Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:50, реферат
Транспорт – одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста.
Вступление.......................................................................................................... 2
1. Развитие транспорта в первой половине ХХ века……................................. 3
2. Ж/д транспорт в первой мировой войне......................................................... 5
3. Ж/д транспорт в Великой Отечественной Войне……….….…...……..…...7
4. Морской флот в Великой Отечественной Войне………….........................10
5. Воздушный транспорт в Великой Отечественной войне………………...13
Заключение.......................................................................................................... 15
Список использованной литературы................................................................. 16
Уже в начале войны возникла необходимость в массовой эвакуации населения и предприятий из западных районов страны на Урал, в Сибирь, Поволжье, Среднюю Азию и на Дальний Восток. Первая волна таких перевозок легла на Белорусскую, Приднепровскую, Октябрьскую, Юго-Западную, Одесскую, Московско-Киевскую, Южную, Западную железные дороги. Эвакогрузы составляли около половины общего грузопотока, а на отдельных линиях - до 80%.
В
первую очередь на Восток вывозились
предприятия оборонной
В июле 1941 г. на эвакуационных
перевозках было занято 300 тыс.
вагонов; к ноябрю число
Вторая
волна эвакуации последовала
летом 1942 г., когда враг предпринял наступление
на юге и юго-западе страны. В этот
период по Донецкой, Юго-Восточной, Сталинградской,
Северо-Кавказской и Орджоникидзевской
железным дорогам перевезли 150 крупных
предприятий и около 8 млн. человек. Были
эвакуированы оборудование нефтепромыслов
Майкопа и Грозного и запасы нефти; нефтеналивной
подвижной состав в количестве 500 цистерн
переправили вплавь через Каспийское
море в Красноводск. Из всех видов транспорта
на железные дороги пришлась основная
нагрузка по эвакуации. Передислокация
более 2,5 тыс. предприятий, оборудования
и миллионов людей не имела себе равных
в истории и может быть отнесена «к числу
самых поразительных организаторских
и человеческих подвигов».
МОРСКОЙ
ФЛОТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ
Наиболее суровые испытания выпали в начале войны на долю моряков Балтийского, Северного и Черноморского морских бассейнов. Они первыми приняли на себя удар врага.
С конца июля 1941 г. морской флот балтийских пароходств выполнял важнейшие задания по эвакуации людей, оборудования и других грузов из прибалтийских республик. Фашистское командование стремилось во что бы то ни стало парализовать действия балтийских моряков и бросило на уничтожение флота огромные воздушные и военно-морские силы. Однако балтийцы свято выполнили свой долг. Военная обстановка в Прибалтике сложилась таким образом, что Латвийское пароходство должно было сразу же после начала военных действий эвакуировать флот, грузы и оборудование. На третий день войны фашистские войска окружили Лиепаю, и сквозь блокаду удалось прорваться в Вентспилс только четырем из 14 судов, находившихся в порту. Два судна моряки сумели подорвать, а остальные достались врагу. Через пять дней после оставления Лиепаи, 27 июня, восемь судов пароходства ушли из Вентспилса курсом на Эзель. На этом переходе два парохода затонули в результате бомбардировки вражеской авиации.
В течение июля и первой половины августа моряки Балтийского и Эстонского пароходств выполняли ответственные задания Государственно Комитета Обороны по обеспечению Ленинграда продовольствием, доставляли сражавшимся частям Красной Армии вооружение и боеприпасы, эвакуировали раненых воинов и гражданское население. Несколько судов погибло от бомб, торпед и мин противника.
Потери
торгового флота, участвовавшего в
последней таллиннской
После
оставления Таллинна транспортные перевозки
на Балтике значительно
С момента вторжения и начала наступления немецко-фашистских войск на юге нашей страны торговый флот Азово-Черноморского бассейна встал на военную вахту, выполняя транспортные перевозки по заданиям командования Красной Армии и Военно-Морского Флота. Транспортные суда совершали рейсы в Одессу, Севастополь, Феодосию и другие порты; доставляли войска и военные грузы, эвакуировали раненых, население и оборудование, вывезенное из оккупированных областей. В первые месяцы войны с особым напряжением работал Одесский морской торговый норт, куда для вывоза в восточные районы страны поступало много различных грузов из южных областей Украины. В течение июля и августа 1941 г. на транспортных судах из Одессы было отправлено свыше 125 тыс. тонн грузов.
В ходе большого повсеместного наступления Советской Армии в 1944 г. фашистские оккупанты изгонялись из Причерноморья и Прибалтики. В апреле-мае 1944 г. наши армия и флот вступили в Одессу и освободили Крым, в сентябре-октябре - Эстонию и Латвию. Вслед за частями Советской Армии и Военно-Морского Флота в освобожденные порты пришли работники морского транспорта, чтобы в кратчайшие сроки ликвидировать тяжелые последствия войны и возродить нормальную деятельность флота, портов и заводов. Неисчислимые бедствия принесла война всему хозяйству морского транспорта. Особенно пострадал флот. День Победы над фашистской Германией моряки советского торгового флота встретили на трудовой вахте. В освобожденных от врага морских портах обезвреживали тысячи мин, восстанавливали причалы, склады, приводили в порядок перегрузочные механизмы. Балтийские и черноморские военные моряки прокладывали среди минных полей фарватеры для мирной навигации торгового флота. После окончания войны советский морской торговый флот пополнился судами, полученными по репарациям из стран гитлеровской коалиции.
