Технико-экономическое и социальное значение механизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:47, реферат

Описание работы

В современном мире все чаще возникают разговоры и споры, о том насколько важно и нужно, чтобы предприятие обладало совершенным автоматизированным комплексом по обслуживанию, в нашем случае, парка автомобилей. Если говорить о плюсах ручного труда и механизации процессов, то, несомненно, у обоих вариантов есть свои преимущества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основные понятия и определения…………………………………………..4
2. Технико-экономическое и социальное значение механизации……………5
3. Состояние дел с механизацией технологических процессов
ТО и Р в настоящее время. Технически возможные уровни
механизации……………………………………………………….………….8
4. Последовательность проведения работпо сокращению ручного труда
при ТО и ТР в АТП…………………………………….................................13
Заключение…………………………………………………………………….15
Используемые источники……………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 36.60 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основные понятия и  определения…………………………………………..4

2. Технико-экономическое  и социальное значение механизации……………5

3. Состояние дел с механизацией  технологических процессов

ТО и Р в настоящее время. Технически возможные уровни

механизации……………………………………………………….………….8

4. Последовательность проведения  работпо сокращению ручного труда

    при ТО и ТР в АТП…………………………………….................................13

Заключение…………………………………………………………………….15

Используемые источники……………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире все  чаще возникают разговоры и споры, о том насколько важно и нужно,  чтобы предприятие обладало совершенным автоматизированным комплексом по обслуживанию, в нашем случае, парка автомобилей. Если говорить о плюсах ручного труда и механизации процессов, то, несомненно, у обоих вариантов есть свои преимущества.

Для начала затронем ручной труд. Еще с давних времен ручной труд очень ценился, ведь рука настоящего мастера, выполнит работу тщательней и, и как говорится, с душой. Он может  провести также и сопутствующие  операции, которые могут стать востребованы в ходе проведение технического обслуживания. Но в современных реалиях скорость выполнения ручного труда, во много раз отстает от скоростей на которых работает автоматика.

Так как мы уже заметили основным, и, пожалуй, главным достоинством автоматизации является скорость. Но помимо скорости, машина, которая управляется при помощи компьютера, застрахована от ошибок и неаккуратности мастера.

И кажется, что все, даже сторонники ручного труда, склоняются к тому, что в условиях современной жизни  без механизации, ну просто не обойтись. В данной работе затронем Основные понятия и определения, технико-экономическое и социальное значение механизации, состояние дел с механизацией технологических процессов ТО и Р в настоящее время и Технически возможные уровни механизации.

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные понятия и определения.

 

Под механизацией технологических  процессов технического обслуживания (ТО) и ремонта (Р) автомобилей в  автопредприятиях понимается полная или частичная замена ручного труда машинным в той части технологического процесса, в которой происходит изменение технического состояния автомобилей, при сохранении участия человека в управлении машиной.

Механизацию технологических  процессов подразделяют на частичную и полную.

Частичная механизация связана  с механизацией отдельных движений и операций, за счет которой облегчается  труд и ускоряется выполнение соответствующих  технологических операций.

Полная (или комплексная) механизация охватывает все основные, вспомогательные и транспортные операции технологического процесса и представляет собой практически полное устранение ручного труда и замену его машинным. Деятельность рабочего сводится к управлению машиной, регулированию ее работы и контролю за качеством выполнения технологического процесса. Комплексная механизация является предпосылкой для автоматизации и роботизации технологических процессов, что является высшей степенью механизации.

Автоматизация технологического процесса позволяет исключить ручной труд. Здесь в функции рабочего входят наблюдение за ходом технологического процесса, контроль за качеством его выполнения и регулировочно-наладочные работы.

Автоматизация технологических  процессов предполагает автоматизацию  некоторых операций управления машинами и механизмами при полной (комплексной) механизации всех трудоемких операций технологического процесса.

 

2. Технико-экономическое и социальное значение механизации.

 

По данным науки примерно 60% всего прироста производительности труда во всех отраслях народного хозяйства обеспечивается за счет внедрения новой техники, более современной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, около 20% — в результате улучшения организации производства и около 20% — благодаря повышению квалификации работающих.

