания клиентов в этот период времени. В.В. Витрянский определяет это обязательство следующим образом: «Договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания может быть определен как договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны  (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) в течение всего срока действия    договора    выполнять    или    организовывать выполнение определенных договором транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза»12.

     С.Ю. Морозов, считая также договор на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания долгосрочным договором, характеризует его как предварительный, условия которого уточняются в основных договорах13.

     Думается, что авторы, называя данный договор  организационным, подразумевают договор, по которому стороны организуют свои взаимоотношения по оказанию транспортно-экспедиционных услуг на определенный срок, т.е. на долгосрочную перспективу.

     Описывая договор на организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг как договор на организацию долгосрочного сотрудничества экспедитора и клиента, Витрянский В.В. и Морозов С.Ю. смешивают два различных критерия разграничения договоров транспортной экспедиции    -    критерий    характера    обязанностей    экспедитора, предусмотренных абзацем 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ и критерий характера сроков в договоре транспортной экспедиции.

     Третий  критерий. В зависимости от характера  сроков в договорах транспортной экспедиции они делятся на договоры исполнения разового поручения и долгосрочные договоры транспортно - экспедиционного обслуживания.

     Договоры  транспортной экспедиции, рассчитанные на выполнение одного задания клиента, прекращаются после надлежащего  исполнения экспедитором предусмотренных договором услуг.

     Напротив, долгосрочные договоры транспортной экспедиции регулируют отношения по длительному  сотрудничеству экспедитора и клиента  и прекращаются только при наличии  двух условий: истечения срока действия договора и выполнения сторонами  всех предусмотренных этим договором обязательств. Однако, иногда стороны могут заключить договор о выполнении экспедитором двух или более поручений, не указывая срока действия этого договора. Такие договоры можно также квалифицировать как долгосрочные, и они прекращаются, как правило, только после надлежащего исполнения экспедитором всех возложенных на него поручений.

     Четвертый критерий. В зависимости от цели оказания экспедитором транспортно-экспедиционных услуг различают договоры на оказание клиентам - юридическим лицам услуг для предпринимательских целей и договоры на оказание гражданам услуг для личных, семейных, домашних и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Разделение  этих договоров обусловлено различным  объемом прав и обязанностей сторон договора транспортной экспедиции, правовым статусом клиента в договоре, а также размером ответственности, предусмотренного для каждого из этих видов договоров. Согласно п. 3 ст. 4 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор, оказывающий услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей.

     Пятый критерий. В зависимости от территориальной сферы деятельности экспедитора договоры транспортной экспедиции делятся на договоры по оказанию экспедиционных услуг, связанных с перевозками внутри страны и на договоры по оказанию экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками.

     Введение  данного критерия, разграничивающего  договоры транспортной экспедиции на две вышеуказанные группы договоров, обусловлено тем, что договоры по оказанию экспедиционных услуг, связанных  с      международными перевозками, регулируются нормами международного права. Эти нормы в соответствии с российскими законами имеют приоритет по отношению к нормам отечественного законодательства (ст. 7 ГК РФ).

     Кроме того, в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» для договора по оказанию экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками, установлены ограниченные пределы ответственности по сравнению с остальными договорами транспортной экспедиции.

     Итак, из всего вышесказанного можно заключить, что в предмет договора транспортной экспедиции входят услуги, установленные договором с целью снятия полностью или частично с грузоотправителей или грузополучателей обременении, связанных с процессом перевозки груза, а также груз, который должен быть непременно обозначен в предмете договора транспортной экспедиции. Объектом договора транспортной экспедиции будет являться груз, т.е. то материальное благо по поводу которого обязанная сторона (в данном случае экспедитор) должна совершить определенные действия для исполнения договора.

 

Заключение

     Исследование, проведенное в настоящей работе, позволило сделать следующие  выводы:

     Договор транспортной экспедиции является самостоятельной договорной конструкцией, отнесение которой к «перевозочным» видам иных договоров недопустимо, во-первых, методологически, так как данный договор находится в одном ряду с иными договорами об оказании услуг (комиссии, поручения и пр.) Данное обстоятельство исключает возможность соотносить договор экспедиции с указанными договорами как вид к роду. А во-вторых, ГК РФ не содержит такого особенного приема законодательной техники, как применение норм об иных договорах к договору экспедиции. В этой связи применение правовых норм о договоре комиссии или поручения к рассматриваемому договору недопустимо.

     Предмет договора транспортной экспедиции входят услуги, установленные договором с целью снятия полностью или частично с грузоотправителей или грузополучателей обременении, связанных с процессом перевозки груза, а также груз, который должен быть непременно обозначен в предмете договора транспортной экспедиции. Объектом договора транспортной экспедиции будет являться груз, т.е. то материальное благо по поводу которого обязанная сторона (в данном случае экспедитор) должна совершить определенные действия для исполнения договора.

     Характеризуя правовую природу договора транспортной экспедиции, его зачастую определяют как разновидность или вид договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельный вид гражданско-правового договора. Договору транспортной экспедиции посвящена отдельная глава ГК РФ, в которой предусматривается, что регулирование отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, осуществляется также специальным федеральным законом. Таким законом является ФЗ от 30 июня 2003 года N 87 "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Информация о работе Транспортная экспедиция