Транспортная безопасность Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 07:15, реферат

Описание работы

Транспортная безопасность в Российской Федерации имеет важное значение в обеспечении интересов личности, общества и государства. Обеспечение транспортной безопасности относится к важным и приоритетным направлениям в защите национальных интересов.
Урегулирование всего комплекса общественных отношений в области использования транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, а также обеспечения транспортной безопасности представляется трудной задачей.

Работа содержит 1 файл

Транспортная безопасность в Российской Федерации имеет важное значение в обеспечении интересов личности.docx

— 20.39 Кб (Скачать)

Транспортная безопасность в Российской Федерации имеет  важное значение в обеспечении интересов личности, общества и государства. Обеспечение транспортной безопасности относится к важным и приоритетным направлениям в защите национальных интересов.

Урегулирование всего  комплекса общественных отношений  в области использования транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, а также обеспечения транспортной безопасности представляется трудной задачей.

Во-первых, в общественных отношениях по использованию объектов транспортной инфраструктуры и обеспечению  транспортной безопасности участвуют  разнообразные субъекты: граждане, юридические лица, публично-правовые образования, субъекты международных отношений. Лишь при их взаимодействии можно в полной мере обеспечить транспортную безопасность. При этом необходимо учитывать интересы всех участников общественных отношений.

Во-вторых, неопределенность при законодательном обеспечении транспортной безопасности возникает в связи с объектами, на которые направлена деятельность по обеспечению транспортной безопасности. Представляется, что к таким объектам относятся не только транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры, но и права, и законные интересы субъектов правоотношений в указанной области.

В-третьих, существуют множество угроз транспортной безопасности,  имеющих разнообразный характер. Не представляется возможным объединить в единый нормативный правовой акт все нормы,  регулирующие защиту от наступления тех или иных угроз. Чрезвычайные ситуации, аварии, взрывы, террористические акты, наводнения, землетрясения, действия людей, повлекшие негативные последствия, относятся к различным сферам правового регулирования. 

В сфере обеспечения транспортной безопасности существует огромный комплекс нормативных правовых актов, систематизация которых начала осуществляться лишь в последние годы.

Отношения по обеспечению  транспортной безопасности регулируются:

  • Конституцией Российской Федерации,
  • Федеральным законом «О транспортной безопасности»,
  • Законом РФ  «О безопасности»,
  • Гражданским кодексом РФ,
  • Кодексом торгового мореплавания РФ
  • Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, 
  • Воздушным кодексом РФ,
  • транспортными уставами, 
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ,
  • Федеральным законом  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • иными нормативными правовыми актами. 

Основную массу общественных отношений в области обеспечения  транспортной безопасности составляют:

  • публично-правовые отношения, опосредующие деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по обеспечению безопасности,
  • административные отношения в области обеспечения безопасности,  способы, 
  • методы и средства обеспечения правового регулирования транспортной безопасности, 
  • меры юридической ответственности и отношения по их применению,
  • финансирование деятельности по обеспечению транспортной безопасности,
  • осуществление контроля и надзора, 
  • оценку уязвимости и категорирование объектов транспортной инфраструктуры и т.д.

 

Так, Закон РФ «О безопасности» устанавливает общеправовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации,  определяет понятие безопасности,  раскрывает содержание угроз безопасности,  определяет основные методы,  способы и средства обеспечения безопасности в целом.

Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности» содержит понятия и категории,  связанные  с транспортной безопасностью,  определяет основные задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности,  устанавливает субъектов обеспечения транспортной безопасности,  указывает требования по обеспечению транспортной безопасности в России. 

К частно-правовым отношениям, непосредственно или опосредовано затрагивающие вопросы транспортной безопасности, следует отнести обязательственные правоотношения, страхование, деликтные отношения,  международные частные отношения, возникающие в области транспортировки, перевозки и т.д. 

Гражданский кодекс РФ устанавливает  обязательственные правоотношения в области транспортировки и перевозки грузов,  пассажиров и багажа,  устанавливает ответственность сторон в договорных отношениях,  определяет общие принципы страхования от событий, которые являются угрозами транспортной безопасности.

 Кроме того,  Гражданский  кодекс РФ устанавливает,  что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, и иными издаваемыми в соответствии с ними законами и правилами.

Транспортные уставы и  кодексы регулируют общественные отношения,  возникающие при транспортировке и перевозке отдельными видами транспорта. 