Механизация технологических  процессов ТО и Р

автомобильного подвижного состава имеет важное технико-экономическое и социальное значение, которое выражается в уменьшении численности ремонтных рабочих за счет снижения трудоемкости работ по ТО и Р автомобилей, повышении качества выполнения ТО и Р, улучшении условий труда ремонтных рабочих.

Снижение трудоемкости работ  по ТО и Р достигается за счет сокращения времени выполнения соответствующих операций в результате внедрения средств механизации.

Так, использование автоматической линии М-118 для мойки легковых автомобилей позволяет сократить трудоемкость выполнения этих работ в 7,5 раза, электромеханического подъемника 468М — в 2 раза, электрогайковерта ИЗОЗМ для гаек колес — в 1,5 раза, стенда Ш509 для демонтажа шин грузовых автомобилей —в 2 раза и т.д.

Большое влияние механизация  технологических процессов оказывает на качество выполнения ТО и Р. Особенно это характерно для контрольно-диагностических, моечно-заправочных, уборочно-моечных, монтажно-демонтажных работ.

В свою очередь улучшение  качества способствует повышению надежности работы автомобиля на линии, сокращению потока отказов и, следовательно, сокращению объема выполняемых работ, уменьшению потребного числа ремонтных рабочих, времени простоя автомобилей в ТО и ремонте и в ожидании ТО и ремонта, увеличению времени работы автомобиля на линии.

Улучшение условий труда  ремонтных рабочих является одной  из основных задач, решаемых при механизации  технологических процессов ТО и  Р подвижного состава. Пока еще велика доля технологических операций, выполняемых с применением неквалифицированного ручного труда, главным образом тяжелого, однообразного, утомительного и вредного для здоровья ремонтных рабочих. К таким операциям относятся, прежде всего, демонтаж, монтаж и внутригаражная транспортировка узлов и агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (передний и задний мосты, двигатель, редуктор, коробка передач (КП), рессоры и другие), уборка и мойка салонов автобусов и кузовов грузовых автомобилей, мойка автомобилей всех типов и автобусов, вулканизация покрышек и другие.

Механизация этих работ, с  одной стороны, способствует росту  производительности труда ремонтных  рабочих и повышению качества выполнения ими ТО и Р автомобилей (за счет меньшей утомляемости и повышения работоспособности), что влечет за собой сокращение потребного числа ремонтных рабочих, сокращение времени простоя автомобилей в ТО и ремонте и в ожидании ТО и ремонта, увеличение времени работы автомобиля на линии.

С другой стороны, механизация  тяжелых и вредных работ позволяет снизить число случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний у ремонтных рабочих и связанные с ними потери рабочего времени.

Социальное значение механизации  ТО и Р выражается в улучшении условий труда рабочих, уменьшении текучести кадров, во всестороннем и всеобщем повышении культурно-технического уровня ремонтных рабочих.

Улучшение условий труда  ремонтных рабочих примеханизации достигается за счет организации рабочих мест (выбор и рациональная расстановка технологического оборудования в соответствии с требованиями научной организации труда). При этом большое значение имеет эксплуатационная технологичность используемого оборудования, т.е. удобство его использования при ТО и Р автомобилей.

Уменьшение текучести  кадров при механизации происходит за счет удовлетворенности работающих характером и условиями труда. Следствием этого является повышение производительности труда ремонтных рабочих, улучшение качества выполняемых ими работ за счет роста их профессиональной квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состояние дел с механизацией технологических процессов ТО и Р в настоящее время. Технически возможные уровни механизации.

 

В настоящее время состояние  дел с механизацией работ по ТО и Р подвижного состава в АТП неблагопо лучно. Даже в лучших, наиболее крупных, с большими техническими возможностями АТП, таких, например, как автокомбинат № 1 Мосстройтранса, оснащенность составляет не более 50-60 % от технически возможного уровня. В других АТП положение значительно хуже.

Основной причиной такого положения служат ограничения в  приобретении средств механизации  для дооснащенйя ими производственных зон и участников АТП.

Объемы производства технологического оборудования на специализированных заводах значительно отстают от требуемых объемов для комплексной механизации технологических процессов ТО и Р подвижного состава во всех АТП России в соответствии с требованиями действующего «Табеля технологического оборудования для АТП

различной мощности, ПТК и БЦТО», п. 3.