В
августе-сентябре 1945 г. моряки Дальневосточного
пароходства приняли участие в войне Советского
Союза против Японии, отказавшейся принять
условия капитуляции, предложенные США,
Англией и Китаем. Военные операции по
высадке десантов, доставке боевой техники
и вооружения в Корею, на Южный Сахалин
и Курильские острова осуществляло более
30 транспортных судов Дальневосточного
пароходства. В ходе военно-транспортных
операций против Японии несколько судов
подорвалось на минах, но моряки-дальневосточники
самоотверженно исправляли повреждения
и с честью выполняли боевые задания.
ВОЗДУШНЫЙ
ТРАНСПОРТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ
В
сложной и напряженной
В период героической обороны Одессы пилоты Юго-Западной особой авиагруппы ГВФ только за первые 37 дней боев доставили нашим войскам 110 тонн боеприпасов, выполнили сотни разведывательных и связных полетов, эвакуировали 740 тяжелораненых. В начале августа 1941 года, когда враг приближался к городу, авиагруппа перебазировалась в город Первомайск, а в Одессе осталось авиазвено самолетов У-2 В. А. Седляревича. Только за один месяц пилоты этого звена совершили 476 самолето-вылетов, в том числе 162 на бомбардировку врага.
В начале войны ожесточенные бои развернулись и на Крайнем Севере нашей родины. Немецко-фашистские войска пытались перерезать железнодорожную магистраль Ленинград-Мурманск, захватить не замерзающий порт, через который Советский Союз получал грузы от союзников по антигитлеровской коалиции - Англии и США. Пилоты Архангельского авиаотряда доставляли запасные части и детали для кораблей Северного флота и самолетов ВВС фронта.
Исключительно большое значение имели полеты экипажей особых авиагрупп ГВФ к партизанам в суровую первую военную зиму, когда глубокие снежные заносы и сильные морозы сковали маневр партизанских отрядов, резко снизили возможность их материального обеспечение каким-либо наземным транспортом.
Об интенсивности полетов к
партизанам свидетельствуют
В течение первого периода Великой Отечественной войны, продолжавшегося с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, гражданские авиаторы с честью решили поставленные перед ними задачи. Летный состав фронтовых особых авиагрупп ГВФ выполнил 477 678 самолето-вылетов, перевез 583525 человек, в том числе 50717 раненых, и 46028 тонн грузов.
Тяжелая фронтовая обстановка коренным образом изменила условия и характер действий летного состава ГВФ. Если в предвоенные годы многие пилоты летали преимущественно днем, а ночные рейсы выполнялись по специально оборудованным трассам, то уже в первом периоде войны гражданские авиаторы совершили около 43 тыс. ночных вылетов. Преобладающими стали полеты на предельно малой высоте, освоенные в довоенное время лишь экипажами самолетов сельскохозяйственной авиации. Значительно изменился и подход к понятию "нелетная погода". Главным критерием, определяющим принятие решения на вылет, стала боевая необходимость.
К началу второго периода войны летный состав фронтовых авиачастей ГВФ в большинстве своем владел полетами в ночных условиях, знал и успешно применял тактические приемы для преодоления зон зенитного огня, ухода от вражеских истребителей, перелета линии фронта. Но и теперь ночные полеты в глубокий тыл врага, точный выход в заданный район, поиск затерявшихся в лесных массивах или горных ущельях посадочных площадок и посадка на них требовали незаурядного летного мастерства, высоких морально-политических и волевых качеств.
Значительно
возросло к концу войны и количество
связных полетов, 62-й отдельный
гвардейский авиаполк ГВФ за 15 дней
января перевез только в пределах
фронта 3089 срочных пакетов и донесений,
в 120-м отдельном гвардейском авиаполку
ГВФ в январе полеты на связь составили
40 процентов всех вылетов. В наступательных
операциях 1945 года пилоты соединений и
частей ГВФ также выполнили значительный
объем работы. Только в январе - феврале
совершили свыше 52 тыс. вылетов, перевезли
более 43,5 тыс. человек и 3260 т грузов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Укрепление
военного могущества Российской Федерации
зависит от развития всех видов транспорта.
Мировые войны были судьбоносными, жестокими,
самыми бескомпромиссными из всех войн,
которые когда-либо ранее пережила Россия.
В них не только решалась судьба СССР как
независимого государства, в них прежде
всего решалась судьба многонациональных
народов Советского Союза. Опыт и уроки
войн весьма многогранны. Они показали,
что вклад всех видов транспорта в достижение
победы в войне неоценим.
Список литературы.
1. Куманев Г.А. Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945. М.: Наука, 1988.
2. Фадеев Г.М., Амелин С.В., Бернгард Ф.К и др. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836—1917 гг. СПб.; М., 1994.
3. Гришин Ю.А. « История мореплавания », « Транспорт » , 1972 г.
4. История гражданской авиации СССР. Научно-популярный очерк. Под общей редакцией Б. П. Бугачева. Издательство ”Воздушный транспорт ”
5. Интернет ресурсы: http://zdr.