При осуществлении международных  перевозок,  а также в международной деятельности,  связанной с использованием транспорта и объектов транспортной инфраструктуры,  также возникает необходимость обеспечения транспортной безопасности.

Данное обстоятельство связано  с тем,  что транспортные средства являются источником повышенной опасности.  Природные объекты,  использующиеся при транспортировке, являются серьезной угрозой для граждан, общества и государства. 

Таким образом,  система  законодательства в области обеспечения  транспортной безопасности представляет собой совокупность нормативных правовых актов различного уровня, которые регулируют разнообразные общественные отношения. Объединить данные нормы в единый нормативный акт невозможно, но необходимо произвести систематизацию норм частного и публичного права,  регулирующих общественные отношения в области обеспечения транспортной безопасности.

Наличие множества правовых норм в области обеспечения транспортной безопасности и защиты объектов транспортной инфраструктуры поднимает вопрос о выделении транспортного права в отдельную отрасль права.

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий,  отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой,  пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного,  так и разных видов транспорта.

В юридической литературе высказывались суждения о признании  самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части.  Так,  например,  в

отношении воздушных перевозок  был сделан вывод о необходимости  признать воздушное

право самостоятельной отраслью права.  Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали,  что морское право является самостоятельной отраслью

права,  содержание которой определяется отношениями,  складывающимися на морском

транспорте и в торговом мореплавании.

Предметом правового регулирования  в отдельной отрасли права  должен служить

однородный круг общественных отношений.  Однако общественные отношения  по

обеспечению транспортной безопасности и защите объектов транспортной инфраструктуры

регулируются административным, гражданским, международным, экологическим  и многими

другими отраслями права.

Метод правового регулирования,  под которым понимается юридическое  средство

воздействия, применяемое при правовом регулировании общественных отношений, в сфере

обеспечения транспортной безопасности сочетает в себе властно-организационные

отношения,  регулируемые административным правом,  и имущественные  отношения,

регулируемые гражданским правом.  Указанные признаки не являются достаточным

основанием для выделения  транспортного права в самостоятельную  отрасль.  Не может

служить аргументом и наличие  уставов и кодексов на транспорте,  а также большое

количество нормативных  правовых актов, регулирующих рассматриваемые  отношения.

С точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право

не является самостоятельной  отраслью,  а представляет собой  комплексную отрасль права,

что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных

отношений. Нормы, регулирующие общественные отношения по обеспечению  транспортной

безопасности, не связаны  единым методом и механизмом регулирования.

Таким образом, транспортное право можно рассматривать как  совокупность правовых

норм,  регулирующих общественные отношения в сфере:  использования  транспортных

средств и объектов транспортной инфраструктуры; обеспечения транспортной безопасности

и защиты объектов транспортной инфраструктуры;  организации деятельности субъектов

общественных отношений  по предотвращению опасностей или угроз  их наступления при

пользовании транспортными средствами и (или) объектами транспортной инфраструктуры. 

В связи со становлением законодательства в области обеспечения  транспортной

безопасности, необходимо ставить  задачи и определять направления  по развитию указанных

отношений.  В современной  юридической науке в сфере  обеспечения безопасности

выделяется самостоятельное  направление –  сервис безопасности.  Поэтому одной из70

основных задач является повышение конкурентоспособности  и качества транспортных

услуг,  связанных с  перевозкой грузов и пассажиров,  развитие и техническое

совершенствование транспортных средств и иных объектов транспортной инфраструктуры. 

В заключении отметим, что  отсутствие единой государственной  системы обеспечения

транспортной безопасности не позволяет адекватно реагировать  на возникающие угрозы.

Поэтому существующие правовые нормы,  регулирующие общественные отношения по

обеспечению транспортной безопасности,  необходимо систематизировать,  что  позволит существенно снизить риски возникновения угроз транспортной безопасности.

 

Литература:

1. О транспортной безопасности: Федеральный закон Российской Федерации от 9 февр. 2007г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

2. О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992г. // Российская газета 1992. 6 мая. № 103.

3.  О защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера:  Федеральный  закон Российской Федерации от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 26 декабря 1994г. № 35. Ст. 3648.

4. Пузатых Д. - «Понятие, структура и место транспортного права в системе российского права» // Транспортное право, 2007. № 1.


Информация о работе Транспортная безопасность Российской Федерации