К этому добавляется и  непростая ситуация во многих АТП  России, как грузовых, так и пассажирских, когда просто нет средств на приобретение недостающего технологического оборудования.

Все вышесказанное относится  к ресурсным ограничениям роста  уровня механизации процессов ТО и ТР в АТП.

Однако, кроме ресурсных  ограничений уровней механизации  процессов ТО и Р в АТП, выступают и другие ограничения, а именно:

— недостаточная эксплуатационная технологичность отечественных  автомобилей;

— недостаточный технический  уровень и качество отечественного технологического оборудования, особенно по показателям надежности и эргономичности;

— низкий уровень технологий ТО и ТР автомобилей, используемых в АТП;

— низкий уровень организации  ТО и ТР автомобилей в АТП;

— недостаточность номенклатуры технологического оборудования, производимого в нашей стране.

Качество технологического оборудования значительно влияет на уровень механизации ТО и ТР, производительность труда ремонтных рабочих, материальные и трудовые затраты.

Так, низкая производительность оборудования влечет за собой увеличение числа единиц используемого оборудования, числа рабочих, применения ручного труда, недостаточную надежность — частые простои оборудования, увеличение доли ручного труда, рост трудовых и материальных затрат на ремонт и восстановление оборудования. Большая материалоемкость и металлоемкость способствует резкому увеличению стоимости оборудования, низкая степень автоматизации — увеличению доли ручного труда. Чем больше площадь, занимаемая оборудованием, тем больше дополнительные амортизационные отчисления. Следствие большого энергопотребления — дополнительные денежные затраты, а низкого эстетического уровня — снижение производительности труда обслуживающего персонала.

Эксплуатационная технологичность  автомобильного подвижного состава (его приспособленность к выполнению операций ТО и Р) оказывает непосредственное влияние на величину предельно возможного уровня механизации процессов ТО и Р в АТП.

Чем выше уровень эксплуатационной технологичности подвижного состава, тем более высокий уровень механизации технологических процессов возможен при ТО и Р. При этом наибольшее влияние на предельно допустимый уровень механизации оказывает приспособленность автомобиля к непрерывному контролю его технического состояния, доступность узлов и агрегатов при проведении работ и их легкосъемность, простота их конструкции и приспособленность к одновременному участию в работе нескольких исполнителей.

Проведенные НИИАТом исследования показали, что за счет конструктивного совершенствования автомобилей можно снизить трудовые затраты при их ТО и Р на 15-20%.

К операциям, трудноподдающимся и не поддающимся механизации, относятся контрольно-осмотровые (по сцеплению, коробке передач, карданной передаче, заднему мосту, ручному тормозу и т.д.), также значительная часть крепежных работ в труднодоступных местах автомобиля. Наличие этих и ряда "других операций не позволяет обеспечить предельно-возможный уровень механизации при проведении ТО и Р автомобилей, а ограничивает его усредненной величиной, равной 30-50 % от предельно возможного в зависимости от типа обслуживаемого подвижного состава.

Необходимо отметить, что при этом возможный уровень механизации отдельных работ, таких, например, как уборочно-моечные, смазочно-заправочные, может быть доведен до 80-85 % от предельно возможного.

Наличие трудноподдающихся и не поддающихся механизации технологических операций по ТО и Р требует разработки и предъявления требований к автомобильной промышленности по улучшению приспособ-

ленности конструкций агрегатов, узлов и механизмов подвижного состава к применению средств механизации при ТО и Р.

Для дальнейшего повышения предельно возможного уровня механизации процессов ТО и ТР необходимо интенсифицировать работу по улучшению эксплуатационной технологичности автомобильного подвижного

состава.

Большое значение для повышения  уровня механизации процессов ТО и Р на АТП имеет мощность (по количеству автомобилей) каждого конкретного АТП.

Очевидно, что чем меньше АТП, тем меньше возможностей для повышения уровня механизации процессов ТО и ТР, что обусловлено недостатком средств для проведения комплексной механизации, экономической нецелесообразностью оснащения АТП высокопроизводительным оборудованием вследствие невозможности обеспечения его полной загрузки, ограниченными возможностями обновления технологического оборудования, отсутствием предпосылок для создания специализированных постов ТО и ТР, нехваткой площадей для установки оборудования, ограниченностью энергетических ресурсов.

Информация о работе Технико-экономическое и социальное значение механизации